Сочинение по произведению «Недоросль» Фонвизина. Образы героев
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана во времена литературной моды на классицизм. Интересной особенностью этого произведения стали, так сказать, «говорящие» фамилии. Главного героя, например, зовут Митрофан - «подобный матери».
Сочинение по произведению «Недоросль» можно начать с того, что в самом названии комедии уже заключен вопрос ложного и истинного воспитания. Ведь не зря устаревшее слово «недоросль» на русский язык переводится как «недоучка».
Сочинение по произведению «Недоросль» Фонвизина
И действительно, Митрофан в свои шестнадцать лет ничего хорошего и полезного делать не умел, хотя его мать, Простакова, постоянно нанимала ему разных учителей, но не из-за того, что хотела сделать сына грамотным, а потому, что так велел делать царь Петр I. Она так и говорила своему Мирофанушке, мол, ты хоть для виду учись, чтобы до ушей царя дошло, как ты стараешься.
Но есть в этой комедии и положительные герои, такие как Правдин и Стародум, которые говорили, что, имея душу и сердце, ты и становишься человеком. Они открыто высказывались о том, что презирают несправедливых, трусливых и бесчестных людей. Стародум считал, что ребенку не обязательно оставить большое наследство и деньги, главное - воспитать в нем человеческое достоинство и привить нравственность.
Сочинение по произведению «Недоросль» должно затрагивать тему формирования характера ребенка в семье. И вот теперь можно себе представить, в каком окружении вырос Митрофанушка – жадный, жестокий, грубый и невежественный.
Родители всегда были и остаются для детей главным примером для подражания. Госпожа Простакова на глазах у сына могла грубить, хамить и унижать окружающих и крепостных. Конечно, она как мать очень любила сына, но уж очень изнежила и избаловала.
Горе-воспитатели
Влияние матушки, постоянное угождение и бегающие следом крепостные холопы сделали из парня ленивого невежду и недоучку. Учителя Митрофана – Кутейкин и Цифиркин, тоже были такими же недоучками. Но сама Простакова отдала предпочтение Вральману, бывшему немецкому кучеру, который сильно никогда не напрягал ее сыночка, а то и вовсе отпускал с занятий. Митрофан же каждый раз, не успев начать новое дело, быстро его забрасывал и принимался за другое. А потом он и вовсе заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Результат налицо
В конце концов, Митрофан из-за своего бессердечия и равнодушия доводит собственную мать до полуобморочного состояния. Стародум очень точно в тот момент подметит: «Вот злонравия достойные плоды». Понятное дело, что такого рода воспитание обязательно приведет к непоправимым результатам. Вот и Митрофанушка стал образцом невежества, хамства и глупости.
Сочинение по произведению «Недоросль» можно продолжить тем, что эта пьеса затонула очень серьезную тему эпохи просвещения – воспитание. Во всяком случае, сначала именно так задумывал написать ее Фонвизин. Но потом она обрела краски социально-политической комедии, где тема воспитания очень тесно связалась с наболевшими проблемами России XVII века. Это темы крепостного права и недовольства самодержавным режимом Екатерины II.
Образы: «Недоросль» Фонвизина и ее главные персонажи
Любовная интрига с Софьей тоже подчинена социально-политическому конфликту, но основная проблема здесь – борьба просвещенных дворян (Правдин и Стародум) с крепостниками-помещиками (Простаковы и Скотинин), жаждущими богатства и не имеющими представлений о чести и достоинстве.
В этих главных образах и представлена вся ирония автора над государственным строем и жизнью людей того времени.
Если говорить об образе хозяйки дома – Простаковой, то она неграмотная, так как в ее роду учиться считалось преступлением, и потом, она - «презлая фурия», которая постоянно бранилась и дралась, на чем дом ее и держался. В образе Скотинина показываются те негативные черты человека, у которого «всякая вина виновата». Он – жестокий крепостник, у которого свиньи живут лучше людей.
Образ Стародума несет семейную мораль и представляет собой честного человека, не променявшего совесть на деньги. Сочинение по произведению «Недоросль» можно закончить тем, что именно этот нравственный герой и стал «мозгом» пьесы. В его монологах получают особое выражение современные идеи просвещения, которые и исповедовал сам автор.