Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и художники из «Мира искусства», а в конце жизни его отметила наградами и советская власть.

Он прожил жизнь, наполненную до краев напряженным творческим трудом.

Долгий путь труженика

Он родился в Уфе, в купеческой семье, в 1862 году. Сохранилось предание о чуде, которое произошло с младенцем Михаилом, когда он заболел и находился при смерти. Родные уже заказали панихиду, и мать положила ему на грудь иконку святого православного, Тихона Задонского. Болезнь отступила, и ребенок поправился, причем художник прожил 80 лет, трудился до последнего часа и редко испытывал необходимость в обращении к врачам.

Родители не стали настаивать на коммерческом будущем сына, когда стало ясно, что у него явные способности к рисованию. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Первые существенные работы Нестерова - картины на бытовые и исторические сюжеты – стали близки по духу полотнам ведущих художников из товарищества передвижников и были высоко оценены ими.

Поиски своей темы

На отношение к жизни и выбор главных направлений творчества повлияла трагедия, пережитая Михаилом Васильевичем в возрасте 24 лет. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Потрясение, им пережитое, нашло выражение в попытках запечатлеть образ ушедшей на полотнах. С тех пор многие женские образы, созданные художником, имели черты погибшей жены Нестерова. Картины «Христова невеста», «Царица», иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе.

Житие святых, ставших опорой для православных людей, – еще одно направление в творчестве Нестерова. Картины, посвященные образам мучеников за истинную веру, среди которых любимым был великий старец Сергий Радонежский, мастер считал лучшими своими произведениями.

«Видение отроку Варфоломею»

Варфоломей – так звали Сергия Радонежского до пострига. Однажды отроку явился ангел в иноческом виде. Старец узнал от Варфоломея о его желании научиться читать и «благословил его на уразумение грамоты и в ознаменование благодати Божией дал ему частицу просфоры. … И превзошёл он в грамоте своих братьев и сверстников».

Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Исходящую от него божественную благость мы понимаем по лицу мальчика больше, чем по слабо светящемуся нимбу. Главное содержание полотна – мистическое настроение, создаваемое в том числе потрясающим пейзажем. Осенний лесок, косогор, деревянная церковь, изгиб речки – все привычно для русского взора, но художник наполняет эту картину музыкой небес.

Не всеми был понят в этом шедевре художник Нестеров. Картины с таким неземным смыслом не было принято выставлять на выставках передвижников. Демократически настроенная художественная критика осудила идейный подтекст полотна, но величайшее художественное мастерство Нестерова увидели все.

«Нестеровский» пейзаж

Природное окружение на полотнах мастера играет очень большую роль. Долгое время Нестеров мечтал о совместной выставке с И. Левитаном – их связывали дружба и похожий взгляд на русскую природу. Чаще всего он обращается к северной или средней полосе России: у него нет яркости и буйства цвета, но сила впечатления от его пейзажей от этого не уменьшается. Она в одухотворенности, читаемой в каждом деревце, в каждой березке, написанной так, как умел только Нестеров.

«Пустынник» (1888), «Молчание» (1903), «Святая Русь» (1905), «Философы» (1917) – на всех картинах художника русский дух, как и русская природа – не агрессивный, но заполняющий любую созерцающую душу. Этот особенный взгляд стал самым важным вкладом мастера в отечественную культуру.

Честность и труд

Среди тех, кто после Октября 1917 года остался в России и не эмигрировал, был и М.В. Нестеров. Картины, написанные им до революции, не отвечали по настроению и содержанию наступившему времени, но слишком велико было уважение, которым пользовался художник за свой труд и талант.

Он продолжал работать – заниматься живописью и воспитывать учеников, больше занимаясь теперь портретным жанром. Он не скрывал своих убеждений, не заигрывал с властью, поэтому трудно назвать его жизнь лишенной проблем, в том числе материальных. Репрессии жестоко ударили по его дочери, у которой расстреляли мужа, а она сама была арестована.

Его самого защитило громкое имя и авторитет среди коллег по профессии, а постоянные занятия любимым делом служили надежной жизненной опорой. В конце концов, даже власти признали его талант и упорный труд. Художник Нестеров, картины которого, изображавшие видных деятелей науки и искусств, высоко оценили специалисты и простые зрители, в 1941 году получил Сталинскою премию за знаменитый портрет Ивана Петровича Павлова. Позднее ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Но звание, которым Нестеров дорожил превыше всего, звучит проще, но значительно весомей – настоящий русский художник.

Комментарии