Образы сказки "Снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре
Снегурочка – по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж. Она является добрым героем новогодней мифологии.
Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.
Снегурочка: происхождение героини
Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.
Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же – дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.
Слепленная из снега девочка
В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.
Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.
Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.
«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.
Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...
В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:
Мифологизированный образ застывших зимних вод
Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка – верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка – есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.
Снегурочка – прообраз Костромы
Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.
Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).
Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).
Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец – грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.
Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома – это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.
Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»
В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».
Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка» раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.
Островский испытывает свою героиню:
- ее не понимают окружающие (жители Слободы);
- Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.
Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве
«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.
После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».
Впервые на сцене опера «Снегурочка» была представлена большому зрителю 29 января 1882 года.
Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.
Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.
Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).
Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».
Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.
К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.
В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний образ); светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.
Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Василий Перов, Илья Глазунов, Константин Коровин.
В.М. Васнецов – образы сказки «Снегурочка»
В декоративно-прикладном искусстве при создании своих работ черпал вдохновение В.М. Васнецов. Мотивы русских вышивок, росписи по дереву он использовал, выполняя декорации царских палат.
Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.