Китайский дворец (Санкт-Петербург, Ораниенбаум): часы работы, фото

На весь мир славится великолепный Санкт-Петербург своими историческими, культурными и архитектурными памятниками. Причем далеко не все из них находятся в черте города. Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. Один из таких пригородов расположен в 40 км от города. Это Ломоносов. Прежде его называли Ораниенбаум. Здесь находится интереснейший музей-заповедник, в котором хранятся архитектурные шедевры XVIII века. Экскурсия в Ораниенбаум с посещением Китайского дворца произведет на вас огромное впечатление.

История

На эти живописные земли на берегу Финского залива первым обратил внимание сподвижник Петра I и его ближайший помощник Александр Данилович Меньшиков, который решил именно здесь построить свою загородную резиденцию.

Так появился знаменитый Большой дворец, который своей роскошью и великолепием затмевал дворец самого Петра I, который в то же самое время возводился в Петергофе. Рядом был живописный Нижний сад.

В 1727 году князь Меньшиков впал в немилость и был отправлен в ссылку. Все его имущество, в том числе и дворец в Ораниенбауме, было передано в государственную казну. В 1743 великая императрица российская Елизавета Петровна подарила имение сыну, который позднее стал русским императором Петром III.

Новый хозяин построил ансамбль Петерштадт, в состав которого вошли мощная крепость и дворец. Когда к власти пришла Екатерина II, в Ораниенбауме начался новый этап строительства. Императрица создала здесь свою летнюю резиденцию и построила прекрасный дворец «Собственная дача».

Меньшиковский дворец

Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин - князь Меньшиков (1710-1727). По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Дворец не зря называют Большим. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. От фасада спускаются террасы. К главному корпусу примыкают с двух сторон одноэтажные крылья, завершающиеся двумя павильонами – Восточным и Церковным. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Петр III изменил дворцовые интерьеры. Восточный павильон, в связи с тем что в его интерьере появилось более двухсот предметов китайского и японского фарфора, стали называть Японским.

Китайский дворец (Ораниенбаум)

Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Автором проекта и руководителем строительства стал известный в те времена зодчий Антонио Ринальди. С этим именем связан самый важный период в создании архитектурного ансамбля в Ораниенбауме. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину.

Без преувеличения можно сказать, что Китайский дворец вместе с другими бесценными памятниками тех времен принадлежит к признанным шедеврам русского зодчества. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. Название, которое получил Китайский дворец (Санкт-Петербург), условно. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. Лишь в некоторых комнатах использовались декоративные китайские мотивы, довольно свободно трактованные. Во дворце была собрана огромная коллекция произведений китайского искусства и японского фарфора. Частично это собрание сохранилось и сегодня.

Архитектурные особенности

Китайский дворец (Ораниенбаум) – это сравнительно небольшое, слегка вытянутое здание, которое немного напоминает парковый летний павильон. Он окружен невысокой панелью из каменных плит и декоративной чугунной решеткой. Два небольших партерных садика разбиты перед фасадом. Они органично вписаны в общую композицию строения и по замыслу зодчего стали неотъемлемой его частью.

Такую же роль играют и огромные вековые дубы, которые были специально посажены при закладке здания: они словно связывают его с большим парком. Средняя часть строения слегка завышена, она является его композиционным центром. Фасады оформлены пилястрами. Застекленные двери и окна украшены лепными рамами.

Изменения дворца

Китайский дворец вначале был одноэтажным. Лишь в завышенной части его (с южного фасада) наверху было одно или два помещения, которые не имели декоративной отделки.

Второй этаж над выступами (ризалитами) южного фасада был выполнен А. И. Штакеншнейдером в конце 40-х годов XIX века. Несколько позднее он же добавил к восточной части здания пристройку с одной комнатой - Большую антикамеру, которая примыкала к Залу муз.

В 1853 году Л. Бонштедт сделал такую же пристройку к западному крылу здания, а также реконструировал центр южного фасада. Здесь он создал застекленную галерею.

Внутреннее устройство дворца

Китайский дворец (Ломоносов) создан таким образом, что его внешний облик, сочетание объемов, соотношения и пропорции отдельных частей определяют расположение внутренних помещений. Все они имели разное предназначение.

План дворца симметричен и композиционно уравновешен. Для него характерна анфиладная система — связанные между собой интерьеры находятся на одной оси. Центр симметрии - это Большой зал. Он имеет высоту 8,5 метра. Обычно такие парадные залы, которые иногда называют итальянскими, играют важную роль как организующее звено в планировке дворца.

По двум сторонам зала расположены Сиреневая и Голубая гостиные, а также кабинеты (Малый китайский и Стеклярусный). Анфиладу завершают Зал муз и Большой китайский кабинет.

Архитектурный стиль

Китайский дворец (Ломоносов) строился, когда русское зодчество находилось в переходном периоде. Декоративные приемы, активно используемые в 50-х годах XVIII века, перестали удовлетворять художественным требованиям, а появившийся классицизм еще не был окончательно сформирован в архитектуре.

В облике фасадов дворца особенности этого переходного периода выступают очень ярко. Свойственная предшествующим строениям декоративность и чрезмерная пышность уступили здесь место простоте и лаконичности художественной отделки. Это более характерно для развивающегося классицизма.

Китайский дворец строили и украшали талантливые мастера того времени - лепщики, мозаичисты, мраморщики, паркетчики, позолотчики, резчики по дереву и другие.

Паркет

Фото Китайского дворца часто можно увидеть в глянцевых изданиях не только в России, но и за рубежом. Его роскошное убранство интересует многие поколения исследователей русского искусства.

Хотелось бы рассказать об уникальных паркетных полах музея. 772 квадратных метра паркета собраны из многих отечественных и зарубежных древесных пород. В их числе розовое, красное, лимонное и черное дерево, амарант, палисандр и самшит, дуб и персидский орех и многие другие. В некоторых помещениях их насчитывается до пятнадцати видов.

Деревянные планки наклеивались в форме разных рисунков на отдельные щиты. Затем мелкие узоры выжигали или вырезали. Для каждой комнаты предназначался свой особенный рисунок паркета, который привязывался к остальному интерьеру. Паркеты являются очень ценными. По своему замыслу и манере исполнения они не имеют равных в нашей стране.

Живопись

Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. Многочисленные панно, настенная живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. Их значение трудно переоценить. Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления. Такого собрания нет ни в одном из сохранившихся русских дворцов.

Для оформления залов и комнат приобретались первоклассные произведения прикладного и изобразительного искусства. Большинство плафонов, которые были написаны на холстах, изготавливались в Венеции группой известных живописцев академии художеств.

Дворец после революции

После 1917 года Китайский дворец стал музеем. Его смогли посещать все желающие. Стала возможна научно обоснованная реставрация, а также грамотное хранение его художественных ценностей. В период с 1925 по 1933 год были проведены серьезные работы по реставрации декоративной живописи.

Стеклярусный кабинет Китайского дворца

Это помещение по праву считается самым знаменитым покоем дворца. Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 60-х годов XVIII века. Стены его декорированы бесценными панно. Это такие холсты, по которым сделана изысканная вышивка стеклярусом.

Этот материал производился на мозаичной фабрике в окрестностях Ораниенбаума, которую основал великий ученый М. В. Ломоносов. На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции, изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой. Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда.

Золоченые рамы имеют длину 3 метра 63 сантиметра и ширину около полутора метров. Некоторые рамы дополняют фигурки драконов. Игра позолоты очень выразительна благодаря глубине рельефа, который достигает 18 сантиметров.

Нижний сад

Это выдающийся образец садово-паркового искусства. Он входит в состав комплекса Большого дворца. В центре сада были разбиты партеры с многочисленными и довольно редкими цветами. Их окружают ряды кленов, лип и елей. Кроме того, здесь были высажены плодовые деревья – вишни, яблони и т.д. Сад украшен фонтанами и скульптурами.

Верхний парк

Этот парк условно делится на две части. В его восточной части находится комплекс Петерштадт, а в западной - комплекс «Собственная дача». Нынешний облик Верхнего парка создан в начале XIX века. Особую привлекательность ему придают мосты, которые органично вписались в его ландшафт, а также архитектурные сооружения.

Когда можно посетить дворец?

Эта информация необходима всем, кто собирается посетить Китайский Дворец. Часы работы: с 10.30 до 19.00. В понедельник сотрудники музея отдыхают.

Комментарии