Элемент системы - это что такое? Примеры элементов системы. Элементы экономической системы

Развитие общества, экономики, ход политических процессов во многом осуществляются по системным принципам. Их сущность предполагает следование тех или иных элементов или субъектов определенным закономерностям, выполнение ими той или иной роли. Что же такое система? Какова специфика компонентов, которые ее формируют?

Определение

Прежде чем рассматривать основные элементы системы, определимся с сущностью ключевой категории вопроса. Каковы мнения исследователей на этот счет? В соответствии с распространенной точкой зрения, под термином «система» следует понимать совокупность связанных и имеющих взаимную зависимость частей, объединенных неким общим критерием (например, целью). При этом каждая из соответствующих частей может обладать выраженной самостоятельностью.

Свойства

Система должна обладать следующими основными свойствами: наличием нескольких элементов, присутствием общего критерия, который их объединяет, целостностью, а также стремлением к поддержанию своей структуры. В числе иных важных признаков, выделяемых исследователями: потребность во внешнем управлении, а также сложная структура свойств внутренних элементов (при которой возможно, что признаки, характеризующие одну часть системы, будут значительно отличаться от таковых, что применимы в отношении другой).

Структура

Какими могут быть структурные элементы системы? Таковыми, с одной стороны, выступают субъекты или явления, взаимодействующие между собой, с другой — фактические результаты их коммуникаций, которыми может быть образование новых элементов системы, и так по нарастающей. Таким образом, структурный элемент системы — это субъект, который может не иметь признаков завершенности и целостности.

Специфика элементов

Например, если идет о хозяйственной системе государства, то ее элементом может быть, с одной стороны, совокупность кредитно-финансовых организаций, с другой — деятельность соответствующих структур (которая может заключаться в проведении транзакций, выдаче кредитов и т. д.). Результатом коммуникаций на уровне национальной хозяйственной системы может быть формирование, в свою очередь, региональных, локальных или отраслевых экономических кластеров, которые могут впоследствии получить выраженную самостоятельность относительно исходной системы.

Неделимость элементов

Достаточно сложно выделить критерии, которые бы однозначно определяли то, какими свойствами и внешними признаками должны обладать элементы экономической системы. Некоторые исследователи предлагают придерживаться концепции, по которой отдельными элементами системы правомерно выделять только те ее части, которые в силу объективных критериев тяжело делить на функциональные разновидности или дополнительные классы. Так, примером такого элемента в экономике может быть предприятие или, например, территориальное представительство Федеральной налоговой службы.

Самостоятельность элементов

Есть и другая точка зрения на счет того, какие признаки характеризуют элементы экономической системы. По мнению ряда исследователей, таковыми могут быть любые хозяйствующие субъекты, обладающие относительной самостоятельностью в принятии решений. Так, элементом экономической системы территориальное подразделение ФНС уже быть не может, поскольку подчинено федеральным органам управления. В свою очередь, соответствующего типа субъектом будет Федеральная налоговая служба в целом. Аналогично элемент системы — это предприятие, если оно существует как самостоятельное юридическое лицо. Если оно входит в структуру холдинга — подобным статусом, если следовать рассматриваемой точке зрения, обладать не сможет.

Типы систем

Исследовав, что такое система, элемент, структура данной категории, рассмотрим популярные основания для ее классификации.

Так, выделяют системы открытого и закрытого типов. К первым относятся те, что предполагают активные коммуникации с другими системами. Для них свойственен некий обмен — данными, энергией или, например, информацией — с иными субъектами активностей. В свою очередь, закрытые системы не характеризуются подобными свойствами. Примеры открытых систем — социум, экономика, политическое пространство.

Другой распространенный критерий — уровень структурированности. Что это означает? Так, системы могут характеризоваться выраженной или слабой структурированностью. В некоторых случаях данные термины отождествляются, соответственно, с высоким уровнем организации и низким. Или, например, с выраженной способностью к саморегуляции и слабо заметной. Конкретный подход определяется предпочтениями исследователя. Есть эксперты, которые отождествляют понятие структирированности со способностью самостоятельной адаптации и настройки (к условиям внешней среды или взаимодействию составляющих элементов).

Так или иначе, к системам первого типа — структурированным, высокоорганизованным, саморегулирующимся и способным к самостоятельной адаптации и настройке — относят те, в которых составляющие элементы четко зафиксированы, имеют свою роль. Можно отметить, что этот признак в большей степени характерен для технических систем.

Если вести речь о слабо структурированных системах (соответственно, характеризующихся низким уровнем организации, отсутствием способности к саморегуляции, адаптации и настройке), то, в свою очередь, элементы в них могут не иметь конкретных признаков и однозначных ролей. Однако в таких системах есть параметры и закономерности, позволяющие оценивать их активности. В некоторых случаях возможно задействование вероятностных методов анализа процессов.

Некоторые исследователи выделяют детерминированные и стохастические системы. В чем их специфика? К первым относятся те системы, что имеют достаточно жесткую структуру. Собственно, в некоторых контекстах они рассматриваются как полностью соответствующие структурированным (высокоорганизованным, саморегулирующимся, адаптирующимся, самонастраивающимся). Однако есть ряд особенных критериев, характеризующих детерминированные системы. Например, устойчивость, сохраняющаяся с течением времени. Структурированная система может иногда видоизменяться и приобретать признаки низкоорганизованной, равно как и наоборот. Однако если это будет наблюдаться в отношении детерминированной системы, то в этом случае она может разрушиться в принципе. В свою очередь, стохастическая система всегда должна быть мягкой, иначе она может утратить функциональность связей, работающих внутри нее (поскольку они могут быть попросту не рассчитаны на жесткость, которая присуща детерминированной системе).

Следующий аспект, который нас интересует, — характеристика элементов системы. Каковы наиболее примечательные концепции на этот счет?

Классификация элементов системы

Итак, элемент системы — это, если следовать первой точке зрения, рассмотренной выше, — целостный, неделимый субъект, взаимодействующий с другими, что имеют такие же признаки. В соответствии с другой концепцией, таковым может быть субъект, характеризующийся выраженной самостоятельностью. Но вне зависимости от того, что понимать под соответствующим термином, и какие свойства элемента системы — неделимость или самостоятельность — считать первостепенными, во всех случаях тот или иной субъект будет играть определенную роль или даже несколько таковых. Которая, вероятно, окажется критерием отнесения элемента к тому или иному классу. Какие же роли могут выполнять субъекты системы? Какими признаками они, вследствие этого, должны обладать?

Системообразующие и вспомогательные элементы

Исследователи выделяют, прежде всего, системообразующие элементы и вспомогательные. Что это значит? Например, если рассматривать элементы банковской системы, то к системообразующим можно будет отнести, собственно, сам по себе институт кредитно-финансовых отношений (если придерживаться концепции, что важна независимость) либо отдельные банки (если брать за основу теорию, по которой ключевой признак элемента — неделимость). В свою очередь, вспомогательными элементами в данном случае могут быть надзорные органы власти, что проверяют эффективность законность работы ключевых субъектов — банков (если берем первую концепцию) либо, например, организация, выполняющая услуги по инкассации денежных средств (если рассматривать теорию о неделимости элементов системы).

Элементы стратегического и тактического значения

Другой критерий классификации субъектов, о которых идет речь — длительность осуществляемых ими активностей. Есть элементы, чья роль сводится к решению тактических задач, а есть те, что имеют стратегическое значение. Если вновь рассматривать элементы банковской системы, то к субъектам первого типа можно вполне отнести службу инкассации. Ее главная задача — перевезти финансовые средства из одного места в другое. После этого свою роль соответствующий элемент выполнять перестает. В свою очередь, стратегические компоненты банковской системы — это, очевидно, сами кредитно-финансовые организации. Однако их также можно классифицировать в рамках рассматриваемого критерия на дополнительные разновидности. Так, бывают главные офисы банков, которые, пока соответствующий бренд присутствует на рынке, будут функционировать в любом случае. А есть временные офисы, которые могут периодически открываться и закрываться. Первые будут относиться к стратегическим элементам, вторые — выполнять временную функцию.

Управомоченность и обязанность для общественных элементов

Еще один возможный критерий, определяющий то, к какому классу должен относиться тот или иной общественный элемент системы. Это отнесение к типу управомоченных или обязанных. Данная категория находит свое основание в гражданском праве, однако вполне применима ко многим другим отраслям социальных коммуникаций. Так, если рассматривать элементы системы финансов, то к управомоченным мы можем отнести те самые надзорные органы. Они имеют право проверять кредитно-финансовые организации на предмет соответствия их деятельности законодательству. Они могут исследовать активы банков на предмет достаточности для обеспечения обязательств. Они вправе отзывать у кредитно-финансовых организаций лицензии в случае, если будут выявлены серьезные нарушения.

В свою очередь, обязанные элементы системы финансов — это уже сами банки. Соответствующие организации должны отчитываться перед надзорными структурами, приводить свою деятельность в соответствие законодательству, предоставлять необходимые данные, раскрывающие величину активов, и т. д.

Вместе с тем управомоченный элемент системы практически всегда будет одновременно обязанным перед каким-либо другим субъектом. Например, надзорный орган, контролирующий работу банков, будет, как мы отметили выше, управомоченным относительно них, но одновременно обязанным по отношению к правительству страны. В свою очередь, кредитно-финансовые учреждения обязаны в отношении надзорных структур, но в то же время могут быть управомочены в отношении своих заемщиков, взявших кредит. Сами граждане, оформившие займ, могут быть управомоченными, как это ни удивительно, в отношении собственного правительства. Они вправе требовать с него справедливого управления государством и его различными институтами, включая экономический. Тем самым обеспечивается взаимодействие разных субъектов — граждан, банков, надзорных структур, правительства — в рамках масштабной социальной системы.

Комментарии