Социальная перцепция
Когда-то, великий Цицерон сказал: «Прежде чем о чем-либо спорить, договоритесь о значении слов…». Наверное, это выражение мудрого римлянина как нельзя лучше в иносказательном смысле отражает смысл понятия "социальная перцепция". Действительно, все понимают, что эффективное взаимодействие между людьми может осуществляться только в том случае, если оно носит характер взаимопонимания. Дело в том, что взаимодействие, по разным причинам объективного и субъективного характера, может истолковываться участниками этого акта взаимодействия неоднозначно.
Связана данная неоднозначность с тем, что у акторов взаимодействия существуют различные ожидания от хода и результата взаимодействия с другим индивидом, другие установки, каждый актор в своих отношениях с внешним социальным окружением руководствуется разными ценностными системами и критериями.
Однако при всем различии указанных факторов, во взаимодействиях присутствует один параметр, который объективно является общим для всех участников процесса взаимодействия – это способ и процесс восприятия ими друг друга. Он является объективно обязательным в структуре общения и характеризуется понятием социальная перцепция.
Следует, однако, уточнить такой момент, что употребление данной категории не совсем точно и полно отражает содержательную сторону общения между людьми. В научный оборот этот термин был введен Дж. Брунером в 1947 году, и вошел в психологию вместе с теорией «New Look» - нового взгляда на проблемы общения, взаимодействия и восприятия людьми друг друга. В рамках данной парадигмы социальная перцепция раскрывала только детерминирующие стороны человеческих отношений.
Затем взгляд на содержание данной категории несколько расширился и под перцепцией стали рассматривать весь процесс восприятия социальными объектами друг друга. При этом расширительное толкование заключалось в том, что под социальным объектом понимался не отдельно взятый человек, а вся совокупность элементов социальной структуры общества в целом: социальные группы, общности, и, даже, общество в целом, когда речь шла об отношениях вида «человек – общество». Современная психологическая наука именно в такой трактовке рассматривает понятие социальная перцепция.
Полномасштабное рассмотрение содержания данной категории создает весьма сложную и картину, отражающую механизм восприятия социальными объектами друг друга в процессе их взаимодействий. Этот механизм включает в себя собственно человека, который способен к восприятию другого, другого человека, вступающего во взаимодействие с первым. Дополняется этот механизм свойствами акторов взаимодействия, которые эти индивиды несут как характеристики социальных групп, к которым они относятся. И, наконец, важным элементом этого механизма выступает ситуативный компонент – конкретные условия и обстоятельства места и времени, в рамках которых осуществляется взаимодействие.
Еще более сложным по структуре и содержанию выступает социально-педагогическая перцепция, которая предполагает включение ряда особенных, новых значимых факторов, детерминирующих восприятие. Это такие, как профессиональная направленность, особенности педагогической деятельности как фактора общей социализации индивида, компетентность и другие. Поэтому педагогическая социальная перцепция понимается как способность педагога, учителя (в широком значении этого слова), видеть внутренний мир ребенка, обучающегося при помощи средств эмпатии, то есть умения «проживать» перипетии его становления совместно с ним.
Эффективность такого подхода, как правило, определяется степенью развитости интереса к проблемам, которые волнуют воспитуемого. А потому «качество» перцептивного компонента педагогической деятельности зависит от двух составляющих: способностей педагога, с одной стороны, и способностей ученика, с другой.