«Американская история Х»: актеры и роли

В 1998 году в прокат США, а после и всего мира, вышел фильм-дебют режиссера Тони Кэя «Американская история X» (актеры: Эдвард Нортон, Дженнифер Лиен, Эдвард Ферлонг, Беверли Д’Анджело, Итан Сапли и др.). Кино получилось более чем вызывающее, шокирующее, но главное - интересное и красивое. Кассовые сборы лишь немного превысили бюджет киноленты, дивиденды проект получил значительно позже. Сейчас этот фильм по праву называется культовым.

Борьба с пороками

Фильм «Американская история Х» (актеры и роли, которые они исполнили, являются объектом горячих споров до сих пор) представляет собой авторский взгляд на борьбу с отдельными человеческими пороками, такими как расизм и национализм. Критики дружно окрестили фильм очередной попыткой расправы с ними – прививкой политкорректности в неокрепшие умы подрастающего поколения американцев. Была ли картина государственным заказом, доподлинно неизвестно, но сделана она профессионально, качественно и со вкусом. Смотреть ленту интересно. Ее даже можно было бы назвать идеальной, если б не присутствие в сюжете нескольких неприятных моментов. Неизвестно, какой представляли себе картину актеры фильма «Американская история Икс», но сценарист Дэйвид МакКенна видел ее как рассказ о ненависти, истоках и мотивах ее возникновения, о сущности и последствиях этого деструктивного чувства. Режиссер Тони Кэй своей работой хотел поведать о жестокой реальности, а в результате их общих усилий получилось кино о неонацистах и трагической участи семьи Дерека Виньярда.

Исполнитель главной роли и монтажер

Как ни странно, но завершающий монтаж действительно выполнил исполнитель главной роли Эдвард Нортон. Справедливости ради стоит отметить, что ему не пришлось овладевать премудростями мастерства, он руководил целой бригадой профессионалов, среди которых были Алан Хайм и Джералд Б. Гринберг. Дело в том, что первоначальная версия картины была категорически отвергнута студией. «Американская история Х», актеры которой уже были известны широкой зрительской аудитории, могла провалиться в прокате из-за того, что была слишком быстрой и довольно жесткой. Хотя режиссер был против сцен вроде «все плачут, прощают и обнимаются», Нортон намеренно распорядился смонтировать фильм так, чтобы его персонаж появлялся на экране в два раза больше, раскрывая свой внутренний мир, чем исказил первоначальную задумку создателей.

Актерская игра Эдварда Нортона

Его актерское мастерство, расхваливаемое кинокритиками в 1998-1999 годах, заслуживает особого внимания. Современному зрителю его актерская игра может показаться даже слабой, многие современники считают, что Эдварду не удалось до конца раскрыть образ своего персонажа. Нортон, по сути, очень хороший актер, но в нем уж очень много «себя». Зритель, знакомый с Эдвардом по другим ролям («Красный Дракон», «Бойцовский клуб», «Иллюзионист» и т. д.) увидит в этой картине убедительно плачущего, негодующего, кричащего, реже радостного, но все же Нортона. Ради этого уже стоит рекомендовать к просмотру фильм «Американская история Х». Актеры, оттесненные им на второй план, тоже будут интересны зрителю. Но не настолько.

Сюжет

«Американская история Икс», актеры и роли которой были тщательно подобраны и идеально соответствуют друг другу, имеет тяжелый для восприятия обычного человека сюжет. В центре повествования история главного героя Дэнни Виньярда (акт. Эдвард Ферлонг), тинэйджера, который боготворит своего старшего брата и поэтому впитывает с детских лет нацистскую идеологию. Однажды директор школы – афроамериканец, задает ему на дом написание сочинения о старшем брате Дереке (акт. Эдвард Нортон). Дерек является авторитетом, лидером местных неонацистов и в этот самый день освобождается из мест лишения свободы. За период тюремного заключения Дерек жутко меняется, о чем и рассказывает младшему брату, но гораздо позже. События картины развиваются параллельно – в настоящем времени и прошлом (воспоминания Дерека). Все они находят отражение в школьном сочинении Дэнни. Опус Виньярда-младшего раскрывает проблему влияния семьи на становление личности, равно как и «Американская история Х». Актеры, сыгравшие родных братьев, после окончания съемок поддерживают теплые дружеские отношения.

Соотношение значимости героев

Зритель наблюдает за происходящим на экране глазами Дэнни, осознавая, насколько отдельные поступки старшего брата влияют на взгляды и убеждения подростка. Исходя из авторского замысла и построения повествования (очередь построения кадров), совсем несложно догадаться, что такое наблюдение становится самыми акцентированными моментами, притом что они не занимают очень много хронометражного времени. По сути, весь хронометраж должен быть предоставлен Дереку, но лишь как создавшемуся образу в глазах младшего брата. Однако после радикальных перемен, навязанных Нортоном, вместо картины о становлении личности подростка под влиянием семьи зритель может лицезреть историю жизни Дерека Виньярда, а внимание Дэнни уделяется лишь в финале. Такова кинокартина «Американская история Х». Актеры, фото которых украшает постер фильма, неохотно говорят на тему произошедшей оказии с отснятым материалом.

Черно-белые и цветные эпизоды

Соотношение важности героев доказывает, что фильм можно разделить на цветные и черно-белые эпизоды. Такой ход режиссера имеет основание намного более глубокое, чем разграничивание событий в настоящем и прошлом. Цвет может означать начало другой жизни, предполагаемое будущее, в котором отвергаются ложные идеалы.

Если на события фильма посмотреть хронологически, то можно заметить, что цвет меняется не в тех эпизодах, в которых происходит изменение мировоззрения главного героя, и не в тех, где происходит воссоединение Дерека со своей семьей. Цветной становится картинка тогда, когда Дэнни должен через сочинение переосмысливать свои взгляды на мир. Конечно, все намного сложнее: Дэнни подвел к переоценке взглядов на жизнь разговор со своим братом, который был в курсе сочинения и, таким образом, помог ему, как Дереку помогал чернокожий директор в тюрьме.

Неонацисты восхваляли этот фильм. Молодежь с подобными взглядами впитала все красивые кадры и пафос фильма, но не смогла осмыслить идейных посылов режиссера и сценариста – в этом заключается вторая проблема «Американской истории X», окончательная версия которой не обошлась без вмешательства Эдварда Нортона.

Еще на съемочной площадке между режиссером и актером случались скандалы. Кэй утверждал, что актер часто перечил и грубо с ним обращался. Кроме этого, режиссер сказал, что у него не было желания снимать Нортона, который зазнался из-за первого успеха.

Разногласия между студией и Тони Кэем доходили до суда. Кэй был возмущен своим отстранением от монтажа и потребовал изменения своего имени в титрах на псевдоним. Гильдия режиссеров Соединенных Штатов отвергла данную просьбу, аргументировав тем, что Кэем были нарушены правила Гильдии, которые связаны с псевдонимами в титрах. Тогда Тони подал иск на Гильдию и на студию и потребовал возместить моральный ущерб компенсацией в 200 миллионов.

Актуальность на все времена

Не вызывает сомнения тот факт, что картина наделала достаточно много шума после выхода в прокат, и сейчас, спустя почти 18 лет, остается волнующей и актуальной. Помимо всех производственных перипетий и последующих «бумажных» скандалов, взрывоопасным оказалось нутро киноленты – ее тематика, которую в аккуратном и псевдотолерантном американском обществе принято избегать. Актеры фильма «Американская история Х», воплотив на экране задумку авторов, подняли неудобную для США тему расизма, причем не только воинственных радикальных форм, но и выражения недовольства, возмущения просто за семейным ужином. Так, фильм демонстрирует, как зарождается расизм, причем в душах и умах детей из вполне обеспеченных и благополучных семей.

Посредством зажигательных агитационных речей взволнованного Дерека, с которыми трудно поспорить, зритель начинает понимать, что думают и что чувствуют неонацисты. С развитием образа младшего брата, решающую роль в котором сыграл старший брат и его повествование о коренных изменениях в его мировоззрении после пребывания в тюрьме, зритель осознает, что на самом деле представляют собой организации, подобные «Апостолам Христа», в которую входили и братья. Виден в дальнейшем и результат, к чему приводит необузданная слепая ненависть Дерека, даже не к заключению под стражу, а к последствиям, вызванным им. Только в самом финале Дерек осознает, к каким плачевным результатам привел его пример.

«Американская история X» – кинофильм, который не был удостоен множества номинаций и наград, но обязателен к просмотру.

Комментарии