Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения

Современные ученые понимают социализацию как непрерывный процесс, в результате которого индивид включается в различного рода отношения между людьми. Именно они делают человека зависимым от общества. Становление социального развития личности заключается в усвоении ею общечеловеческого опыта, а именно - знаний, умений и навыков, и в использовании их в своей трудовой деятельности. А также в общественной жизни.

Успешная социализация дошкольников связана с такими понятиями как «обучение», «образование», «воспитание», «развитие гармоничной личности ребенка». Эти процессы становятся полноценными только при условии их целенаправленности. Становление детского социогенеза является очень специфическим моментом, который требует непосредственного влияния взрослых людей. Их специально организованная деятельность позволяет сопровождать становление ребенка как личности, обладающей собственными мнением и убеждениями, делает этот процесс комплексным. Социализация дошкольников зарождается не только в семье, но и в детских дошкольных учреждениях в ходе процессов воспитания, образования и развития гармоничной личности ребенка. На маленького человека также могут оказывать влияние религиозные организации и контркультурные группы, которые имеют совсем другие цели и задачи.

Социализация в детском саду представляет собой специально организованный процесс, в ходе которого дети знакомятся и осваивают существующую действительность окружающего мира. Обеспечить благоприятное его протекание способна грамотная педагогическая работа ДОУ, которая позволяет организовать непрерывность и преемственность всех этапов приобщения ребенка к человеческому бытию. Социализация детей имеет своей конечной целью формирование их готовности к вступлению в межличностные отношения и дальнейшее освоение ими культуры. Под готовностью понимаются желания, умения и способности ребенка.

В настоящее время проблеме социализации дошкольников уделяется особое внимание. Психологи и педагоги изучают вопросы, связанные с гармоничным развитием личности детей и воспитанием в семье, которые напрямую влияют на их способность приобщаться к действительности окружающего мира. А также закладывают основы социальной компетенции, позволяющие этому процессу протекать самым оптимальным образом. Именно такие характеристики позволят человеку в дальнейшем быть успешным во всех своих основных видах деятельности. В настоящее время социальная компетентность понимается как способность ребенка удовлетворять потребности через взаимодействие с окружающим миром на основе общественно приемлемых способов реализации своей активности.

По мнению Л.С. Выготского, ребенок изначально является социальным существом, так как напрямую зависит от окружающих людей, на первых этапах – от родителей и других членов семьи, а после – от воспитателей и учителей. Это принципиально-значимый факт для деятельности ДОУ. Воспитатель детского сада выступает для маленького человека неким культурным образцом. От грамотности работы воспитателя будет в дальнейшем зависеть успешная социализация дошкольников. Так как он выступает прямым образцом для подражания. Смысл успешности рассматривается в контексте творческой социализации ребенка и его индивидуализации, способности в условиях постоянно изменяющегося бытия творить не только себя, но и новую культуру. А также приобщаться к духовным и материальным ценностям. Возможность сотворения культуры основывается на становлении универсальных человеческих способностей, базирующихся на познании и усвоении знаний, умений и навыков. Именно они становятся основой включения маленького человека в социум.

В.Т. Кудрявцева отмечет, что процесс сотворения культуры следует понимать не как создание новых вещей или идей, а как реализацию творческого воображения, умение ориентироваться на позицию других людей, произвольность, освоение общих способов действия с вещами и предметами, освоение элементов рефлексии, построение чувственной картины окружающего мира и формирование универсальных форм мышления и нравственного отношения к себе подобному.

Базовыми характеристиками успешной социализации ребенка являются: компетентность, способность к инициативности, креативность, произвольность психических процессов и поведения в целом, ответственность, самостоятельность, безопасность, развитое самосознание, свобода поведения, способность к адекватной самооценке.

В воспитании и развитии маленького человека, а также в приобретении им своего социального опыта семья играет важнейшую роль. Именно в семье, являющейся первичным институтом воспитания, социализация дошкольников протекает естественно и безболезненно. Ее становление основано на преемственности поколений.

Специалистами уже неоднократно доказан тот факт, что семья и детский сад обеспечивают целостность и полноту культурно-образовательной и социально-педагогической среды для развития и самореализации ребенка. Успешное взаимодействие семьи и ДОУ основывается на грамотном и гармоничном взаимодополнении друг друга, а не на дублировании и замене социозначимых функций одного воспитательного института другим.

Комментарии