Обучение: цели обучения, задачи, принципы
Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Цели обучения. Уровневый подход
Цель обучения - это планируемый результат процесса обучения, собственно, то, на что данный процесс направлен. И. П. Подласый предлагает дифференцировать цели обучения по трем уровням:
1. Политический: цель выступает в качестве объекта государственной политики в области образования.
2. Административный: цель представляет собой стратегию решения глобальных задач образования (на региональном уровне либо уровне учебного заведения).
3. Оперативный: цель рассматривается как оперативная задача в процессе реализации обучения в конкретном классе с конкретным составом учеников.
Проблема дифференциации целей обучения
Основанием для классификации понятия цели процесса обучения являются следующие критерии:
1. Мера общности: общие/частные, глобальные.
2. Отношение к структурам образования, отвечающим за их постановку и достижение: государственные (прописанные в государственных образовательных стандартах) цели, общевузовские, факультетские, кафедральные и др.
3. Направленность на развитие определенных подструктур личности: потребностно-мотивационная подструктура, эмоциональная, волевая и познавательная.
4. Язык описания целей: предметно-понятийная форма, предметно- деятельностная.
Таксономический подход Б. Блума
В свою очередь Б. Блум предлагает собственную целевую классификацию, определяющую обучение. Цели обучения он рассматривал с точки зрения конкретных таксономий (систематик). Первая таксономия направлена на формирование когнитивной области. Она включает в себя шесть категорий целей:
- категория знания (применительно к конкретному материалу, терминологии, критериям, фактам, определениям и др.);
- категория понимания (интерпретация, объяснение, экстраполяция);
- категория применения;
- категория синтеза (разработка плана / системы действий, абстрактных отношений);
- категория анализа (взаимосвязи и принципы построения);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, и внешних критериев).
Принципы построения задач обучения
Н. Ф. Талызина предлагает структуру перехода выделения и описания типовых задач в процессе обучения. Данные задачи представлены в виде иерархии, являясь одновременно иерархией целей высшего образования. Каждый из уровней имеет собственную направленность, в зависимости от конкретной сферы применения навыков будущих специалистов.
Первый уровень
Высшую ступень иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии персонала, цели обучения персонала или географического расположения. Однако они могут быть обусловлены характером исторической эпохи. Применительно к нашему времени в числе таких задач находятся:
- экологические (сведение к минимуму негативных воздействий на природу производственной либо иной деятельности человека, и др.);
- задачи в системе непрерывного послевузовского образования (эффективная работа с информацией – поиск, хранение, прикладное использование и др.);
- задачи, связанные с коллективным характером преобладающих видов современной деятельности (формирование контактов внутри коллектива, планирование и организация совместной деятельности, анализ специфики человеческого фактора в процессе прогнозирования результатов работы и др.).
Второй уровень
На втором уровне выделяется комплекс задач, специфичных для конкретной страны. Применительно к отечественной системе образования наиболее актуальными представляются задачи, связанные с формированием и развитием рыночных отношений (проведение маркетинговых исследований, экономическое обоснование проектов, поиск соответствующих партнеров и источников финансирования, продвижение товара на отечественном и зарубежном рынках и др.).
Также на данном уровне выделяются цели и задачи обучения, связанные с проблемами в сфере межнациональных отношений (национальные традиции и обычаи, развитие толерантного отношения к национальным чувствам, отказ от националистических и шовинистических позиций и др.). Наконец, цель развивающего обучения для современного специалиста также заключается в формировании навыка решений производственных, управленческих и экономических задач в социально-политических условиях современного общества (демократическая политика, гласность, религиозная терпимость и др.).
Третий уровень
Третий уровень является наиболее объемным и состоит из собственно профессиональных задач. В общем виде данные задачи подразделяются на три основных типа:
- исследовательские (навыки планирования и проведения исследовательской работы в данной сфере деятельности);
- практические (получение конкретного результата - строительство завода, издание книги, выздоровление больного и др.);
- педагогические (преподавание определенного предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения – например, когда стоит цель обучения иностранному языку).
Рассмотрим цели и принципы обучения на примере детей дошкольного возраста.
Основные принципы системы обучения и воспитания дошкольников
Общие задачи, определяющие обучение, цели обучения и воспитания дошкольников, можно дифференцировать следующим образом.
1. Первый год жизни:
- сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать положительное эмоциональное состояние каждого ребенка; обеспечивать режим дня, соответствующий возрасту и физическому состоянию ребенка;
- формировать зрительно-слуховые ориентировки; расширять и обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью; поощрять включение в процесс самообслуживания, формировать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность детей.
- формировать предпосылки эстетического восприятия – пробуждать интерес к картинам, музыке, пению и др., систематически анализировать полученные результаты.
- способствовать освоению ребенком умений, соответствующих его возрастным показателям.
2. Второй год жизни:
- укрепление и закаливание организма; развитие основной системы движений;
- формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания;
- расширение словарного запаса и активизирование потребности в общении; стимулирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память и др.);
- формирование навыков манипулирования с предметами;
- формирование навыков культуры поведения (здороваться, прощаться, благодарить и т. д.);
- развитие эстетического восприятия (акцентирование внимания на цвете, форме, запахе и т. д.).
- развитие музыкального вкуса.
3. Третий год жизни:
- укрепление физического здоровья; культурно-гигиенические навыки
- формирование элементов наглядно-образного мышления; развитие познавательных процессов;
- развитие сенсорного опыта;
- формирование элементарных знаний об устройстве природы и ее закономерностях;
- развитие речи, расширение словарного запаса;
- стимулирование общения детей друг с другом; проведение ролевых игр;
- развитие художественного восприятия.
4. Четвертый год жизни:
- укрепление здоровья, закаливание организма; выработка правильной осанки; формирование активной двигательной деятельности;
- стимулирование интереса к жизни взрослых, сосредоточение внимания на предметах и явлениях социокультурной среды;
- развитие способности к элементарному анализу, умения устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами окружающей среды;
- развитие речи, умение грамотно строить предложения;
- развитие умения слушать, умения следить за событиями произведений (книги, мультфильмы и т. д.);
- развитие элементарных математических представлений (один/множество, больше/меньше и др.);
- формирование положительного отношения к труду;
- развитие интереса к различного рода играм, командным соревнованиям;
- развитие эстетических и музыкальных способностей.
Физическое воспитание в системе обучения ребенка
Укрепление здоровья ребенка является основным фундаментальным компонентом воспитательного процесса на всех возрастных этапах, определяющих развитие и обучение. Цели обучения непосредственно в сфере образовательного процесса могут варьироваться. В качестве критерия будут выступать возрастные параметры, а также специфика того или иного учебного предмета. Что же касается непосредственно физического воспитания, то здесь особых вариаций нет. В данном случае цель обучения - это прежде всего формирование адаптационных механизмов (защитно-приспособительных сил – химических, физических и др.) и укрепление иммунитета ребенка.
К факторам, снижающим защиту организма ребенка, относятся: голодание, утомление, переживания, нарушение режима дня. Факторы, повышающие защитные силы организма: прогулки на воздухе, закаливание, веселое настроение.
Соответственно, задача воспитателя в данной области будет заключаться, с одной стороны, в нейтрализации и снижении воздействия на физическое развитие ребенка факторов, ослабляющих его иммунную систему; а с другой – в формировании и стимулировании защитно-приспособительных сил организма ребенка за счет правильно организованного режима питания, системы физических упражнений, закаливания, благоприятной психологической атмосферы и т. д., профилактики инфекционных и хронических заболеваний, а также профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи. Также важно учитывать особенности окружающей среды, в которой находится ребенок, соблюдение санитарно-гигиенических норм в системе, направленной на обучение.
Цели обучения, принципы и задачи, таким образом, являют собой сложный социально-педагогический комплекс, обусловленный непосредственно спецификой сферы обучения, ожидаемым результатом, а также социально-историческим контекстом.