Проблемы общественного прогресса. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

Теория общественного прогресса - составная часть общей социологии. В то же время ее значение относительно самостоятельно. Она пытается выяснить, какую направленность имеют процессы в обществе, тенденцию его развития, а также раскрывает на этой основе общую логику всего исторического процесса.

Понятия "прогресс", "развитие" и "регресс"

Прежде чем рассматривать проблемы общественного прогресса, выясним содержание следующих понятий: "прогресс", "развитие", "регресс". Развитие - самая широкая категория, которая обозначает процесс происходящих в определенных направлениях качественных изменений. Такими направлениями может быть как нисходящая, так и восходящая линия. Следовательно, понятие прогресса - это только одна из сторон развития, восходящая линия от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, напротив, - упадок, стагнация, деградация. Это движение от высшего к низшему, то есть по нисходящей линии.

Мнение Б. Шоу

Как своих сторонников, так и противников имеет теория общественного прогресса. Б. Шоу, английский писатель, заметил в связи с этим, что благородным делом является поиск логики исторического процесса, однако не благодарным. По его мнению, мудрый человек стремится, прежде всего, приспособиться к этому миру, а глупый - приспособить его к себе. Поэтому, как считает Бернард Шоу, прогресс зависит во многом от глупцов.

Изучение проблемы общественного прогресса в античности

В истории философской мысли эта проблема была предметом постоянного интереса. В античности, например, Сенека и Гесиод утверждали, что в истории нет прогресса как такового. Напротив, она движется в направлении от Золотого века, то есть наблюдается регресс. Проблема общественного прогресса в это же время была рассмотрена Аристотелем и Платоном. Они склонялись в данном вопросе к идеям круговорота в общественной жизни.

Христианская трактовка

Интересна также христианская трактовка, которую имеет проблема общественного прогресса. В ней он рассматривается как движение вперед, вверх, но как бы поверх бытия, истории. Так полагал, к примеру, Аврелий Августин.

Прогресс от земной основы в этом случае отрывается, а понимание его связывается главным образом с личностью: личная ответственность человека перед Богом, воздаяние, соприкосновение с божественным.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса в истории

Эпоха Ренессанса данную проблему поставила как проблему свободы индивида и способов ее достижения. В Новое время было сформулировано иное видение социального прогресса, которое выражает известное высказывание: "Знание - сила". Однако тогда же, как и в период французского Просвещения, появляется проблема противоречивости движения вперед. В частности, Руссо указывает на противоречие между нравственным прогрессом и прогрессом знаний.

Если рассматривать немецкую классическую философию, можно заметить, что развитие в ней трактуется как движение вперед, а история человечества представляет собой процесс развития Мирового духа, Абсолютной идеи. Такой позиции придерживался Гегель.

Мнение по этому вопросу Ж. А. Кондорсэ

Ж. Антуан Кондорсэ, французский мыслитель, является одним из наиболее ярких теоретиков 2-й половины 19 века. В чем заключается проблема общественного прогресса с его точки зрения? Давайте разберемся. Кондорсэ был убежден, что движение вперед зависит от успехов разума, которые проявляются в распространении образования и росте науки. В самой "природе" человека, по мнению этого мыслителя, заложена способность самосовершенствования, и это обуславливает общественный прогресс, который будет протекать бесконечно. Хотя он ограничивает эту "бесконечность" рамками частной собственности, считая, что именно с ее установления начинается движение общества вперед, которое возможно лишь в условиях этой естественной основы.

Что нового принесла в изучении этого вопроса 2-я половина 19 века?

Мы видим, что подавляющее большинство названных выше исследователей, которые изучали проблемы общественного прогресса, полагали, что коренной причиной движения вперед является разум, "неограниченные его возможности". Однако во 2-й половине 19 века в понимании данного вопроса произошло смещение акцентов, вплоть до замены понятия "прогресс" "социальными изменениями" или "круговоротом" истории. Такие исследователи, как П. Сорокин и О. Шпенглер ("Закат Европы") доказывали, что движение общества происходит по нисходящей линии, и в конце концов неминуемо погибнет цивилизация.

Проблема общественного прогресса и его критериев интересовала также представителей утопического социализма (например, Карла Маркса, портрет которого представлен выше). Они были убеждены, что движение вперед - закон развития общества, и оно приводит неизбежно к торжеству социализма в будущем. Они видели движущую силу прогресса в успехах просвещения, человеческом разуме, в нравственном совершенствовании людей. Марксистская идеология формируется в середине 19 века. Основа ее - исторический, диалектико-материалистический подход к обществу, его настоящему, прошлому и будущему. История представляется в этом случае как деятельность человека, который преследует свои цели.

Не будем продолжать перечисление авторов, изучавших проблемы общественного прогресса, и их концепций. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ни одну из них нельзя считать абсолютной истиной, хотя какая-то доля ее есть в каждой из них. Вероятно, исследователи еще долго будут возвращаться к такому вопросу, как проблема общественного прогресса. Философия накопила уже множество концепций, однако все они являются несколько односторонними.

Глобальные проблемы современности

Противоречия общественного процесса аккумулируются на современном этапе в глобальных проблемах человечества. К ним относятся следующие:

- вызванные экологическим кризисом;

- проблема утверждения мира и предотвращения войны;

- демографические (депопуляционистские и популяционистские);

- проблемы духовности (культуры, здравоохранения, образования) и бездуховности (потери внутренних ориентиров - общечеловеческих ценностей);

- преодоления человеческой разобщенности, которая вызвана различным политическим, экономическим и духовным развитием народов и стран.

Все эти современные проблемы общественного прогресса затрагивают интересы человечества в целом и его будущее, поэтому и были названы глобальными. Нерешенность этих и других вопросов создает угрозу для дальнейшего существования общества в целом. Кроме того, для своего решения они требуют объединения усилий не только отдельных стран и регионов, но и всего человечества.

Каждого из нас касается проблема общественного прогресса. Обществознание, вообще, - это очень полезная наука, ведь все мы живем в социуме. Поэтому понимать основные законы его функционирования должен каждый. В школе зачастую поверхностно рассматривается проблема общественного прогресса, кратко рассказывается о глобальных проблемах. Возможно, этим темам стоит уделить больше внимания, и тогда будущие поколения направят свои силы на их решение.

Комментарии