Платная дорога в Беларуси. Платный проезд по дорогам Беларуси
Если американцы любят проводить свои каникулы в Мексике, то россияне с огромным удовольствием отправляются побездельничать на просторы достославной Белоруссии или, как сейчас страна официально называется, Республики Беларусь. Чем завлекает к себе соседнее с Россией государство? Во-первых, конечно же природой! Где еще вы найдете такое разнообразие флоры и фауны, собранных на небольшом участке земли, особенно по сравнению с территорией Российской Федерации. В заповедниках этого края можно встретить зубров, диких кабанов, оленей, лосей, бобров. Березовые рощи, сосновые боры, дубовые дубравы и высоченные бескрайние ельники манят своим непостижимым ароматом и завораживают тенистыми аллеями, словно приглашая путника совершить прогулку по запаснику. Неповторимый ансамбль природного достояния страны притягивает сюда туристов со всего мира, несмотря на то, что за удовольствие приходится платить, и платить немало. Платная дорога в Беларуси два года назад заработала на полную мощь, принося в казну государства немалый доход с этого предприятия.
Чисто не там, где чистят
Чисто там, где не сорят. Это неписаное правило работало, работает и будет работать вечно. И пример тому - Беларусь, например, город Минск. Это второе из неоспоримых преимуществ отдыха здесь. Столица республики по праву носит звание одного из самых зеленых городов Европы. Жители мегаполиса и приехавшие из других городов республики, выбрасывают мусор в черте города и за его пределами, даже сигаретные окурки, только в специально отведённые для этого места: урны, пепельницы, мусорные контейнеры. По примеру местных жителей так же поступают и гости столицы, в том числе и москвичи, которые активно заполняют гостевые дома Минска не только на праздничные дни, но и в рабочие будни.
На автомобиле или самолёте
Из Москвы в Минск ведет платная дорога «М1 Беларусь», а среднее время в пути на автомобиле составляет всего семь-восемь часов езды. Быстро, удобно и комфортно. А ещё и мобильно. Можно без затруднений перемещаться по городу, а в случае необходимости также без проблем выбраться за его пределы. Те, кто хочет еще быстрее, могут заказать билет на регулярный рейс «Москва-Минск», арендовать автомобиль в аэропорту и через 15 километров уже въехать в столицу. Главное помнить, что от национального аэропорта Минска отходит одна-единственная платная дорога. В Беларуси, как правило, альтернатив нет. При таком способе перемещения туристам из-за пределов Таможенного Союза также придется платить за проезд по автотрассе.
По МКАДу без пробок
Счастливый сон каждого московского автомобилиста прокатиться по МКАДу в будни без пробок, можно осуществить тут, в Минске. Здесь есть свой МКАД: Минская Кольцевая Автомобильная Дорога. Невысокое количество машин и грамотно организованное движение транспорта предотвращает возникновение различного рода дорожных затруднений. Конечно же, пробки бывают и тут, но очень и очень редко. У каждого информационного киоска в местах отдыха водителей на МКАДе расположена карта платных дорог Беларуси. Водителям большегрузных автомобилей проще спланировать свой маршрут, а при необходимости тут же его и откорректировать. Иностранным туристам, а также водителям из бывших советских республик можно произвести оплату проезда прямо здесь, через терминалы "Белтолл" или операторов автозаправочных станций. Заблаговременная оплата платных дорог в Беларуси позволяет избежать неприятных моментов при встрече с патрулями милиции, ГАИ или на постах проверки автоматически зафиксированных правонарушений. По МКАДу без пробок – вот третья причина направиться в дружественную Республику.
Спокойствие, только спокойствие
Платный проезд по дорогам Беларуси не останавливает возрастающий с каждым годом поток туристов, ищущих Мекку спокойствия и душевного равновесия. Вы знаете, что белорусы – это самая неконфликтная нация на территории бывшего СССР? Спокойная атмосфера и безопасность на улицах городов, как больших, так и малых, привлекает семейных путешественников с детьми для безопасного отдыха и времяпрепровождения. По статистике, каждые восемь из десяти правонарушений на территории государства совершаются гражданами других государств или лицами без гражданства. Наказания за такие преступления суровы, и их количество постепенно снижается.
Платная дорога в Беларуси
История развития оплаты проезда в Республике относится к далёким временам Советского Союза, когда при подготовке к проведению Московской Олимпиады было спроектировано и скоропостижно построено великолепное шоссе по модной в те года четырехполосной схеме движения автотранспорта (две полосы в одну сторону и две - в другую), с широкой полосой безопасности, разделяющей транспортные потоки. Основной целью такой глобальной стройки было оперативное перемещение спортсменов с европейской части континента напрямую в Олимпийскую деревню, недалеко от Москвы. Платная дорога «М1 Беларусь» несколько лет назад так и называлась: «олимпийка». Она протянулась от границы с Польшей (Польской Республикой) в районе деревни Козловичи (Брест) через основные города страны: Кобрин, Барановичи, Минск, Борисов, Оршу; с бывшим погранпереходом в деревне Красная Горка, где современная трасса заходит на территорию Российской Федерации. Обходя Смоленск, Ярцево, Вязьму и Можайск, трасса выходит направлением на Москву, где плавно сливается с Кутузовским проспектом после кольца МКАД.
С миру по нитке
С момента распада СССР и до момента создания Таможенного Союза на территории государства действовал так называемый экологический сбор. То есть, по сути, уже в то время существовал платный проезд по дорогам Беларуси, ведь предлагали всем желающим внести мзду при пересечении постов оплаты проезда. Для того чтобы повысить привлекательность автотрассы, максимально разрешенную скорость на ней для легковых автомобилей повысили с разрешенных 90 км/ч до 110 км/ч на основных участках перегонов, где это было допустимо с точки зрения безопасности дорожного движения. Транзитный проезд по трассе через всю страну предполагал четырёхкратный сбор дорожной таксы. Для легковых автомобилей, в пересчете на российские рубли, эта сумма составляла 22 рубля. То есть 88 рублей за проезд в одну сторону. Не так уж и много, но платить обязаны были все, за исключением машин на внутренних номерах, то есть самих белорусов.
Beltoll
С 1 марта 2013 года, после создания Таможенного Союза, республика перешла на иной способ взимания денег с автолюбителей. В стране официально появился национальный сервис «Платные дороги в Беларуси». "Белтолл" - компания-оператор сети платных дорог, как и большинство организаций страны, государственная. Все полученные денежные средства идут напрямую в казну республики. Тарифы на проезд повысились на несколько порядков. Теперь вместо 88 рублей водитель вынужден заплатить порядка 25-30 евро за транзитный проезд по платной дороге. Но есть и хорошие новости. От оплаты проезда теперь освобождены не только сами белорусы, но и все государства, официально входящие в Таможенный Союз. А кроме самой Республики, на сегодняшний момент времени таких всего двое: Российская Федерация и Казахстан.
Цена вопроса
Под ударом оказались не только европейские автопутешественники, но и также жители соседней Украины и других бывших союзных республик, за исключением Луганской и Донецкой областей Украины. Для некоторых из них это довольно сильный удар по бюджету семьи. У многих украинцев на территории республики живут родственники, и теперь количество их посещений придется, скорее всего, сократить. Не все могут позволить себе каждый раз отдавать порядка 40-50 евро на такие дорожные сборы при проезде в обе стороны. А вот водителям большегрузных транспортных средств придётся отдавать еще больше денег за платные дороги в Беларуси. Цены за прохождение одного километра для фуры в два, а то и в три раза больше (в зависимости от количества осей), чем для водителей легковушек.
А проверяют ли?
Еще как проверяют. Вся сеть платных трасс покрыта специальными автоматами DSRC (специализированная радиосвязь на коротких расстояниях), которые дистанционно выявляют, оплачен ли проезд у конкретного автомобиля. Некоторые рамочные столбы (порталы) оснащены автоматическими станциями сбора оплаты проезда. После проезда таких порталов трансмиттер, установленный на стекле вашего автомобиля, издаёт звуковой сигнал. Это подтверждение того, что оплата за проезд списана с вашего счёта. Видеокамеры и рамки-приёмопередатчики DSRC очень быстро выявляют нарушителей режима оплаты, автоматически занося номер автомобиля незадачливого путешественника в базу штрафников. Ну а далее лишь дело техники.
Кому ещё повезло
Карта платных дорог Беларуси с каждым годом становится всё более и более обширной, захватывая в свои радиосети основные магистральные артерии страны и лишая автолюбителей возможности оперативно объехать платные участки по второстепенным дорогам. Однако есть ещё несколько категорий транспортных средств, которые освобождены от уплаты дорожного сбора. Это касается тех, кто путешествует на мопедах или мотоциклах, колёсных тракторов и самоходных машин с местной, белорусской регистрацией. Правом бесплатного проезда также пользуются автомобили оперативного назначения, кареты скорой медицинской помощи, гуманитарные конвои, а также транспортные средства, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, равно как и маршрутные транспортные средства, осуществляющие городские перевозки пассажиров. А вот автомобили с допустимой общей массой более 3,5 тонн (в простонародье - грузовики), даже если они с регистрацией из стран Таможенного Союза, обязаны оплачивать проезд в любом случае.
Где купить и чем платить
Платная дорога в Беларуси начинается сразу же за городской чертой Бреста. Оплата происходит путем аренды специального трансмиттера, при этом надо оставить залоговую стоимость, которая возвращается после возврата устройства на пункт сбора платы и пополнения личного счёта, который открывается на регистрационные данные вашего автомобиля при первичной аренде трансмиттера-маяка.
Самый главный сюрприз, который ожидает водителей, желающих оплатить проезд - это то, что с января 2015 года все расчеты в Республике Беларусь должны осуществляться только в национальной валюте, а именно в белорусских рублях. Допускается также оплата пластиковой картой, при условии, что банк-эмитент не входит в число санкционных организаций США и Европейского Союза. Если карты нет или она не работает – приходится искать ближайший банк, а они расположены, как правило, лишь в больших городах. Такая круговая порука толкает на неоплату проезда и вынужденную необходимость безвозмездно использовать платные дороги в Беларуси. Штраф за подобное нарушение может доходить до нескольких тысяч евро. И это уже не шутки.
А как в Европе
Стоимость платных дорог в Беларуси довольно высока, особенно по сравнению с другими, более развитыми странами Европы. Стоимость использования автодорог в Австрии в течение десяти дней обойдётся в 8,7 евро (путём покупки виньетки), в Словении – 15 евро на неделю, в Венгрии – 9,4 евро на неделю. В Италии, Франции и Испании, как и в Беларуси, использование платных трасс оплачивается непосредственно на въезде на платный участок, однако стоимость услуги в этих странах выше. А может быть, стоит брать пример со стран Скандинавии? Швеция, Дания, Финляндия - там плата за пользование автодорогами для автомобилей, зарегистрированных в другом государстве, не предусмотрена.