Платные дороги. Стоимость проезда и расположение дорог
Перевозки автотранспортом сравнительно дешевы, когда речь идет о не слишком больших расстояниях. На их стоимость влияют лишь амортизация самих автомобилей и топливо. Впрочем, с недавнего времени логисты могут закладывать в расходы также и тарифы на проезд по платным дорогам. Но, как правило, трассы того стоят.
Платные дороги
На проблему дополнительных взносов за проезд на определенных участках существует два основных взгляда: одна сторона считает это несправедливым, поскольку в РФ существует транспортный налог, средства с которого должны идти на обустройство магистралей, а другие рассматривают это как совершенно нормальное явление.
Несмотря на то, что появление платных участков стало систематическим лишь недавно, это далеко не изобретение XXI века даже для России. Изначально проезд за деньги практиковался на небольших отрезках в Воронежской, Липецкой, Саратовской, Псковской областях. Но в связи с нерентабельностью и по некоторым другим причинам эта инициатива не получила должного развития.
Механизм работы
Для чего нужны платные участки дорог и как это вообще работает? Изначальная цель - переложить на самих автомобилистов расходы по строительству, обслуживанию и реконструкции трасс, хотя бы частично. Существует несколько систем, по которым может производиться оплата.
Во-первых, это специальные наклейки, которые называют виньетками или стикерами. Это своеобразный пропуск на платные дороги Европы, отсутствие которого грозит штрафом. За сравнительно небольшую стоимость, зависящую от длительности абонемента, путешественник может приобрести наклейку на любой АЗС приграничной зоны - даже в Евросоюзе до сих пор нет единой системы.
Второй способ - специальные пропускные пункты на въезде, где и происходит оплата. Этот метод, например, применяется в России, где пока не так много платных трасс. Той же системы пока придерживается Италия, Беларусь, Польша, Франция, Хорватия, Сербия, Нидерланды и некоторые другие европейские страны с небольшим количеством таких участков.
Преимущества и недостатки
Платные дороги почти всегда - это скоростные автобаны с хорошим покрытием. Да, обычно есть варианты бесплатного проезда. Но они либо не слишком удобны и имеют большое количество развязок, либо движение по ним гораздо интенсивнее, вследствие чего значительно снижается средняя скорость.
Второй плюс, которым обладают платные дороги, - это их максимальная эффективность и безопасность. Объезд может быть элементарно слишком длинным.
Правда, есть и минусы. Одним из самых значительных является плохо развитая система приема взносов, провоцирующая заторы на въездах на такие участки. К счастью, этот недостаток может быть исправлен за счет создания электронных методов оплаты или хотя бы автоматизации работы пропускных пунктов. Последнее снизит издержки, поскольку не придется тратиться на зарплату кассирам, исключит человеческий фактор и уменьшит время обработки каждого платежа.
Мировой опыт
Сейчас полным ходом идет развитие платных сетей дорог по всему миру: в Австралии, Северной и Южной Америке, Азии, Африке. В некоторых странах придется раскошелиться за проезд на любой платной трассе, в других существует всего пара подобных участков. Кое-где платным является, например, и въезд в центр мегаполисов, что является мерой по стимулированию к использованию общественного транспорта и попыткой избавления от пробок. Оба варианта так или иначе показывают свою успешность, так что РФ вполне может захотеть внедрить платные дороги в центре городов-миллионников, если возникнет необходимость.
В России
В 2007 году был подписан закон, который легализовал появление платных трасс при наличии дублеров. Однако первый такой участок появился лишь в 2010-м в качестве эксперимента, и поначалу он казался совершенно провальным. Водители теряли чеки, и им приходилось платить по два раза, иногда они и вовсе отказывались делать это, считая стоимость слишком высокой. Это, а также новизна самой процедуры создавали серьезные заторы перед пропускными пунктами.
И сейчас введением каждого нового участка автомобилисты оказываются недовольны. Причин этому две: плата вообще, а также пробки перед пунктами ее приема. Впрочем, ожидается, что со временем ситуация станет привычной, а пока наиболее перспективной считается развитие электронной системы взимания денег за проезд с помощью специальных устройств - транспондеров. Правда, проблема состоит в том, что они пока действуют не на всех участках.
Ожидается, что со временем россияне оценят удобство платных дорог по достоинству. Сравним скорость проезда по строящейся трассе М11 Москва-Петербург. Поезд проходит расстояние между двумя столицами примерно за 8-10 часов, если это не "Сапсан", а автомобиль сможет проехать его за 4,5 ч, если ограничение, как и обещают власти, на всем протяжении будет 150 км/ч.
Действующие на 2015 год
Пока платные дороги на карте занимают не так уж много места, на них, скорее, можно наткнуться случайно, даже в Беларуси протяженность платных трасс больше. Однако Минтранс имеет весьма серьезные планы насчет развития сети, которая пока составляет чуть более 450 километров на всю территорию России.
В декабре 2015-го ситуация такова:
- Платная дорога "Дон" М4 - несколько участков общей протяженностью около 340 километров.
- М1 - 20 км, соединяющих выезд из столицы и Минское шоссе в обход г. Одинцово.
- Участок М11 от МКАД до Шереметьево, а также в обход Вышнего Волочка в дальнейшем трасса дойдет до Санкт-Петербурга и станет платной полностью.
- Западный скоростной диаметр (ЗСД) - трасса, проходящая по Петербургу и Ленинградской области.
Очевидно, что пока это совсем немного, но правительство планирует к концу 2016 года увеличить протяженность дорог, проезд по которым осуществляется на возмездной основе, до 3 тысяч километров.
Тарифы
Стоимость платной дороги всегда дифференцирована для разных типов транспортных средств, а в некоторых случаях также зависит от времени суток. На первый взгляд тарифы могут показаться весьма высокими, но если сравнить их с европейскими, можно прийти к выводу, что цена вполне справедлива. Опять же, за пример можно взять уже упомянутый маршрут Москва-Петербург.
Поезд по этому маршруту, если он не фирменный, стоит от 1 тысячи рублей. С учетом того, что времени на этот способ уйдет гораздо больше, а подходящий поезд может уходить в неудобное время или стоить дороже, очевидно, что проезд по платной трассе, который, если верить прогнозам, будет стоить примерно столько же, будет выгоднее. Кроме того, те, кто хочет немного сэкономить, могут установить транспондер, дающий небольшую, но весьма приятную скидку.
А пока будем надеяться, что будут введены какие-нибудь абонементы, потому что цена порядка 500 рублей за участок от Москвы до Солнечногорска в часы пик - это все-таки не выглядит справедливым.
Для грузовиков
Ноябрь 2015 года стал ударом для многих перевозчиков, ведь в середине месяца без всяких переходных периодов была введена система оплаты проезда для грузовиков с полной массой свыше 12 тонн по всем федеральным трассам. Это вызвало серьезный общественный резонанс, поскольку издержки логистических компаний резко выросли - за каждый километр теперь придется платить 1,5 рубля до конца февраля 2016 года, а позднее - чуть более 3 рублей за такое же расстояние, так что проезд по платной дороге может стать для некоторых непозволительной роскошью.
Система, получившая название "Платон", подверглась волне критики, поскольку ее работа оказалась пока весьма нестабильной, и впоследствии многие перевозчики, честно внесшие плату за проезд, все равно получили штрафы из-за технических сбоев. К тому же способы, с помощью которых можно это сделать, пока не слишком многочисленны и довольно неудобны. Спорным моментом является и то, что после оплаты определенного маршрута менять его нельзя. Словом, системе еще придется пройти через многочисленные изменения, чтобы стать по-настоящему полезной.
Перспективы развития
В основном власти говорят об активной постройке новых трасс к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Кроме того, со временем планируется, что российские платные дороги войдут в протяженные международные маршруты, охватывающие столицы Западной Европы, СНГ, а затем идущие в Иран, Китай и Индию.
Что ж, вполне возможно, что при надлежащем качестве и обслуживании, а также справедливой ценовой политике эти автобаны будут пользоваться серьезным спросом как у иностранцев, так и у самих россиян.