Самая северная точка Евразии - мыс Челюскина

Вклад русских путешественников в историю великих географических открытий был отчасти вынужденным, ведь присоединенные империей огромные земли за Уралом были истинной «Терра инкогнита».

На огромных северных пространствах из-за сурового арктического климата не могло быть постоянных поселений, и самая северная точка Евразии была достигнута лишь благодаря великому мужеству и чувству долга русских землепроходцев.

От Индийского до Ледовитого

Евразия – материк, занимающий больше трети всей суши и самый большой на планете. На нем живет большая часть человечества. Но если на юге континента расположены перенаселенные районы, то приполярные арктические области – огромная безлюдная ледяная пустыня.

Когда на юге зной загоняет всё живое в теплые волны Индийского океана, только белый медведь чувствует себя комфортно в волнах другого океана – Северного Ледовитого, в который выдаётся самая северная точка Евразии – мыс Челюскина.

Великая Северная экспедиция

В конце 1732 года по инициативе великого русского мореплавателя Витуса Беринга была начата подготовка к экспедиции, впоследствии получившей имя Великой Северной. Пять групп путешественников должны были обследовать российское побережье от устья Печоры до берегов Японии. Неизвестными оставались координаты самой северной точки Евразии. Очертания берега Ледовитого океана имели на картах того времени приблизительный характер – колоссальные арктические области оставались белым пятном для русских и мировых географов.

От Лены до Таймыра

Один из самых трудных участков – от устья Лены до Таймыра – достался отряду под командой Василия Прончищева. Он действовал в местах почти безлюдных, где не было массового коренного населения. Основной корабль экспедиции – парусно-гребная дубель-шлюпка (т. е. вдвое большая, чем те, которыми оснащались военные корабли, длина – около 20 м) «Якутск» – была раздавлена льдами, впоследствии погибли лейтенант Прончищев и его жена. Экспедиция продолжилась тремя отрядами, передвигавшимися посуху. Двум отрядам удалось успешно выполнить задачу по исследованию и нанесению на карту участков северного побережья.

Одним отрядом командовал Харитон Лаптев, другим, достигшим самой северной точки Евразии – штурман дубель-шлюпки «Якутск» Семен Иванович Челюскин. Фамилия первого из командиров и его двоюродного брата осталась в названии приполярного моря Лаптевых, имя Челюскина стало поистине легендой.

Восточный Северный мыс

Вместе с восемнадцатым веком в далекой от больших морей Тульской губернии родился будущий военный моряк, чьё имя носит самая крайняя северная точка Евразии, открытая им спустя сорок лет. Эти года вместили учёбу в Московской школе математики и навигации, открытой по велению основателя русского флота – Петра I, и службу на Балтике в чине подштурмана.

По приказу заболевшего В. В. Прончищева, ему пришлось командовать "Якутском" и выводить его из наступающих льдов к устью сибирских рек. В ходе исследования западного побережья Таймыра, которое велось отрядом во главе с Челюскиным, была с невиданной доселе точностью обозначена береговая линия, а 7 мая 1742 года отряд достиг каменного невысокого мыса, на который установили маяк из привезенного с собой бревна и собранных камней.

Дальше этого места никто не заходил. Вычисленные широту и долготу -77°43′00″ с. ш. 104°18′00″ в. д. Челюскин аккуратно занес в свой дневник, назвав мыс Восточным Северным. Это были координаты самой северной точки Евразии. Но это стало ясно гораздо позже, когда результаты экспедиции были обработаны в Русском Географическом обществе.

Человек и пароход

Следующая экспедиция добралась до северной оконечности Таймыра спустя только сто лет. В честь векового юбилея подвига участников Великой Сибирской экспедиции Восточно-Северный мыс – самая северная точка Евразии – был переименован в мыс Челюскина.

Имя легендарного штурмана получил в 1932 году грузопассажирский пароход, специально построенный для плавания во льдах на верфях Дании. «Челюскин» должен был пройти от устья Лены до Владивостока, т. к. руководство СССР придавало особое внимание освоению Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Челюскинская эпопея

Плавание, ставившее целью положить начало арктической навигации, началось 2 августа 1933 года, а 1 сентября пароход достиг мыса Челюскина – самой северной точки Евразии. К тому времени там была основана полярная станция с обсерваторией, которой руководил легендарный И. Д. Папанин.

Дальнейшие драматические события сделали название корабля, а с ним и имя полярного штурмана, всемирно знаменитым. В Чукотском море пароход был блокирован льдами и стал дрейфовать к Берингову проливу. 13 февраля 1934 года «Челюскин» погрузился в ледяную пучину, не выдержав давления ледяных масс. Люди и снаряжение заранее были выгружены на льдину, началась операция по их спасению.

Мыс находится на приполярной оконечности Таймыра. Это самая северная точка Евразии, расположенная на территории России, поэтому радиостанция полярников, находившаяся на мысе Челюскина, играла важную роль в налаживании связи между участниками операции. За два месяца все люди – 104 человека – были на самолетах вывезены с ледовой стоянки. Слава полярников и героических летчиков была фантастической, пилоты стали первыми Героями Советского Союза, имя челюскинцев знала вся страна – от мала до велика.

Арктика сегодня

Нынешняя Россия провозгласила значительность своих интересов в Арктической зоне. Законодательно закрепляются территориальные владения в Заполярье, вкладываются средства в научные и геологические изыскания. Самая северная точка Евразии также находит свое место в этих программах.

Научная станция на мысе Челюскина по сравнению с советским периодом стала меньше, но работа её продолжается, а значит, жертвы первопроходцев Арктики были не напрасны.

Комментарии