Княгиня Анна Леопольдовна: краткая биография и годы правления

Судьба этой женщины необычайно трагична. Внучка русского царя Ивана V, Анна Леопольдовна лишь на короткий миг оказалась правительницей величайшего в мире государства — России. Она ушла из жизни, когда ей было всего двадцать семь лет, и последнее, что видели её глаза, — это узкое оконце чужого дома, ставшего для неё тюрьмой, и едва заметная из-за туч полоска неприветливого северного неба. Таков был итог дворцового переворота, в результате которого взошла на престол дочь Петра I — Елизавета Петровна.

Юная наследница Иоанна V

Прежде чем начать разговор о том, кто такая Анна Леопольдовна в российской истории, следует уточнить, какое отношение она имела к дому Романовых. Оказывается, самое прямое. Известно, что с 1682 по 1696 годы на российском престоле восседали сразу два государя — Пётр I и его родной брат Иоанн V, у которого было пять дочерей: Мария, Феодосия, Екатерина, Прасковья и Анна. Последняя станет в 1730 году императрицей и будет царствовать в течение десяти лет. Другая же дочь Иоанна V, Екатерина, приходится матерью героине нашего рассказа — будущей правительнице, регентше Анне Леопольдовне, которая, таким образом, была полноправной представительницей правившего дома Романовых. Следовательно, её сын Иван имел все права на престол.

Родилась Анна Леопольдовна 18 декабря 1718 года в небольшом немецком городке Росток. Её отцом был Карл Леопольд герцог Мекленбург–Шверинский, а матерью, как было сказано выше, дочь русского царя Иоанна V, царевна Екатерина Иоанновна. В Россию будущая правительница попала, когда ей исполнилось четыре года, здесь она и приняла православие. Её мать была любимой племянницей правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны, и та проявила заботу о её воспитании, поручив его одному из наиболее видных деятелей Академии наук — Кондратию Ивановичу Геннингеру. С 1731 года он приступил к занятиям, но продлились они лишь четыре года, так как в 1735-м случилась романтическая история, положившая конец его карьере.

Девичья любовь и вынужденное замужество

В столицу империи прибыл новый посланник Саксонии — граф Мориц Карл Линар. Этому изысканному европейскому красавцу было в то время тридцать три года, и молодая принцесса Анна Леопольдовна влюбилась в него без памяти. Её наставник Кондратий Иванович был в курсе дел и всячески содействовал развитию романа. Вскоре пошли слухи о возможном венчании. Но беда в том, что у Анны уже был официальный жених — герцог Антон Ульрих, которого выбрала для неё, руководствуясь государственными интересами, сама императрица. Узнав о своеволии молодой племянницы, самодержица российская прогневалась и выслала посланника-обольстителя вон из России, а пособника интриги — Кондратия Ивановича — отстранила от должности. Однако роман на том не закончился, но об этом пойдёт разговор дальше.

Через четыре года после описанных событий состоялась свадьба Анны Леопольдовны со столь нелюбимым ею женихом — Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг–Люнебургским. Торжества, посвящённые этому событию, отличались необыкновенной пышностью и проходили при огромном стечении народа. Во время венчания напутственное слово произнёс архиепископ Амвросий (Юшкевич) — человек, которому суждено было сыграть важнейшую роль в религиозной и политической жизни страны в период правления Елизаветы Петровны. Через год у молодой четы родился сын, наречённый при крещении Иваном.

Конец царствования Анны Иоанновны

Шел 1740 год. В Российской истории он отмечен рядом важнейших событий, главным из которых была смерть императрицы Анны Иоанновны, наступившая 17 (28) октября. В своём завещании она объявила наследником престола новорождённого сына Анны Леопольдовны — Ивана, а регентом при нём назначила своего фаворита Эрнста Иоганна Бирона. По достижении соответствующего возраста молодой наследник должен был стать Российским Самодержцем Иоанном VI.

Надо отметить, что, будучи дочерью царя Иоанна V, умершая императрица страстно ненавидела его родного брата Петра I и всеми силами противилась тому, чтобы кто-нибудь из его потомков завладел престолом. По этой причине она в своём завещании указала, что в случае смерти названного наследника право на корону переходит следующему по старшинству ребёнку её любимой племянницы — Анны Леопольдовны. По поводу кандидатуры на пост регента при малолетнем императоре у неё не было сомнений. Им должен был стать её многолетний фаворит — Бирон.

Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Буквально с первых дней своего правления он столкнулся с жёсткой оппозицией, группировавшейся вокруг родителей малолетнего наследника. Был даже составлен заговор свержения этого непопулярного в народе временщика. Во главе злоумышленников стоял муж Анны Леопольдовны — Антон Ульрих. Однако конспираторами они были плохими, и вскоре об их намерениях стало известно начальнику тайной канцелярии А. И. Ушакову. Этот заплечных дел мастер оказался человеком достаточно прозорливым и, предвидя возможный дворцовый переворот, ограничился тем, что лишь формально «пожурил» заговорщиков.

Свергнутый временщик

Однако правление Бирона было обречено. В ночь на 9 ноября 1740 года в спальне, где мирно почивали регент и его жена, резко отворилась дверь. Вошла группа военных во главе с фельдмаршалом Христофором Минихом, заклятым врагом Бирона и сторонником Анны Леопольдовны. Бывший всесильный фаворит, увидев вошедших, понял, что это конец, и, не владея собой от страха, полез под кровать, будучи уверенным, что его убьют. Однако он ошибся. Регента посадили в сани и увезли на гауптвахту.

Вскоре последовал суд, на котором Бирону вменялись в вину разные преступления. Разумеется, большая часть из них была выдумана. Приговор полностью соответствовал духу того времени — четвертование. Однако когда беднягу привели в чувство, он услышал, что ему объявлено помилование, и казнь заменяется ссылкой в Пелым, находящийся за три тысячи вёрст от Петербурга. Но в царствование императрицы Елизаветы милостивая государыня перевела его в Ярославль, а со временем Пётр III вызвав Бирона в столицу, вернул ему все ордена и знаки отличия. Ещё через несколько лет Екатерина II восстановила бывшего регента в правах на принадлежавшее ему когда-то Курляндское герцогство.

Приход к власти и появление опасного фаворита

Итак, ненавистный временщик был изгнан из дворца, а государственное правление перешло в руки матери наследника престола. Регентшей стала Анна Леопольдовна. Романовы, ведущие свой род по линии царя Иоанна V, временно оказались на вершине государственной власти России. В самом начале следующего 1741 года в жизни молодой женщины произошло радостное событие: в Петербург прибыл вновь назначенный саксонский посланник Карл Линар — её прежняя и не успевшая остыть любовь. Незамедлительно принятый Анной Леопольдовной, он сразу стал её фаворитом.

Поскольку правительница была замужем, то в своих отношениях они должны были соблюдать определённые приличия. Поселился Линар в доме неподалеку от Летнего сада, где в ту пору жила в Летнем дворце Анна. Чтобы обеспечить достаточный предлог для его присутствия во дворце, она назначила любовника оберкамергером. Вскоре высочайшая милость распростёрлась до того, что фаворит был награждён двумя высшими российскими орденами — Андрея Первозванного и Александра Невского. За какие заслуги он их получил, придворные могли только догадываться.

Однако вскоре Анна Леопольдовна позволила своему любовнику вмешиваться в серьёзные государственные дела и не принимала никаких решений, не посоветовавшись с ним. При её попустительстве Линар стал ключевой фигурой в борьбе придворных партий, жаждущих втянуть Россию в войну за австрийское наследство. В те годы ряд европейских государств пытался, объявив нелегитимным завещание австрийского императора Карла VI, завладеть собственностью дома Габсбургов в Европе. Такое поведение саксонского посланника вызывало недовольство среди высших сановников, опасавшихся появления в его лице нового Бирона.

Разлука с Линаром

Чтобы как-то завуалировать принимавшую скандальный оборот связь, Анна Леопольдовна (императрица, как-никак) вынуждена была идти на уловки, которыми, впрочем, никого нельзя было ввести в заблуждение. Так, например, она летом 1741 года обручила Линара со своей камер-фрейлиной и ближайшей подругой баронессой Юлианой Менгден. Но, став женихом, он, тем не менее, не мог официально поступить на русскую службу, так как оставался подданным Саксонии. Чтобы получить необходимое разрешение, в ноябре того же года Линар выехал в Дрезден.

Перед отъездом он, как человек дальновидный, предостерегал Анну Леопольдовну о возможной попытке захвата власти сторонниками дочери Петра I Елизаветы Петровны. Впрочем, он собирался вскоре вернуться и взять всё под свой контроль. Расставаясь, они не знали, что прощаются навсегда. Когда же, получив желаемое разрешение от правительства Саксонии, Линар в ноябре того же года возвращался в Петербург, то в Кенигсберге его ждало известие об аресте Анны Леопольдовны и восшествии на престол Елизаветы Петровны. Оправдались его худшие опасения…

Дочь Петра во главе гвардии

Дворцовый переворот произошёл в ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года. В те времена основной политической силой была созданная Петром Великим гвардия. Способная возводить на престол и свергать с него, она уже ощутила свою силу в феврале 1725 года. Тогда на её штыках пришла к власти вдова Петра I — императрица Екатерина I. Вот и теперь, пользуясь тем, что Анна Леопольдовна, правление которой вызывало всеобщее недовольство, недооценивала силу гвардии, Елизавета сумела привлечь на свою сторону находившийся в Петербурге Преображенский полк.

В ту роковую для российской правительницы ночь 31-летняя красавица Елизавета Петровна в сопровождении трёхсот восьми гренадеров появилась в Зимнем дворце. Не встретив нигде сопротивления, они достигли спальни, где мирно почивали Анна Леопольдовна и её супруг. Насмерть перепуганной регентше было объявлено о её низложении и аресте. Свидетели этой сцены впоследствии рассказывали, что Елизавета, взяв на руки находившегося в той же комнате и проснувшегося от внезапного шума годовалого наследника престола, тихо прошептала: «Несчастное дитя». Она знала, что говорит.

Крестный путь вчерашней правительницы

Итак, Брауншвейгское семейство было арестовано, в том числе и Анна Леопольдовна. Императрица Елизавета не была жестоким человеком. Известно, что вначале она задумала выслать своих пленников в Европу и тем ограничиться — так, по крайней мере, было сказано в манифесте, которым она объявляла себя императрицей. Несостоявшаяся царица Анна Леопольдовна с семьёй была временно отправлена в Рижский замок, где и провела целый год в ожидании обещанной свободы. Но внезапно планы новой хозяйки Зимнего дворца изменились. Дело в том, что в Петербурге был раскрыт заговор, целью которого было свержение Елизаветы и освобождение законного наследника Ивана Антоновича.

Стало очевидно, что Брауншвейгское семейство будет и впредь знаменем для всевозможных заговорщиков, представляя тем самым известную опасность. Судьба Анны Леопольдовны была решена. В 1742 году пленников перевели в крепость Дюнамюнде (недалеко от Риги), а через два года в Рененбургскую крепость, находившуюся в Рязанской губернии. Но и здесь они пробыли недолго. Уже через несколько месяцев пришёл высочайший указ вести их в Архангельск для дальнейшего заключения в Соловецком монастыре. В осеннюю распутицу, под проливными дождями, Анна Леопольдовна и её несчастное семейство были отправлены на север.

Но в тот год ранние морозы и ледяные торосы исключили всякую возможность переправы на Соловки. Пленников поселили в Холмогорах, в доме местного архиерея, и неусыпно охраняли, исключая всякую возможность общения с внешним миром. Здесь они навсегда простились со своим сыном-наследником. Ивана Антоновича изолировали от них и поместили в другой части здания, и в дальнейшем родители не имели о нём никаких известий. Для большей конспирации малолетнего экс–императора было приказано называть вымышленным именем Григорий.

Смерть и запоздалые почести

Последние годы, полные горя и мытарств, подорвали здоровье молодой женщины. Бывшая регентша и полновластная правительница России скончалась в заточении 8 (19) марта 1746 года. Официальной причиной смерти была объявлена родильная горячка, или, как говорили в старину, «огневица». Находясь под арестом, но не разлучённая с мужем, Анна ещё четыре раза рожала детей, сведения о которых не сохранились.

Однако на этом история Анны Леопольдовны не закончилась. Её тело было перевезено в столицу и с большой торжественностью предано земле в некрополе Александро–Невской лавры. Похороны проходили по всем правилам, предусмотренным регламентом погребения лиц, принадлежащих царствующему дому. С тех пор в официальных перечнях правителей государства Российского обязательно упоминается и Анна Леопольдовна. Романовы всегда ревниво относились к почитанию памяти членов своей фамилии, даже тех, к чьей смерти были сами причастны.

«Железная маска» российской истории

Особенно трагично сложилась судьба Ивана — наследника престола, которого произвела на свет Анна Леопольдовна. Биография его сложилась таким образом, что дала повод историкам назвать его русским вариантом «Железной маски». Сразу после захвата власти Елизавета предприняла всевозможные действия для того, чтобы имя свергнутого ею наследника престола было предано забвению. Из оборота изъяли монеты с его изображением, уничтожили документы, упоминавшие его имя, и под страхом жестокого наказания запретили любые воспоминания о нём.

Елизавета Петровна, захватившая власть путём дворцового переворота, опасалась возможности самой стать жертвой очередного заговора. По этой причине в 1756 году она повелела доставить пятнадцатилетнего узника в Шлиссельбургскую крепость и содержать несчастного в одиночной камере. Там юноша был лишён даже своего нового имени Григорий и упоминался лишь как «известный арестант». Строжайше запрещался его контакт с окружающими. Это требование настолько неукоснительно соблюдалось, что за все годы заточения узник не видел ни одного человеческого лица. Не удивительно, что со временем у него обнаружились признаки умственного расстройства.

Высочайшее посещение узника и скорая смерть

Когда на смену Елизавете Петровне пришла новая императрица, Екатерина II, также захватившая власть при поддержке гвардии, она, чтобы придать своему правлению большую легитимность, задумывалась о возможности брака с находившимся в крепости законным наследником Иваном. С этой целью она посетила его в Шлиссельбургском каземате. Однако, увидев, какой степени физической и умственной деградации достиг за годы одиночного заточения Иван, она поняла, что о браке с ним не может быть и речи. Кстати, императрица отметила, что узнику известно о его царском происхождении, что он грамотен и желает закончить жизнь в монастыре.

Правление Екатерины II было отнюдь не безоблачным, и за время пребывания Ивана в крепости неоднократно предпринимались попытки государственного переворота с целью возведения его на престол. Чтобы их пресечь, императрица повелела немедленно убить узника, если возникнет реальная угроза его освобождения. И в 1764 году такая ситуация сложилась. Очередной заговор возник в рядах гарнизона самой крепости Шлиссельбург. Возглавил его подпоручик В. Я. Мирович. Однако внутренняя охрана казематов выполнила свой долг: Иван Антонович был заколот их штыками. Смерть прервала его короткую и трагическую жизнь 5 (16) июля 1764 года.

Так закончили свою жизнь эти отпрыски царствовавшего дома Романовых — законный наследник престола Иоанн VI и его мать Анна Леопольдовна, краткая биография которой послужила темой нашего разговора. Далеко не всем правителям России суждено было умереть естественной смертью. Безжалостная, ничем не сдерживаемая борьба за власть подчас выливалась в трагедии, подобные той, о которой мы сейчас вспоминали. Годы правления Анны Леопольдовны вошли в историю России как часть периода, именуемого «Эпохой временщиков».

Комментарии