Советский легкий танк Т-26. Танк Т-26: характеристики, история создания, конструкция

Советская легкая боевая машина, использовавшаяся во многих конфликтах 1930 годов и в ВОВ, имела индекс Т-26. Танк этот был произведен в большем количестве (более чем 11 000 штук), чем любой другой того периода. В 1930 г. в СССР были разработаны 53 варианта Т-26, в том числе танк-огнемет, боевая инженерная машина, дистанционно управляемый танк, самоходное орудие, артиллерийский тягач и бронетранспортер. Двадцать три из них были серийно выпускаемыми, остальные – экспериментальными моделями.

Британский оригинал

Т-26 имел прототип - английский танк Mk-E, который был разработан в компании "Викерс-Армстронг" в 1928-1929 гг. Простой и удобный в обслуживании, он был предназначен для экспорта в менее технологически развитые страны: СССР, Польшу, Аргентину, Бразилию, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. "Викерс" рекламировал свой танк в военных изданиях, и Советский Союз выразил заинтересованность в этой разработке. Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных машин (типа А, вооруженного двумя пулеметами "Викерс" калибра 7,71 мм, охлаждаемыми водой) вместе с полной технической документацией для их серийного производства. Наличие двух башен, способных поворачиваться независимо, позволяло стрелять как влево, так и вправо одновременно, что в то время считалось выгодным преимуществом для прорывов полевых укреплений. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе "Викерс" в 1930 году. До конца этого года в СССР поступили первые четыре Mk-E типа А.

Начало серийного производства

В СССР тогда как раз работала спецкомиссия, задачей которой был выбор зарубежного танка для тиражирования. Английский танк Mk-E получил в ее документации временное обозначение В-26. Зимой 1930-1931 годов на полигоне в районе Поклонной горы были проведены испытания двух таких машин, которые они успешно выдержали. В результате уже в феврале было принято решение о начале их производства в СССР под индексом Т-26.

Танк из первой опытной партии, оснащенной башенками советского производства, был протестирован на устойчивость к винтовочному и пулеметному огню в конце лета 1931 г. Он был обстрелян из винтовки и пулемета "Максим" с использованием обычных и бронебойных патронов с расстояния в 50 м. Было установлено, что танк выдержал стрельбу с минимальным ущербом (были повреждены только некоторые заклепки). Химический анализ показал, что передние броневые листы были сделаны из высококачественной брони, в то время как крыша и нижние пластины башен были сделаны из рядовой стали. В то время броня производства Ижорского завода, используемая для первых моделей Т-26, уступала по качеству английской из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР.

Разработка первых модификаций в 1931 году

Советские инженеры не просто повторили 6-тонный "Викерс". Что же нового внесли они в Т-26? Танк в 1931 году, как и его британский прототип, имел двухбашенную конфигурацию с двумя пулеметами, по одному на каждой башне. Основное различие между ними состояло в том, что на Т-26 башни были выше, со смотровыми щелями. Советские башни имели круговую амбразуру для танкового пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольной, используемой в оригинальной британской конструкции для пулемета "Викерс". Передняя часть корпуса была также немного изменена.

Корпуса Т-26-х с двумя башнями были собраны с использованием бронированных пластин 13-15 мм, приклепанных к раме из металлических уголков. Этого было достаточно, чтобы выдержать пулеметный огонь. Легкие танки СССР, производимые в конце 1932-1933 годов, имели как клепаные, так и сварные корпуса. Чего не скажешь о новинке. Советский танк Т-26 разработки 1931 года имел две цилиндрических башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая из башен поворачивалась независимо на 240°. Обе башни могли обеспечить обстрел в передней и задней огневых дугах (100° каждая). Какой же основной недостаток имел такой танк Т-26? Двухбашенный вариант имел слишком сложную конструкцию, что снижало его надежность. Кроме того, вся огневая мощь такого танка не могла быть использована на одной стороне. Поэтому в начале 30-х годов во всем мире отказались от этой конфигурации боевых машин.

Однобашенный легкий танк Т-26

Характеристики его были значительно улучшены по сравнению с двухбашенной конфигурацией. Выпускаемый с 1933 года, он имел вначале цилиндрическую башню с одной пушкой модели 20K калибром 45-мм и одним пулеметом Дегтярева калибра 7,62 мм. Это орудие было усовершенствованной копией противотанковой пушки модели 19K (1932 г.), являвшейся одной из самых мощных для своего времени. Весьма мало танков других стран имели аналогичные орудия, если таковые вообще имелись. Какое еще вооружение способен был нести новый Т-26? Танк 1933 года мог иметь до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов. Это увеличение огневой мощи было предназначено для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение было признано недостаточным. На фото ниже представлена одна из моделей Т-26, которой располагает Музей танков в Кубинке, являющийся крупнейшей в мире коллекцией боевых машин.

Далее поговорим о технических характеристиках.

Какой двигатель имел танк Т-26

Характеристики его, к сожалению определялись уровнем моторостроения еще 20-х годов 20-го века. Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. (67 кВт) с воздушным охлаждением, который был полной копией двигателя "Армстронг-Сидли", используемого в 6-тонном "Викерсе". Он был расположен в задней части танка. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но оно улучшилось начиная с 1934 года. Двигатель танка Т-26 не имел ограничителя скорости, что часто приводило к перегреву и поломке его клапанов, особенно в летнее время. Топливный бак на 182 л и масляный бак на 27 л были размещены рядом с двигателем. Он использовал высокооктановый, так называемый грозненский бензин; заправка второсортным топливом могла привести к повреждению клапанов из-за его детонации. Впоследствии был введен более емкий топливный бак (290 л вместо 182 л). Вентилятор охлаждения двигателя был установлен над ним в специальном кожухе.

Передача T-26 состояла из однодисковой основной муфты сухого сцепления, коробки с пятью передачами в передней части танка, рулевого управления муфтами, конечных передач и группы тормозов. Коробка передач была соединена с двигателем посредством приводного вала, проходящего вдоль танка. Рычаг, переключающий передачи, был установлен непосредственно на коробке.

Модернизация 1938-1939 годов

В этом году советский танк Т-26 получил новую коническую башню с лучшей устойчивостью против пуль, но у него остался тот же сварной корпус, что и у модели 1933 г. Этого оказалось недостаточно, что показал конфликт с японскими милитаристами в 1938 году, так что танк был модернизирован еще раз в феврале 1939 года. Теперь он получил подбашенный отсек с наклонными (23°) 20-мм боковыми бронированными пластинами. Толщина стенок башни увеличилась до 20 мм при наклоне на 18 градусов. Этот танк был обозначен как Т-26-1 (известный как Т-26 модели 1939 г. в современных источниках). Последующие попытки усилить переднюю панель остались нереализованными, так как производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Кстати, боевая масса танков Т-26 в период с 1931 по 1939 год выросла с 8 до 10,25 тонн. На фото ниже представлен Т-26 модели 1939 г. Он, кстати, также из коллекции, которой обладает крупнейший в мире Музей танков в Кубинке.

Как начиналась боевая история Т-26

Легкий танк Т-26 впервые участвовал в боевых действиях в период гражданской войны в Испании. Тогда Советский Союз, начиная с октября 1936 года, поставил ее республиканскому правительству в общей сложности 281 танк модели 1933 г.

Первая партия танков в республиканскую Испанию была доставлена 13 октября 1936 года в портовый город Картахену; пятьдесят Т-26 с запасными частями, боеприпасами, топливом и около 80 добровольцев под командованием командира 8-й отдельной мехбригады полковника С. Кривошеина.

Первые советские машины, поставленные в Картахену, были предназначены для подготовки республиканских танкистов, но ситуация вокруг Мадрида стала более сложной, поэтому пятнадцать первых танков были сведены в танковую роту, командование которой принял советский капитан Поль Арман (латыш по происхождению, но выросший во Франции).

Рота Армана вступила в бой 29 октября 1936 г. в 30 км к юго-западу от Мадрида. Двенадцать Т-26 продвинулись на 35 км в течение десятичасового рейда и нанесли значительные потери франкистам (потерпели поражение около двух эскадронов марокканской конницы и два пехотных батальона; двенадцать 75-мм полевых орудий, четыре танкетки CV-33 и от двадцати до тридцати грузовиков с военными грузами были уничтожены или повреждены) при потере трех Т-26 от бензиновых бомб и артогня.

Первый известный случай тарана в танковой войне произошел в тот день, когда танк командира взвода лейтенанта Семена Осадчего столкнулся с двумя итальянскими танкетками CV-33, сбросив одну из них в небольшое ущелье. Члены экипажа другой танкетки были убиты пулеметным огнем.

Машина капитана Армана была сожжена бензиновой бомбой, но раненый командир продолжал руководить ротой. Его танк уничтожил одну и повредил две танкетки CV-33 огнем пушки. 31 декабря 1936 г. капитан П. Арман получил Звезду Героя СССР за этот рейд и активное участие в обороне Мадрида. 17 ноября 1936 года в роте Армана было всего пять танков в боеспособном состоянии.

Т-26-е были использованы почти во всех военных операциях гражданской войны и продемонстрировали превосходство над немецкой танковой дивизией легких танков и итальянскими танкетками CV-33, вооруженными только пулеметами. Во время битвы при Гвадалахаре превосходство Т-26 было настолько очевидным, что итальянские конструкторы вдохновились на разработку аналогичного первого итальянского среднего танка "Фиат M13/40".

«….и летели наземь самураи под напором стали и огня»

Эти слова знаменитой в середине прошлого века песни отражают участие легких танков Т-26 в советско-японских конфликтах, которыми продолжилась боевая история танков. Первым из них было столкновение в июле 1938 года у озера Хасан. Участвовавшие в нем 2-я мехбригада и два отдельных танковых батальона имели всего 257 танков Т-26.

2-я мехбригада также имела недавно назначенный новый командный персонал, 99% ее предыдущего командного состава (в том числе командир бригады П. Панфилов) были арестованы как враги народа за три дня до выдвижения на боевые позиции. Это оказало негативное воздействие на действия бригады во время конфликта (например, ее танки провели 11 часов, чтобы пройти 45-км марш из-за незнания маршрута). Во время штурма удерживаемых японцами Безымянной и Заозерной сопок советские танки встретились с хорошо организованной противотанковой обороной. В результате 76 танков были повреждены и 9 сожжены. После того как боевые действия окончились, 39 из этих танков были восстановлены в танковых частях, а другие - отремонтированы в цеховых условиях.

Небольшое количество Т-26 и огнеметных танков на их основе участвовало в боях против японских войск на реке Халхин-Гол в 1939 году. Наши боевые машины были уязвимы для японских команд истребителей танков, вооруженных бутылками с зажигательной смесью. При низком качестве сварных швов оставались пробелы в броневых плитах, и пылающий бензин легко просачивался в боевое отделение и моторный отсек. 37-мм пушка типа 95 на японском легком танке, несмотря на ее посредственную скорострельность, была также эффективна против Т-26.

Накануне ВОВ

Накануне 2-й мировой войны Красная армия насчитывала около 8 500 Т-26 всех модификаций. В этот период T-26-е находились в основном в отдельных бригадах легких танков (каждая бригада 256-267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах в составе стрелковых дивизий (по 10-15 танков). Это был тип танковых подразделений, которые принимали участие в походе в западные области Украины и Беларуси в сентябре 1939 года. Боевые потери в Польше составили только пятнадцать Т-26-х. Тем не менее 302 танка потерпели технические сбои на марше.

Участвовали они и в Зимней войне декабря 1939 - марта 1940 года с Финляндией. Легкие танковые бригады были укомплектованы различными моделями этих танков, включая двух- и однобашенные конфигурации, произведенные с 1931 по 1939 год. Некоторые батальоны были укомплектованы старыми машинами в основном производства 1931-1936 гг. Но некоторые танковые части были оснащены новой моделью 1939 г. В общей сложности части Ленвоенокруга насчитывали в начале войны 848 единиц танков Т-26. Вместе с BT и Т-28 они были частью главной ударной силы во время прорыва линии Маннергейма.

Эта война показала, что танк Т-26 уже устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм, противотанковые ружья легко пронизывали тонкую антипулевую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма, в котором огнеметные машины на базе шасси Т-26 сыграли значительную роль.

ВОВ – последняя битва Т-26-х

Т-26-е составляли основу бронетанковых войск Красной армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. На 1 июня этого года КА имела 10,268 легких танков Т-26 всех моделей, в том числе боевых бронированных машин на их шасси. Из них состояло большинство боевых машин в советских механизированных корпусах в приграничных военных округах. Например, Западный особый военный округ имел 1136 таких машин на 22 июня 1941 года (52% всех танков в округе). В целом было 4875 таких танков в западных военных округах на 1 июня 1941 года. Тем не менее некоторые из них были не готовы к боям из-за нехватки деталей, таких как аккумуляторы, гусеницы и гусеничные колеса. Такие недостатки привели к оставлению около 30% имеющихся Т-26-х в бездействии. Кроме того, около 30% из имеющихся танков были произведены в 1931-1934 годах и уже выработали свой срок службы. Таким образом, в пяти советских западных военных округах было около 3100-3200 танков Т-26 всех моделей в хорошем состоянии (примерно 40% от всей техники), что было лишь немного меньше, чем количество немецких танков, предназначенных для вторжения в СССР.

Т-26 (модель 1938/1939 гг. особенно) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 г., но уступал моделям Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции "Барбаросса" в июне 1941 года. А все танковые части Красной армии понесли тяжелые потери из-за полного господства в воздухе немецкой "Люфтваффе". Большинство Т-26-х были потеряны в первые месяцы войны, в основном при обстрелах артиллерии противника и ударах с воздуха. Многие сломались по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей.

Однако в первые месяцы войны известно и немало героических эпизодов сопротивления советских танкистов на Т-26-х фашистским захватчикам. Например, сборный батальон 55-й танковой дивизии, состоящий из восемнадцати однобашенных Т-26 и восемнадцати двухбашенных, при прикрытии отступления 117-й стрелковой дивизии в районе Жлобина уничтожил семнадцать немецких машин.

Несмотря на потери, Т-26 по-прежнему составляли значительную часть бронетанковых сил Красной армии осенью 1941 г. (много техники прибыло из внутренних военных округов - Средней Азии, Урала, Сибири, частично с Дальнего Востока). В ходе войны Т-26 были заменены значительно превосходящими Т-34. Они еще участвовали в боях с немцами и их союзниками в период битвы под Москвой в 1941-1942 гг., в Сталинградской битве и битве на Кавказе в 1942-1943 годах. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои танки Т-26 до 1944 года.

Поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии в августе 1945 года было последней военной операцией, в которой они были использованы. А вообще, надо заметить, история танков - любопытная вещь.

Комментарии
А, что фото все зеркальные?