Совершивший самосожжение буддийский монах. Самосожжение 1963 года

Истории известны ошеломляющие случаи, когда люди по тем или иным причинам решались на акты самоубийства, поджигая себя и сгорая заживо. Такая форма самоубийства называется самосожжением, и в большинстве случаев человек, совершающий его, делает это, чтобы заявить о чём-то, привлечь внимание к чему-то, что является весьма важным для него. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошел как раз такой случай – самоубийство посредством самосожжения совершил буддийский монах Тхить Куанг Дык.

Социальные предпосылки

Итак, что же стало причиной, по которой был вынужден совершить столь невообразимый поступок этот буддийский монах? Самосожжение Дыка имело политический подтекст и было напрямую связано с ситуацией, сложившейся на тот момент в стране. Известно, что в тот период как минимум 70% (по некоторым данным - до 90%) населения Южного Вьетнама исповедовало буддизм. Однако власти, правившие государством, создали условия, в которых католическое меньшинство имело значительные преимущества перед буддистами. Католикам было легче продвигаться по служебной лестнице, им были предоставлены многочисленные льготы, в то время как к последователям Будды относились как к людям второго сорта.

Буддисты вели борьбу за свои права, важным моментом в этом противостоянии стал 1963 год. В мае этого года власти Южного Вьетнама помешали проведению буддийского праздника Весака, применив силу против толпы, что привело к гибели девяти человек. В дальнейшем обстановка в стране продолжала накаляться.

Самосожжение буддийского монаха

10 июня 1963 года некоторым американским журналистам, работавшим в Южном Вьетнаме, стало известно, что на следующий день напротив здания камбоджийского посольства должно произойти нечто важное. Многие не обратили внимания на это сообщение, но все же несколько корреспондентов утром прибыли в условленное место. Затем к посольству подтянулась процессия из монахов, во главе которой за рулем автомобиля ехал Куанг Дык. Собравшиеся принесли с собой плакаты, на которых были написаны требования относительно равенства конфессий.

Далее буддийский монах, самосожжение которого было заранее спланировано и подготовлено, принял медитативную позу, а один из его спутников достал из машины канистру с бензином и вылил ее содержимое ему на голову. Куанг Дык, в свою очередь, продекламировал «Памятование о Будде», после при помощи спичек поджег себя. Собравшиеся на месте проведения акции полицейские пытались подойти к монаху, однако сопровождавшие Куанг Дыка священнослужители никого не подпускали к нему, образовав вокруг живое кольцо.

Свидетельство очевидца

Вот что рассказал Дэвид Халберстем, журналист газеты The New York Times, наблюдавший акт самосожжения: "Наверное, я должен был бы увидеть это зрелище еще, но одного раза оказалось более чем достаточно. Человек пылал в пламени, его тело сморщивалось и превращалось в пепел, а голова чернела и обугливалась. Казалось, что все это происходит медленно, но в то же время я видел, как этот человек сгорает достаточно быстро. Запах горящей человеческой плоти, рыдания собравшихся вокруг вьетнамцев... Я пребывал в шоковом состоянии и не мог плакать, я был сбит с толку и оказался настолько озадачен, что не смог бы задавать вопросы или что-то записывать. Да что там говорить – я не мог даже думать. Казалось, что самообладание доступно одному только горящему монаху, который за все это время ни разу не пошевелился и не издал ни единого звука".

Похороны

Похороны буддийского монаха были назначены на 15 июня, однако в дальнейшем дата была перенесена на 19-е число. До того момента его останки находились в одном из храмов, откуда после были перенесены на кладбище. Интересно, что тело Куанг Дыка было кремировано, однако огонь не тронул его сердце, которое осталось неповрежденным и было признано святыней. Буддийский монах, самосожжение которого было совершено ради достижения общих для всех буддистов целей, признан бодхисаттва, то есть человеком с пробужденным сознанием.

В дальнейшем власти Южного Вьетнама пошли на конфронтацию с приверженцами буддизма. Так, в августе силовики предприняли попытки конфисковать реликвии, оставшиеся после смерти Куанг Дыка. Им удалось изъять сердце монаха, но завладеть его прахом они так и не смогли. Впрочем, буддийский кризис, которым ознаменовался 1963 год, вскоре завершился после того как военные устроили государственный переворот и свергли президента Зьема.

Заключение

Малькольму Брауну, одному из журналистов, присутствовавших на месте самосожжения буддийского монаха, удалось сделать несколько фотографий происходящего. Эти снимки были размещены на первых полосах крупнейших мировых газет, благодаря чему происшествие возымело большой политический эффект. В конечном счете народ Южного Вьетнама добился признания своих прав, а буддийский монах, самосожжение которого было совершено ради всеобщего блага, стал национальным героем.

Комментарии