Что такое каяк? Эскимосский и спортивный каяк

Термин «каяк» ассоциируется у большинства людей с самобытным национальным средством передвижения по водной поверхности. Это действительно так, но технические принципы изготовления конструкции данной лодки сегодня распространены по всему миру и отчасти унифицированы. То есть для понимания, что такое каяк, следует в первую очередь обратиться к традициям народов Арктики, но вместе с этим рассматривать и современную байдарку, в которой повторяются конструкционные черты лодки.

Что представляет собой каяк?

На сегодняшний день существует множество версий и модификаций данного средства, но все они подходят под категорию гребных лодок. Традиция же изготовления именно такой конструкции пошла от алеутов и эскимосов. В ответе на вопрос о том, что такое каяк, важно также отметить, что он бывает одно-, двух- и трехместным. Модели, изготавливаемые промышленным способом, окончательно оформили принципы изготовления основы лодки как каркасно-поддувной конструкции. Корпус каяка имеет довольно сложное устройство, при этом в зависимости от модификации его параметры могут корректироваться в соответствии с назначением. В простейших версиях каяк представляет собой обводную конструкцию с наличием нескольких дуг, вязанных основой из пластика, древесины или других материалов.

Эскимосский каяк

Это классическая лодка коренных народов Арктики, из которой и произошли современные байдарки и каяки. Фото, представленное выше, как раз иллюстрирует традиционную эскимосскую лодку. В качестве материалов изготовления таких средств используются кожи тюленей и моржей, которыми в дальнейшем обтягиваются каркасы лодок. Основу же составляет конструкция из древесины или костей. Восточные эскимосы также используют для формирования каркаса китовый ус. Все стыки, крепежи и участки сшива выполняются из жил морских животных.

Если же рассматривать вопрос о том, что такое каяк у эскимосов с точки зрения функционального применения, то в первую очередь речь пойдет об охоте и рыбалке. Именно для этих целей применялись и сегодня применяются национальные лодки в Арктике. Однако, за пределами региона у каяка появились и другие назначения.

Спортивный каяк

Спортивные модели с эскимосскими объединяет только форма и некоторые конструкционные элементы. Различия обусловлены характером применения. Каяк спортивного назначения используется в водном туризме. С помощью такого средства можно выполнять гребной слалом, плавать по бурным рекам, участвовать в водных родео и т. д. Соответственно, традиционные методы изготовления конструкции для такой лодки не годятся. Производители используют для этой цели более прочные материалы, такие как полипропилен, поливинилхлорид и углепластик. Новые технологии позволяют обеспечить лодке высокую прочность, но без значительного увеличения в массе. В результате достигаются оптимальные характеристики, позволяющие безопасно эксплуатировать каяки. Фото с примером такой модели представлено ниже.

Надувные модели

Каяки данной модификации являются наиболее современными, обеспечивают удобство в эксплуатации и недорого стоят. Существует два типа таких каяков:

  • Модели с двухслойной конструкцией. В данном случае лодка имеет каркас в виде плотной оболочки из поливинилхлорида и вставные баллоны, благодаря которым лодка и получила название надувной;
  • Монобаллонные версии. Такой надувной каяк не имеет внутренних интегрированных баллонов. Их функцию выполняет сама ткань поливинилхлорида, в которой содержится газовая смесь.

Модели этой категории также применяются в спортивном сплаве, в экспедициях, для рыболовных целей и спокойного семейного отдыха.

Отличия от байдарки и каноэ

Хотя байдарку часто относят к группе каяков, жесткая классификация этого не допускает. В данном случае следует рассматривать возможности вместимости данной лодки. В классическом представлении каяк двухместный – это и есть байдарка, которая между тем изготавливается только промышленным способом. То есть эскимосские лодки никак нельзя назвать байдарками. Отличия с каноэ более принципиальны. Во-первых, на такой лодке не используются двулопастные весла, что характерно и для каяков, и для байдарок. Во-вторых, есть разница в расположении гребца. На каноэ практически нет правил относительно удобства положения – человек может сидеть на сиденье или на коленках. В свою очередь, каяк предполагает, что гребец будет располагаться сидя на ягодицах.

Особенности эксплуатации

Каждый раз при использовании каяка пользователь должен выполнить несколько операций, в числе которых сборно-разборочные действия и сушка. И это не говоря о необходимости выполнения ремонтных процедур, которые могут иметь место после применения лодки. К примеру, надувной каяк может потребовать коррекции положения баллонов с воздухом или восстановления поврежденного участка в поливинилхлоридной ткани. Но и в случае использования каркасно-поддувных моделей работы у пользователя не меньше. Основные трудности связаны как раз со сборочным процессом, но и регулярность ремонта в данном случае не реже, чем у надувных аналогов. Это обусловлено именно сложностью конструкции, нарушения в которой не являются редкостью – особенно в жестком режиме эксплуатации.

Весла для каяка

Хотя основное внимание при выборе и оценке технико-эксплуатационных возможностей лодки уделяется ее конструкции, многое зависит от весел. Для каяков применяются современные байдарочные модели. Одним из ключевых критериев выбора является право- и леворучность весла. Далее учитывается сама форма лопастей – бывают симметричные и асимметричные версии. Первая разновидность требует больше сил от гребца, но стоит дешевле. Сложная форма, которой обладает асимметричное весло для каяка, позволяет грести дольше и экономит энергию пользователя. Но стоят такие модели дороже.

Чтобы не прогадать в технических тонкостях при выборе данного аксессуара, следует изначально ориентироваться по модельным линейкам, рассчитанным на конкретные виды каякинга. Например, если лодка-каяк будет использоваться для прогулок без экстрима, это могут быть рекреационные весла. Для совершения экспедиций стоит предпочесть туринговые модели, а для гребли и слалома подойдут спортивные модификации.

Заключение

Необычный вид каяка, его конструкционные особенности и функциональные возможности сформировались в Арктике. Это произошло во времена, когда еще не было технологичных материалов вроде поливинилхлорида и углепластика в виде карбона. Однако вопрос о том, что такое каяк в наши дни, подразумевает более широкое представление об этой лодке. Достаточно вспомнить о разнообразии областей применения каяка – от рыбной ловли до спортивного слалома. Разумеется, именно задачи, которые стоят перед лодкой, определяют и технологии ее изготовления. Так, если раньше производители улучшали характеристики каяка только за счет введения более практичных и надежных материалов, то сегодня меняется и конструкция каяка. В конечном итоге лодка обретает высокие показатели прочности, долговечности, а также обеспечивает соответствующий уровень безопасности для самого гребца. Стоит отметить, что наряду с модернизацией лодок повышаются и требования к экипировке как в плане надежности, так и в отношении ее функциональности и практичности.

Комментарии