Юрий Завадский: биография, личная жизнь, фильмография. Завадский Юрий Александрович — народный артист СССР
Юрий Завадский родился не в потомственной дворянской семье, его отец, служа добросовестно, получил чин коллежского асессора, который давал право на дворянство.
Счастливое детство и юность
Семья была интеллигентной, дружной и весьма обеспеченной – жили в центре Москвы в большой квартире деда. Юрий Завадский родился в 1894 году. Детей в семье было трое, их обожали и баловали, а его особенно – мальчик рос красивым и смышленым. Некоторые современники утверждали, что он так и остался избалованным непосредственным и восторженным 10-летним ребенком. Наверное, это пристрастное мнение. Учился Юрий Александрович в лучшей Московской гимназии - в 9-ой. Мальчик был щедро одарен – прекрасно рисовал, имел кроме блестящей внешности артистические данные, хорошо ему давались языки – после окончания гимназии он отлично владел французским и английским языками. В это же время он четко определился с увлечениями: ими стали рисование и драматический кружок.
Сплетни и характеристики
Всю жизнь Юрий Завадский беззаветно любил литературу, некоторые утверждают, что в книги он влюблялся так же страстно, как в женщин, но оставался им более верным. Вообще надо отметить, что о нем, как ни о ком другом, ходило очень много легенд и сплетен – это лишь служит подтверждением тому, что личностью он был яркой и популярной. Никогда не сплетничают о тех, кому не завидуют.
Увлечения молодости
Поступив в Московский университет на факультет юриспруденции, он, в принципе, занимался очень многим, только не ею. В эти годы он подружился с Павлом Антокольским, знакомым почти со всеми видными и интересными представителями искусства Москвы.
Неотразимый красавец
Юрий Завадский и Марина Цветаева познакомились в 1918 году. Она не могла не увлекаться, причем восторженно до самозабвения, а потом это чувство истекало стихами. А тут такая красота – обаятельный, высокий, элегантный, она усмотрела в нем античность, а седая прядь в золотых кудрях в столь молодом возрасте сводила с ума и менее восторженных женщин.
Он еще и талантлив!
Первая крупная роль старика Антония сразу же сделала Ю. Завадского любимцем театральной Москвы. Пьеса М. Метерлинка «Чудо святого Антония» во второй редакции, сделанной Евгением Вахтанговым совместно с Ю. Завадским, в которой явно просматривался трагический подтекст, стала началом не только актерской, но и режиссерской карьеры. Как художник и режиссер Завадский Юрий Александрович попробовал себя в пьесе П. Антокольского «Обручение во сне». А потом пришла слава, граничащая с поклонением. В 1933 году он играет Калафа в «Принцессе Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Своей игрой он убедил скептиков в несомненном наличии у себя актерского таланта. А популярность у зрителей была такова, что изображение его в роли Калафа появились на спичечных коробках и фантиках конфет.
Театр, и только театр
Им уже был сделан выбор между театром и живописью, хотя он подавал надежды, и художники приглашали студента школы П. И. Келина принять участие в их выставках. В 1922 году умирает его любимый учитель Евгений Вахтангов, и Завадский Юрий Александрович избирается творческим коллективом 3-й студии МХАТ (студия Вахтангова) членом художественного совета. Но уже признанного артиста всегда влекла режиссерская и педагогическая деятельность.
Начало режиссерской деятельности
И в 1924 году он ставит свой первый спектакль по «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Он работал над ним с таким восторгом и самоотдачей и так был доволен результатом, что много лет спустя, почти перед смертью, называл его своей лучшей постановкой. А ведь к тому времени он был награжден за свои спектакли высшими наградами Родины. Их было так много, что он, явно кокетничая, боялся надевать их все сразу из-за тяжести. Его постановочные работы знают все, кто хоть как-то интересовался театром. А его актерские роли тех времен - Чацкий и граф Альмавива - вошли в золотой фонд советской театральной школы. Роли его всегда были отточены до мелочей, в них всегда присутствовала тонкая ирония и позаимствованный у Вахтангова четкий внешний рисунок.
Гениальный педагог
В год его режиссерского дебюта он открывает собственную студию, ставшую с 1927 года театром-студией, которой руководил до 1936 года. Фамилии его учеников знают все - это театральные кумиры В. П. Марецкая и Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов и П. В. Массальский. У Ю.А. (эта его неизменное прозвище) был свой театр, но не было большой сцены, о которой он мечтал. В 1932 году ему предлагают возглавить Театр Советской Армии, в котором он работал до 1935 года, не покидая своей студии. А в 1936 году Юрия Александровича вместе с его театром отправляют в Ростов-на-Дону возглавить только что построенный, современный, внешне похожий на трактор, театр с такой огромной сценой и плохой акустикой, что работать в нем было очень трудно. Но Юрий Александрович справлялся – здесь было поставлено несколько прекрасных и нашумевших спектаклей. Может быть, это была творческая ссылка, но она спасла его от репрессий, которые свирепствовали в Москве. Он всегда был законопослушным гражданином, но никогда не совершал поступков, идущих вразрез с его совестью. В 1940 году театр возвращается в Москву.
Театр, ставший вторым домом
Юрий Завадский, биография которого с этого года была неразрывно связана с театром Моссовета, занял пост главного режиссера и оставался в этом храме искусства до конца своих дней. С ним вместе сюда перешли и любимые ученики. За постановки на сцене этого театра, такие как «Маскарад» и «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому, он удостаивался правительственных наград. Кроме полученных званий Героя Соцтруда, Народного артиста, профессора, он был лауреатом Ленинской и двух Сталинских премий. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя Красного Знамени и многими медалями.
Смысл жизни - театр
Титулованный Завадский Юрий Александрович, личная жизнь которого обсуждалась непрерывно, женщинами был любим невероятно. Но семейная жизнь у него не складывалась. Во-первых, он был трудоголиком, театр он любил больше всего на свете, а во-вторых, на долгие привязанности он не был способен, они его тяготили. Его верная легендарная домработница Васена, известная всей театральной Москве, так характеризовала Завадского – «прохладный он у нас». От многих подруг уходил он сам, первая жена Анисимова-Вульф не выдержала бесконечных измен и ушла сама, хотя потом 40 лет была его верной помощницей. Правда, официально они не были расписаны, как с В. Марецкой и Г. Улановой. Недолгим был и его первый официальный брак - очень скоро ушел от В. Марецкой и маленького сына непостоянный Юрий Завадский. Жены, как правило, на него не обижались, и дальше с ним их связывали дружеские и творческие отношения. Его сын тоже стал режиссером и тоже работал в театре Моссовета, но выйти из тени великих родителей ему не удалось. Умер он в 2006 году.
Источники информации
Своеобразным человеком и великим актером, режиссером и педагогом был Юрий Завадский. Краткая биография и фильмография его имеются в любом справочнике о советских актерах. Вернее, биография имеется, а фильмография - нет, потому что с кино у Юрия Александровича взаимоотношения не сложились. О нем самом были сняты два документальных фильма – «Дома у Ю. А. Завадского» и «Юрий Завадский».
Нынешнему поколению трудно представить себе масштаб личности этого человека. Как-то Юрий Александрович хотел воспользоваться такси, а машина промчалась мимо. Буквально вся страна возмущалась этим таксистом. Существует много статей под названием «Юрий Завадский, биография». Советские актеры, режиссеры – все театральные деятели и, самое главное, зрители знали настоящую цену спектаклям этого гениального человека. Он был живой легендой и находился на недосягаемом уровне. Необходимо отметить, что Ю. А. Завадский никогда не боялся оказывать поддержку опальным актерам и режиссерам. Гонимый Анатолий Эфрос нашел приют в театре Юрия Завадского и гениально поставил спектакль с Р. Пляттом и Ф. Раневской «Дальше – тишина».
Путеводная звезда
Но везде, в любой статье об этом великом режиссере упоминается имя его второй жены. Галина Уланова и Юрий Завадский – союз этой звездной пары затмевал остальные увлечения их обоих.