Ст. 124 и ст. 125 УПК РФ. Постановление в порядке ст. 125 УПК РФ
Отечественное законодательство предоставляет возможность лицам обжаловать решения, принятые в рамках уголовного судопроизводства. В качестве субъектов права могут выступать участники процесса и граждане, чьи интересы затрагивают вынесенные акты.
Особенности рассмотрения претензий
Они установлены ст. 124, 125 УПК РФ. Эти статьи предусматривают оспаривание действий/бездействий, а также решений:
- Дознавателя.
- Следователя.
- Органа дознания.
- Прокурора.
- Руководителя следственного отдела.
- Начальника подразделения дознавателей.
- Суда.
Ст. 124, 125 УПК РФ распространяются на:
- Нарушения разумных сроков при досудебном разбирательстве по уголовному делу.
- Решения, бездействие/действие должностных лиц, отказ в возбуждении, прекращении производства - т. е. процедуры, затрагивающие интересы участников и иных лиц, причиняющие ущерб их свободам и правам, создающие препятствия к правосудию.
Рассмотрение заявлений руководителем органа следствия, прокурором
Порядок, в соответствии с которым осуществляется разбирательство претензий этими должностными лицами, устанавливается в ст. 124 УПК РФ. Начальник органа следствия, прокурор обязаны рассмотреть заявление в трехдневный срок с даты его принятия. В ряде случаев, если нужно истребовать определенные материалы либо принять прочие меры, период разбирательства претензии может быть увеличен до 10 суток. Об этом должен быть извещен заявитель. В результате рассмотрения должностное лицо выносит постановление о частичном либо полном удовлетворении жалобы или об отказе в этом.
Комментарий
При удовлетворении жалобы, составленной и направленной в порядке, предусмотренном в ч. 2, ст. 123 УПК, решение должно содержать указания на процессуальные действия, которые необходимо выполнить с целью ускорения рассмотрения материалов дела. Кроме этого, в нем устанавливаются сроки их осуществления. Положение статьи 124, ч. 3, в конституционно-правовом толковании не допускает отказ прокурора, дознавателя, суда, следователя от исследования и оценки доводов, которые приводятся в рассматриваемом заявлении (ходатайстве). При этом при вынесении соответствующего решения эти должностные лица обязаны мотивировать его, указав на конкретные и достаточные в соответствии с принципом разумности, основания, согласно которым были отвергнуты или приняты обоснования. Заявитель должен быть поставлен в известность об утвержденном акте, а также о порядке его последующего обжалования незамедлительно. В предусмотренных кодексом случаях следователь, дознаватель могут оспорить решения, бездействия/действия руководителя подразделения или прокурора вышестоящему должностному лицу.
Жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ
Она подается на решения об отказе возбудить дело, о прекращении уголовного производства:
- Руководителя следственного отдела/органа.
- Дознавателя.
- Следователя.
На действия/бездействия иного характера, которые могут ущемлять свободы и права заинтересованных граждан, также может быть подана жалоба. Ст. 125 УПК РФ устанавливает, что претензия должна быть направлена в районный суд, расположенный по месту осуществления предварительного расследования. В качестве субъекта права выступает заявитель, защитник, законный представитель. Претензия по ст. 125 УПК РФ может направляться непосредственно в судебную инстанцию либо через прокурора, руководителя органа следствия, следователя, дознавателя.
Важный момент
При оспаривании постановления ст. 125 УПК РФ допускает представителя потерпевшего к участию в рассмотрении заявления на бездействие/действие или решение прокурора, следователя, дознавателя. При этом не будет иметь значения, участвовал ли он ранее в деле либо нет. Представитель должен обладать соответствующими полномочиями, подтвержденными письменно.
Задачи суда
Заявление, поданное по ст. 125 УПК РФ (образец документа представлен в статье), должно содержать точное и ясное изложение обстоятельств, с которыми не согласен автор. Суд, в свою очередь, на основании приведенных доводов проверяет обоснованность и законность решений, бездействий/действий должностных лиц. Норма устанавливает срок, в течение которого исследуется претензия на постановление. В порядке ст. 125 УПК РФ он составляет не больше 5 суток. Исчисление дней начинается с даты поступления заявления.
Как происходит обжалование?
Ст. 125 УПК РФ устанавливает, что рассмотрение претензии осуществляется в открытом заседании. Исключением являются случаи, предусмотренные статьей 241 Кодекса. В слушании участвуют заявитель, законный представитель/защитник, а также иные граждане, чьи интересы были затронуты оспариваемым решением либо поведением указанных выше служащих. Неявка сторон, которые были своевременно и надлежащим образом уведомлены о времени и месте заседания, не будет являться препятствием для рассмотрения претензии. В начале слушания судья объявляет, какое заявление будет разбираться, представляется явившимся лицам, разъясняет участникам их обязанности и права. После этого заявителю предоставляется право обосновать свою жалобу. Он приводит соответствующие доводы, предъявляет доказательства. После его выступления заслушиваются прочие лица, явившиеся на заседание. Заявитель имеет право выступить с репликой. Согласно ст. 125 УПК РФ, по результатам рассмотрения претензии суд выносит решение. В соответствии с ним:
- Действие/бездействие или акт должностного лица признается необоснованным либо неправомерным. В этом случае по ст. 125 УПК РФ суд обяжет соответствующего служащего устранить нарушение.
- Претензия будет оставлена без удовлетворения.
Копии постановления, принятого в порядке ст. 125 УПК, должны быть направлены руководителю органа следствия, прокурору и заявителю. Принятие претензии не является основанием для приостановления оспариваемого действия, а также исполнения решения. В качестве исключения и при необходимости приостановить обжалуемый процесс может судья, прокурор, следователь, дознаватель, руководитель органа дознания/следствия.
Способы направления заявлений
Жалобу можно подать:
- Лично в канцелярию следственного органа, прокуратуры, суда.
- Телеграфом/почтой.
- Через служащего, осуществляющего расследование.
Законодательство допускает выражение претензии не только в письменной форме, но и устно. В последнем случае ее необходимо занести в протокол. Этот документ, как и письменная жалоба, в течение суток направляется руководителю органа следствия либо прокурору. Претензия должна быть подписана не только заявителем, но и служащим, осуществляющим расследование. При направлении протокола и жалобы вышестоящим лицам последний должен приложить свои объяснения. Для прокурора установлен срок в 10 суток для рассмотрения заявления. Этот период считается максимальным. Он не может продлеваться ни при каких условиях.
Примечание
Содержание ст. 125 УПК РФ основывается на конституционных положениях. В соответствии со статьей 46 Основного Закона каждому гражданину гарантирована судебная защита его свобод, интересов и прав. Таким образом, неправомерные действия/бездействия, решения органов госвласти, муниципального управления, общественных организаций, а также служащих соответствующего ранга можно оспорить в суде. Положения рассматриваемой статьи распространяются только на те обстоятельства, которые имели место в ходе досудебного разбирательства. В частности, речь ведется о стадии возбуждения производства, проведении предварительного расследования. В качестве заявителя может выступать не только гражданин, но и юрлицо.
Дополнительно
В комментариях к ст. 124 УПК РФ указано, что:
- Прокурор должен от имени государства выполнять уголовное преследование. Вместе с этим в его полномочия входит надзор за осуществлением процессуальной деятельности подразделений дознания/следствия.
- Прокурором рассматриваются и разрешаются жалобы на поведенческие акты должностных лиц, привлеченных к ведению уголовного процесса, согласно требованиям, установленным в соответствующем ФЗ и УПК.
- Принятая претензия исследуется в трехдневный срок. По истечении этого периода прокурор должен вынести соответствующее постановление. В ч. 6, ст. 148 кодекса срок рассмотрения некоторых заявлений на решение следователя, дознавателя об отказе начать уголовное производство и принятие соответствующего акта ограничен 48 часами.
- Если в трехдневный период разрешить претензию невозможно, прокурор вправе увеличить его до 10 дней. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если поступивших материалов недостаточно для вынесения объективного решения. При продлении срока рассмотрения жалобы лицо, ее направившее, должно быть уведомлено об этом надлежащим образом.
- Период, в течение которого была разрешена претензия, исчисляется с даты ее поступления в прокуратуру до дня отправки ответа заявителю.
- В случае признания заявления обоснованным прокурор должен предпринять меры для ликвидации нарушений законодательства. В этой связи в его решении могут присутствовать соответствующие указания должностному лицу о конкретных мероприятиях и действиях, которые ему надлежит осуществить, и срок для этого.
- Частичный либо полный отказ от удовлетворения жалобы должен в обязательном порядке иметь мотивированное объяснение, со ссылками на законодательные нормы, доказательства и прочие материалы.
- Уведомление заявителя о принятом решении осуществляется в письменном виде.
- При удовлетворении жалобы прокурор обязан разъяснить возможность обращения в суд или реабилитации для восстановления ущемленных прав.
Постановление прокурора может быть обжаловано вышестоящим должностным лицом.