Должностное лицо в Древнем Риме и его полномочия
Мало кто знает, что большинство терминов, обозначающих современную систему управления государством, берет свое начало из… Древнего Рима. Державы с развитой системой управления бывали и раньше в античную эпоху – например, Египет, Китай, Греция. Однако монархическое устройство полностью подчиняло чиновников воле фараона или царя, а демократия в Древней Греции ограничивалась лишь пределами полиса (города и прилегающей области). В эпоху становления Республики встал вопрос о распределении управленческих функций между избираемыми представителями от аристократии и народа (плебса), а также о делегировании им полномочий и их ограничении. Именно в это время и появился термин «должностное лицо» - понятие, очень близкое нам по своему значению.
В русском языке это слово ассоциируется со словом «долг». Но, в отличие от «должника», понятия «должность» и «должностное лицо» несут позитивную смысловую окраску. Человек в чине – это представитель государства в определенной области, ограниченной своими полномочиями и олицетворяющий власть. Шкала рангов в бюрократическом аппарате имеет свою вертикаль (от начальника, к заместителям и к различным советникам и помощникам), а также горизонталь (когда равноправные представители власти могут приостанавливать и отменять решения своих коллег).
Должностное лицо в Древнем Риме избиралось лишь из свободно рожденных мужчин (вольноотпущенник не мог быть избранным, а его сын уже мог), достигших определенного возраста. Мало того, что к каждому чину имелся тщательно прописанный в законах минимальный возраст вступления в полномочия, так еще указывался срок, на который можно было этим заниматься, возможность быть избранным повторно, и региональные границы, на которые расширялась юрисдикция данного поста. Например, власть консулов ограничивалась стенами города, а проконсулы управляли сельской местностью за его пределами. По отношению к управленцу остальные граждане, даже высоко рожденные, были privati – людьми частными, подчиненными.
Было в Риме и высшее должностное лицо, называемое «империум», Верховная власть - «потестас» - перешла ему от царей дореспубликанского периода. Процедура наделения такими полномочиями была прописана в особом куриатском законе. Эти чины имели право созывать Сенат и комиции (собрания народа), вносить свои законопроекты, выступать с докладами. Когда страна пребывала в опасности, на время избирали диктатора, которому передавали всю высшую власть. Этот человек имел право единолично управлять страной. Часто к его титулу присоединяли цель избрания – например, «Диктатор по причине войны». Некоторые избранные на чрезвычайные посты провозглашали себя пожизненными управителями (Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь). Эту должность упразднил лишь Марк Аврелий. Кстати, подобными полномочиями наделяли чиновников не только на время нависшей над страной опасности. «Диктатор забивания гвоздя» - так называлась должность распорядителя во время религиозных празднеств.
Должностное лицо в период Республики не получало зарплаты. Это было почетное звание. Каждому чину соответствовала определенная тога – она хранилась у хозяина и после оставления им должности, в ней его и хоронили. Некоторые посты повышали всю семью в социальном ранге - сыновья тех, кто был в курульном чине, считались аристократами; сам же носитель данного звания становился родоначальником своей фамилии, его восковая посмертная маска хранилась и чтилась потомками. Также сановники имели отведенные места в ложах в амфитеатрах. Начиная с квесторов, оставившие должность люди имели право быть избранными в Сенат.
Будучи на службе у Республики, должностное лицо было ограничено правом обжалования и аппеляции. Прошение о пересмотре решения можно было подать народному собранию, Сенату или равноправному коллеге управленца. Чины могли быть и постоянные, не ограниченные сроком действия, хотя на многие должности люди назначались не более чем на 36 месяцев. К таким постам относились преторы, консулы, квесторы, эдилы и цензоры. За исключением народных трибунов, на такие места в Древнем Риме в основном претендовали семьи аристократов. Их карьера была предсказуемой: юность в звании офицера легиона, потом в 27 лет должность квестора, в 37 – эдила, в 40 – претора, в 43 – консула или цензора.