Саратовский мост - пятидесятилетний символ города

Саратовский мост — одна из главных достопримечательностей Поволжья. С момента появления он стал символом города и продолжает им быть до сих пор. В 2015 году мосту исполнилось 50 лет. К юбилею он был подготовлен в процессе капитального ремонта, фактически получил второе рождение. Полвека — немалы срок и достойный повод вспомнить прошлое, пристальнее приглядеться к настоящему.

Коротко о главном

Автомобильный мост протянулся над Волгой почти на три километра. Он соединяет два города: правый берег великой реки занимает Саратов, а левый — Энгельс. Ширина конструкции — 15 м. Высота Саратовского моста переменная. В районе Энгельса конструкция снижается. Ближе к Саратову мост гораздо выше: максимальное значение — 20 м. Здесь располагается судоходная зона.

Пешком на пляж

Саратовский мост сегодня поделен на три автомобильные полосы. И конечно, здесь есть пешеходные дорожки. Каждое лето по ним жители и гости города добираются до пляжа, расположенного посреди Волги на острове «Покровские пески» (Покровск — старое название Энгельса). Достаточно продолжительный период в истории транспорт на мосту не останавливался и позагорать и искупаться можно было только после длительной пешей прогулки. Сейчас один из автобусов «Саратов — Энгельс» доставляет всех желающих непосредственно ко входу на пляж.

Добраться пешком до золотистого песочка в целом нетрудно. А вот путешествие из Саратова в Энгельс или в обратном направлении без транспорта — уже подвиг. Длина Саратовского моста, на самом деле, не такая уж и большая для любителей пеших прогулок. Однако путника часто встречает сильный ветер, создающий красивую рябь на Волге и стойкий звон в ушах после завершения путешествия. Сказываются также подъемы и спуски. Впрочем, все трудности отступают на второй план перед красотой открывающегося вида. Могучая, широкая река, оба города, просматриваемые с середины моста — здесь есть чем любоваться в любое время года.

Великое строительство

История Саратовского моста началась в 50-х годах прошлого века. Первоначальный проект претерпел несколько изменений и доработок. Предлагалось, например, соорудить двухъярусную конструкцию, чтобы по нему могли ходить и поезда и автомобильный транспорт. В 1956 году план утвердили. Строительство началось полгода спустя с энгельского берега. Работы сохранились не только в памяти участников и на фотографиях. Ремонт был заснят: прямо на площадке режиссер Олег Ефремов создал фильм «Строится мост» с участием актеров московского «Современника».

Главное украшение моста — так называемые птички, под которыми проплывают корабли, — устанавливали уже в следующем десятилетии. Каждая из них весит около 2,6 тонны, но из-за ажурной конструкции кажется очень легкой. Над строительством моста трудилось почти две тысячи рабочих. Их стараниями главная достопримечательность города была создана за шесть лет.

Открытие

Саратовский мост начал свою работу 10 июля 1965 года. Прочность конструкции перед открытием подвергли серьезной проверке. По мосту пропустили 250 груженых МАЗов. Экзамен на прочность был сдан на «отлично».

В день открытия жители двух городов встретились на середине моста. Так началась история главной достопримечательности Саратова.

Ремонт

Полвека для железобетонных конструкций время достаточно серьезное. Уже в 90-х зашла речь о необходимости ремонтных работ. Невозможность откладывать реконструкцию стала очевидна чуть позже, в 2004 году. Тогда была повреждена контактная сеть, с моста пришлось убрать легендарный троллейбус №9, начались проблемы с освещением.

Капитальный ремонт был осуществлен в 2014 году. На мосту поменяли асфальт, улучшили состояние тротуаров, осветительных опор. Была полностью переделана гидроизоляция. Рабочие заменили деформационные швы, уже на протяжении длительного времени издававшие сильный грохот при передвижении по ним транспорта. На время ремонта мост закрывали для транспорта и пешеходов.

Работы были завершены на два месяца раньше срока, в конце августа 2014 года. Обновленный мост, по прогнозам специалистов, прослужит еще примерно 15 лет, а затем, вероятно, станет пешеходным.

И снова открытие

Второе открытие моста было отпраздновано не менее пышно, чем первое. На торжество собралось огромное количество народа. Здесь можно было увидеть разный Саратовский мост: фото и видео хроника строительства полувековой давности накладывались на современную картину. Все это создавало ощущение сопричастности не только новому открытию, но созданию моста.

Торжество украсили байкеры и озарили фейерверки. По мосту пустили троллейбус №9, специально выпущенный к этому дню (маршрут, правда, пока восстанавливать не собираются). Празднование второго открытия моста стало столь же торжественным, как и в 1965 году.

Сегодня Саратовский мост продолжает быть главной достопримечательностью города. Особенно он хорош в вечернее и ночное время, когда освещенная фонарями дорога отражается в Волге. Конечно, ремонт не решил всех проблем. Никакой мост не будет служить вечно и уже сегодня обсуждаются возможные варианты проектов его «заместителей». По-прежнему главное неудобство — извечные пробки. К слову, мост должен был быть четырехполосным, но его ширину сократили в целях экономии. Говорят, указ об этом отдал сам Хрущев. Несмотря на все проблемы, главная достопримечательность Саратова продолжает привлекать к себе туристов и романтиков и остается одним из символов города.

Комментарии
Знакомый с детства мост, дай бог ему прослужить ещё столько же,во благо людям!