Бернини Лоренцо: биография, творчество
По своему размаху творчество Лоренцо Бернини сопоставимо разве что с творениями великих мастеров Возрождения в Италии. Он был после Микеланджело самым крупным архитектором и скульптором этой страны, а также одним из создателей стиля барокко - последнего в истории всего европейского искусства подлинно "большого стиля".
Происхождение и первые работы
Бернини Лоренцо появился на свет в Неаполе в 1598 году. Родился он в семье Пьетро Бернини, известного скульптора. В начале 17 века Джованни перебрался в Рим вместе с отцом. С этого времени именно с "вечным городом" связаны его жизнь и творчество. Множество работ создал здесь Лоренцо Бернини. Фото некоторых из них представлены ниже.
К первым зрелым работам Бернини можно отнести следующие: скульптурные группы "Плутон и Прозерпина", "Эней и Анхизом", "Аполлон и Дафна", а также мраморную статую Давида. Годы их создания - 1619-1625. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. А изображение Аполлона можно рассматривать как прямое заимствование из эллинистической скульптуры. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Расцвет творчества
Расцвет творчества Бернини относится к покровительству уже более высокому, а именно кардинала Маффео Барберини. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. В искусстве Бернини этого периода выражены в полной мере идеи контрреформации, питавшие все европейское барокко и, в частности, итальянское. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).
Многогранность таланта Бернини
В лице Бернини совмещался архитектор и скульптор; глава большой мастерской, который осуществлял различные проекты; театральный декоратор, живописец, исполнитель и автор комедий и теоретик искусства. Свое творчество он образно сравнивал с мощными струями созданных им фонтанов. Но скульптура все же была основным видом художественной деятельности Бернини. Важнейшие принципы стиля барокко наиболее полно воплотились именно в ней.
Скульптура Бернини
Скульптура Бернини соединила в себе духовное и чувственное начало, театральную патетику и "возвеличивание" с внутренним величием, мистику с конкретным психологизмом, стремление к сходству с натурой с жизненным порывом, который придавал органическую цельность пластическим формам. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры. Он заставляет мрамор таять, изгибаться и течь, подобно воску. Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Краткая биография, к сожалению, не позволяет подробно останавливаться на особенностях его скульптуры. А говорить о них можно очень долго...
"Кафедра св. Петра"
В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя - частью архитектурного сооружения. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в "Кафедре св. Петра" для римского собора св. Петра. Годы ее создания - 1656-1665. На массивном цоколе из красно-желтой яшмы и черно-белого мрамора скульптор водрузил 4 бронзовых статуи "отцов церкви", дискутирующих между собой. Над ними возвышается бронзовый трон и "кресло св. Петра". Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. А в центре этого всплеска материи, космического по мощи, - реальный свет, льющийся из круглого окна собора. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.
"Экстаз св. Терезы"
Однако к наиболее прославленным произведениям пластики Бернини относится скромная по размерам и намного более простая скульптурная группа. Называется она "Экстаз св. Терезы". Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. Словно из театральных лож, из ниш стены церкви на творение Бернини будто "взирают" статуи представителей семейства Карнаро.
Перед зрителем предстает и св. Тереза, охваченная томлением, и ангел с огненной стрелой, и солнечный свет, который Бернини материализовал в золотых лучах, и облако, на котором парят фигуры. С психологической остротой и поразительным реализмом Бернини Лоренцо передает состояние религиозного экстаза. Вместе с тем он добивается ощущения ирреальности и невесомости своих персонажей. Создается впечатление, что одежды фигур подхвачены порывом какого-то космического ветра.
"Светские" скульптуры Бернини
Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны, известен и как "светский" скульптор. Он является автором множества портретов. В них также воплощена концепция барокко. Основная особенность портрета в этом стиле - парадоксальное сочетание иллюзорного правдоподобия облика модели, мгновенного состояния, и ощущения вневременного величия, вечности, стоящего за ними. Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и "выходят" из своих обрамлений. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Это касается многих работ, даже таких интимных, как бюст возлюбленной Бернини Констанции Буонарелли. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога Д'Эсте. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
А во-вторых, это конная статуя, напоминающая всплеск пламени.
Архитектура и фонтаны Бернини
Лоренцо Бернини принадлежит основная заслуга в деле создания так называемого барочного Рима. В таких шедеврах архитектуры, как церковь Сант-Андреа аль Квириналь, колоннада собора св. Петра (на фото ниже), находящаяся в Ватикане лестница "Скала Реджа", мастер как будто взрывает всю архитектурную систему.
Главной задачей его при этом было не просто создать какие-то отдельные памятники, а организовать пространство города. Бернини Лоренцо мыслил категориями площадей и улиц. Он использовал как пластические, так и архитектурные средства выражения. Знаменитые фонтаны ("Мавр", "Баркачча", "Четыре реки" (на фото ниже), "Тритон", а также "Треви", выполненный уже после смерти его автора) - синтез этих средств. В них с наибольшей силой было воплощено жизнеутверждающее и стихийно-природное начало барокко.
Смерть Бернини и трансформация барокко
В 1680 году умер Лоренцо Бернини. Биография (творческая) мастера практически совпала с хронологией этого стиля. На рубеже 17 и 18 вв. мощная энергия барокко уступает место мишурному блеску и поверхностной риторике или же превращается в рококо, стремясь к декоративному изяществу.