Значение и происхождение фразеологизма "гомерический смех". Хохот богов

Значение и происхождение фразеологизма «гомерический смех» не является такой уж тайной, особенно для тех, кто в свое время читал «Мифы и легенды Древней Греции». Для остальных же мы расскажем, откуда пошло рассматриваемое словосочетание.

Н.А. Кун

Здесь нужно рассказать о происхождении древнегреческих мифов. Канонической в нашей стране считается книга «Легенды и мифы Древней Греции», написал ее Николай Альбертович Кун. Вышло замечательное издание первый раз в 1922 году. Книга пережила огромное количество переизданий.

Н.А. Кун в своей книге добросовестно сообщает читателю, что мифы о жизни и происхождении богов изложены в трех источниках:

1. Гесиод, «Теогония».

2. Поэмы Гомера: «Илиада» и «Одиссея».

3. Творчество Овидия. Если говорить конкретно, то материал был взят из его «Метаморфоз».

Невооруженным глазом видно, что имя поэта Гомера и русское прилагательное «гомерический» связаны, но пока не время открывать все карты. Значение и происхождение фразеологизма «гомерический смех» будут выяснены в скором времени. А теперь от источников Н.А. Куна переходим к антропоморфным (человекоподобным богам) Древней Эллады.

Древнегреческие боги

Тот, кто хотя бы немного интересовался историей верований, знает, что наш предок представлял себе окружающий мир несколько иначе, чем современный человек. Мир для первого был одушевленным. Каждой стихией заведовал свой бог. Посейдон отвечал за водную гладь, Аид – за подземный мир, мир мертвых и т.д. Мы не будем здесь всех перечислять, их слишком много.

Суть в том, что древний человек, не имея никаких знаний о физике внешней реальности, судил о ней по аналогии с собой.

Именно поэтому-то боги, как говорится в одном знаменитом сериале 90-х годов 20 века, «мстительные и жестокие», то есть совсем как люди. Не думайте, что это не имеет отношения к теме "Значение и происхождение фразеологизма «гомерический смех»", просто нужно набраться еще немного терпения.

Олимп

В Средневековье святые мечтали о том, что после смерти они будут сидеть по правую руку от Христа. У древнего грека были мечты иного рода: он мечтал вознестись на Олимп и попировать с богами, особенно ему был мил Зевс.

Олимп – самый высокий горный массив в Греции. В те времена, о которых мы ведем речь, считалось, что именно здесь живут боги.

Согласно мифам, на Олимпе хорошо. Боги, наслаждаясь своим существованием, вкушают амброзию – пищу богов. На Олимпе всегда замечательная погода. Печали тоже не часто омрачают бытие богов. Мы, кстати, вплотную подошли к тому, чтобы выяснить значение и происхождение фразеологизма «гомерический смех».

Пир богов

Несмотря на то, что каждый бог управляет своей вотчиной, на пир собираются все, и даже те, кто заведует самыми темными областями человеческого существования, то есть миром мертвых. Речь об Аиде, конечно. Боги хоть и вредные, но они всегда могут оценить хорошую шутку, и тогда Олимп наполняется гомерическим хохотом. Теперь просто раскрывается перед нами значение фразеологизма «гомерический смех». Это безудержный хохот над чем-то, он обычно сопровождает неуемное веселье. Прилагательное же «гомерический» здесь, сохраняя некоторое историческое содержание и отсылку к произведениям Гомера, означает «обильный», «огромный», «безбрежный», «очень громкий и очень искренний».

Над чем можно смеяться гомерически?

Сложный вопрос. Все зависит от уровня развития человека, возраста, эпохи, культуры и ситуации. Например, кому-то нравится Джим Керри, а кому-то Чарли Чаплин. Правда, над Чаплином смеются не только потому, что у него забавные фильмы, но еще и потому, что это классика. Чаплин дает зрителю не только такую необходимую ему разрядку, но и ощущение того, как он умен. Еще бы! Ведь он смеется гомерически над Чаплиным.

Отрадно, что уже не надо пояснять, а каково значение фразеологизма «гомерический смех», ибо и так уже все ясно.

Помнится, в 1999 году вышел фильм «Американский пирог». Подростки не то что гомерически над ним хохотали, во время просмотра веселье превращалось (если дело было в компании) в массовую истерию.

Кто-то, напротив, не слишком любит фильмы и предпочитает книги. Некоторые до слез смеются над Джеромом, другие над Вудхаусом, третьи над Твеном или Воннегутом.

Бывает и вот как. Например, человек на льду поскользнулся и упал, а кто-то увидел это и так смеялся, что не выдержал и тоже упал в снег. Как нетрудно понять, потом образовалась целая цепочка тех, кто смеялся и падал, до того все это было уморительно.

Как у Д.И. Хармса – старушки, которые из-за чрезмерного любопытства выпадали из окон целый день. Мораль сей истории в том, что вообще-то над растягивающимися на льду людьми смеяться – хоть гомерически, а хоть и нет – нельзя, но если очень хочется, то можно.

Современная жизнь фразеологизма

Сейчас мало кто помнит Гомера. Не в малой степени потому, что его сочинения очень трудно читать. Но это было бы еще полбеды. Настоящая проблема в том, что даже замечательные мифы Древней Греции мало кто открывает. В то время как они чудесны, особенно в обработке Н.А. Куна.

В силу всех этих причин происхождение фразеологизма «гомерический смех» и вызывает такой интерес, ибо забыт Гомер, забыты мифы, осталось от всего этого только прилагательное «гомерический». Надеемся, что мы не только объяснили словосочетание, но и показали его происхождение. Небольшой кусочек из истории религии тоже пойдет на пользу читателю. Может быть, он даже захочет вникнуть в этот завораживающий вопрос.

Смех продлевает жизнь

Закончить хотелось бы на мажорной ноте и сказать, что фразеологизм «гомерический смех» нами был исследован, и никаких противопоказаний против безудержного веселья обнаружить не удалось.

Если вдруг дорогой читатель разрешит себе смеяться гомерически, т.е. громогласно, весело и искренне, то пусть он сначала убедится, что никого поблизости с ним нет и его смех никого не задевает, а затем даст волю чувствам.

Комментарии