Хасиды Умани. Почему хасиды едут именно в Умань?
В Черкасской области расположен небольшой городок, который называется Умань. Известен он, помимо прочего, своим чрезвычайно красивым парком Софиевка. Кроме того, Умань раз в году превращается в своего рода мекку для последователей одного из течений хасидизма, которые стекаются сюда тысячами со всего мира. Так почему хасиды едут в Умань и что они делают там? Об этом мы расскажем в этой статье.
Кто едет в Умань?
Хасидизм - это одно из течений в иудаизме. Оно является правым по своей ориентации и близко стоит к ортодоксальному течению, сохраняя при этом свое своеобразие, которое нередко приводит к конфронтации с другими еврейскими религиозными организациями. Надо отметить, что в Умань съезжаются далеко не все последователи хасидизма, который внутри себя также неоднороден. Хасиды Умани - это так называемые брацлавские хасиды. Так называется их течение внутри общего религиозного движения. Наименование это совсем не означает, что все его последователи проживают в Брацлаве – их можно найти в различных странах на всех континентах. Но именно из Брацлава родом их основатель – ребе Нахман. И его персона является ключом к вопросу о том, почему хасиды едут именно в Умань. Дело в том, что в этом городе расположена его могила. И каждый правоверный последователь этой ветви иудаизма считает своим долгом хотя бы раз в жизни приехать на его могилу, чтобы встретить там еврейский Новый год. Согласно убеждениям верующих, это путешествие является залогом высшего благословения, а также удачи, счастья и процветания на весь следующий год. Более того, принять участие в этом паломничестве считается не просто делом святым и богоугодным, но и обязательным для верующего. Вот почему хасиды едут именно в Умань встречать свой Новый год. Не посетить это место хотя бы раз в жизни считается грехом. Но на самом деле очень многие состоятельные хасиды ездят в Умань гораздо чаще. Некоторые и вовсе предпринимают это путешествие ежегодно. В основном это зависит от финансовых возможностей человека. Те же евреи, которые вовсе не могут позволить себе поездку за свой счет, обращаются за помощью к специальным благотворительным иудейским структурам. К примеру, в Израиле действует ряд таких организаций. Они оплачивают паломнику проезд, снабжают питанием и обеспечивают жильем на территории Умани. Паломничество в этот город настолько массовое, что в 2010 году Украина и Израиль даже подписали соглашение о безвизовом режиме между ними.
Кто такой цадик Нахман?
Основатель брацлавской ветви хасидизма с детства готовился к карьере раввина. Но на иудаизм он смотрел несколько непривычно. К примеру, вместо положенных молитв он предпочитал уединяться в лесу или в поле и там подолгу молиться своими словами. В четырнадцать лет его женили на дочери состоятельного еврея. Когда тесть его скончался, он переехал в его город и стал там проповедовать свои идеи среди местных иудеев. Жители прониклись проповедями и избрали его своим учителем, хотя юноше на тот момент не исполнилось еще и двадцати лет. В числе прочего он убеждал иудеев оставить зазубренные молитвы на иврите и молиться от сердца на своем родном идише. Кроме того, он утверждал, что общение со Всевышним не должно быть повинностью, но должно приносить духовное наслаждение и радость. Поэтому он настаивал, что молиться следует с песнями, танцами и с нескрываемой радостью. Все эти особенности составили отличительные черты брацлавского хасидизма. Цадик Нахман посетил Иерусалим, где изучал каббалу, а затем много ездил по родной стране.
Однажды он посетил Умань и решил, что хочет быть похороненным здесь, на еврейском кладбище, где покоились останки жертв еврейских погромов. Сюда он переехал в конце жизни, когда от туберкулеза скончались его жена и двое сыновей. Последнюю свою публичную проповедь он прочитал в преддверии еврейского Нового года, в которой, в числе прочего, завещал его последователем приезжать к нему на могилу после его смерти. Через месяц он скончался и был захоронен на еврейском погосте Умани, согласно своему завещанию. С тех пор паломники стараются ежегодно посещать его могилу, исполняя завет своего учителя.
Состав паломников
Прежде всего надо сказать, что практически все хасиды Умани - это лица мужского пола. Женщины редко принимают в этом ежегодном путешествии участие. Связано это в первую очередь с религиозными традициями, из-за которых паломничество в Умань хасиды совершают без своих жен. Даже дети, которых везут с собой в путешествие "пилигримы", это исключительно мальчики.
Внешний вид
Что касается внешнего вида, то он достаточно причудлив и необычен, если отталкиваться от общепринятых европейских норм. Даже среди последователей других иудейских течений хасиды порою выделяются своим внешним видом. На головах они носят замысловатые меховые шапки или шляпы, из-под которых свисают вьющиеся локоны на висках, называемые пейсами. Под старомодным капотом или пиджаком скрывается белая рубашка, заправленная в черные брюки. Туфли хасидов не имеют шнурков или бляшек. Кроме того, они стараются не носить галстуков, потому что последние напоминают по своей форме крест, не очень-то чествуемый в иудейских общинах.
Положительное значение для местных жителей
Времени приезда паломников ждут многие жители Умани, которые на этом неплохо зарабатывают. Столь сильный поток иностранцев приводит к повышенному спросу на жилье и на другие товары первой и второй необходимости. Цены в результате этого взлетают в несколько раз, что позволяет предприимчивым местным жителям хорошо подзаработать.
Отрицательное значение для местных жителей
Тем не менее не все так однозначно. Многие из местных жителей имеют претензии к тому, что делают хасиды в Умани, помимо своих религиозных церемоний. В первую очередь жалобы относятся к их поведению и манере обращения с не евреями, характеризующимися высокомерием. Особенно это касается приезжих из Израиля, которые на фоне своих европейских, американских и австралийских единоверцев выглядят дико. Кроме того, во время праздника хасидов местные жители испытывают определенный дискомфорт. Привычный ритм жизни прекращается, и город как бы замирает. Многие чувствуют себя находящимися в карантине, когда паломники съезжаются в Умань. Новый год хасиды действительно справляют, что называется, от души. Их вероучение особенное внимание уделяет таким вещам, как религиозная экзальтация, радость, эмоциональное напряжение в ходе молитв и религиозных практик. Экспрессивные, яркие, динамичные проявления религиозного чувства для хасидов - привычное явление, которое действительно может впечатлить и даже слегка напугать не знакомого с ними человека.
Еще одна проблема связана с загрязнением города во время празднования Нового года. Основная масса паломников приезжает из Израиля, в котором действуют суровые законы и взимаются немалые штрафы с тех, кто мусорит на улице. Украина же отличается полным безразличием к этой проблеме, поэтому многие приехавшие гости не стесняются мусорить где хотят. Опять же, здесь часто отмечают разницу менталитета между американскими и европейскими хасидами и верующими, приехавшими из Израиля. Последние оставляют так много грязи на улицах, что специальные службы едва успевают убирать мусор. Еврейской организации, которая организует паломничества в Умань, даже приходится нанимать для уборки мусора работников из числа местных жителей.
Нередко отмечаются также эпизоды хулиганского поведения, которое демонстрируют хасиды Умани. Известны случаи оказания сопротивления милиции прибывшими паломниками. Почему хасиды в Умани себя склонны так вести, трудно сказать однозначно. Но регулярно кого-либо из них приходится депортировать из страны.
Начало паломничества
Когда в Умань приезжают хасиды? Основная масса паломников стягивается в Умань, как было сказано выше, к еврейскому Новому году, который называется Рош-Хашана. Однако самые первые из них приезжают сюда еще за неделю до этого, чтобы успеть снять лучшее жилье и подготовиться к празднику. Как правило, это наиболее состоятельные представители общины, так как стоимость жилья может достигать более тысячи долларов в сутки за человека. Примерно за четыре-три дня до начала торжеств начинается массовый заезд паломников. Специальные автобусные рейсы привозят их из аэропортов Киева и Одессы. Всех их свозят в одно место, располагающееся на улице Челюскинцев. Там у приезжих тщательно проверяют документы и багаж на наличие запрещенных к провозу предметов и веществ. Этот своеобразный распределительный пункт надежно охраняет милиция и специальные силовые подразделения города. Далее паломники направляются на улицу Пушкина, где происходит их общий сбор. Впрочем, уже в пункте прибытия местные жители атакуют прибывших гостей с предложениями об аренде жилья, так что многие приезжие хасиды Умани отправляются сразу в свои апартаменты.
Проживание паломников
В пункте прибытия, помимо правоохранительных органов, присутствуют и представители еврейских структур, которые занимаются организацией паломничества. Они встречают приезжих, помогают переводить с языка на язык и ведут учет прибывших. Как уже было сказано, из пункта прибытия после всех необходимых процедур паломники направляются на улицу Пушкина, где собираются все евреи, посещающие Умань. Паломники-хасиды находят здесь себе жилье. В основном в этом им помогают местные жители, любезно предоставляющие в аренду свое собственное жилище за довольно приличные деньги. Цена на последнее зависит от места расположения, этажа, типа и условий проживания. Квартиры в многоэтажных домах на улице Пушкина, Белинского, Кулика и Софьи Перовской наиболее дорого оценивают приехавшие в Умань хасиды. Могила их святого – цадика Нахмана, которая располагается вблизи этих улиц, является тому причиной. Несколько дешевле стоит аренда частных домов в этом же районе. Самым дешевым считается жилье в других, более отдаленных районах. Его нечасто арендуют приехавшие в Умань хасиды. Могила Нахмана, точнее, ее местонахождение, не влияет на ценообразование аренды квартир, расположенных выше пятого этажа, даже если те располагаются в самой непосредственной близости к ней. Дело в том, что во время празднования Нового года иудеям воспрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтами.
Проблемы для паломников
Одна из основных проблем для паломников заключается в том, что существующий маршрут Киев – Умань или Одесса – Умань очень неудобен. Действительно, почему хасиды едут в Умань из этих городов на автобусах, тратя больше денег и времени, а не летят напрямую к месту назначения? Ответ заключается в простом факте отсутствия аэропорта. Не так давно, в начале 21 века, его хотели отремонтировать для принятия прямых рейсов из Израиля и других стран. Но результатом этого предприятия стал полный демонтаж аэродрома.
Еще одна проблема состоит в том, что для паломников нет продуманной системы размещения. Построенный для этого отель не способен вместить всех, и большая часть гостей города вынуждены арендовать жилье у местных жителей, которое оказывается достаточно дорогим и не всегда удобным. К тому же сам процесс поиска жилья после изматывающего перелета, путешествия на автобусе, стояния в очереди в пункте прибытия и нескольких досмотров является довольно неприятной процедурой. А если прибавить к этому незнание языка и, соответственно, ограниченные возможности коммуникации с местным населением, то становится понятным, насколько проблемным является съезд хасидов. В Умань тем не менее паломники приезжают, стойко перенося все невзгоды. К тому же существуют посредники, которые стараются решить существующие трудности и обеспечить паломников всем необходимым.
Предложения о переносе могилы цадика Нахмана
Некоторые люди, как среди самих хасидов, так и среди жителей Украины, задаются вопросом о том, почему хасиды приезжают в Умань каждый год, вместо того чтобы просто перенести могилу цадика Нахмана в Израиль. Это облегчило бы жизнь многих приверженцев этого вероучения и сэкономило бы им огромные деньги. С инициативой переноса могилы официально выступил в 2008 году Израиль, предложив перевезти ее в Иерусалим. Израильская сторона была даже готова оставить в случае принятия положительного решения щедрую финансовую компенсацию. Однако проект переноса места захоронения этого иудейского святого так и не был реализован. Поэтому хасиды продолжают ежегодно стекаться в Умань, и число их, между прочим, год от года только растет. Это связано, во-первых, с отменой визового режима, а во-вторых, с широким распространением брацлавского хасидизма в еврейских кругах в последние годы.
Дети в паломничестве
Почему хасиды празднуют Новый год в Умани, мы выяснили. Но зачем некоторые из них везут туда детей? Дело в том, что совершеннолетие в иудаизме наступает значительно раньше, чем то предполагается по светским законам. Так, мальчики уже в 12 лет считаются полноценными мужчинами и членами общины, а соответственно, могут и должны при возможности посещать могилу Нахмана. Кроме того, забирая детей и подростков с собой, родители преследуют и педагогические цели. Таким образом они прививают им уважение к религии, ее традициям и почтение к ее святыням. К тому же не стоит забывать, что многие хасиды компактно живут в общинах, расположенных в неиудейских городах и сильно выделяются на общем фоне населения. Это относится, конечно, в первую очередь к западным странам, хотя даже в самом Израиле иные хасиды выделяются из толпы. Из-за этого дети могут переживать некоторые психологические трудности, поэтому им очень полезно побывать в местах массового скопления их единоверцев, почувствовать свою общность с многотысячным сообществом, очаги которого теплятся по всему миру.
Чем занимаются дети во время паломничества? В принципе, тем же самым, что и взрослые. Кроме того, во время праздника Рош-Хашана, мальчиков учат Торе и религиозному закону.
Отъезд из Умани
Когда уезжают хасиды из Умани? Обычно сразу после праздника. Сам Рош-Хашана длится два дня и по еврейскому календарю выпадает на месяц тишрей. В пересчете на гражданский григорианский календарь это время сентября или октября. Как только праздник заканчивается, верующие начинают собираться в дорогу. Обычно в течение двух-трех дней они все разъезжаются.