"Раптор" Ф-22 (F-22 Raptor) - многоцелевой истребитель пятого поколения

В начале сентября 1997 года совершил дебютный полет истребитель "Раптор" Ф-22. Несмотря на злопыхания многих отечественных и зарубежных специалистов, ЛТХ самолета прекрасные, но несколько лет назад его окончательно сняли с производства. И дело тут не столько в его потрясающей дороговизне, но с казусами, возникающими при его эксплуатации.

Удар по налогоплательщикам

Историю, которую скрывает за собой "Раптор" Ф-22, можно публиковать в приключенческих книгах. В ней переплетено все: и бескомпромиссность Конгресса США, и истерики разработчиков, которых заставляли совмещать несовмещаемое, и восторги первых полетов, и загадочные смерти пилотов, и постоянные ограничения по эксплуатационным нагрузкам... Сумма же, которую потратили на разработку самолета, превысила 70 миллиардов долларов только по официальным сведениям.

Откуда пошли истоки

Техническое задание на создание нового самолета F-22 Raptor американские конструкторы получили еще в 1981 году, но при этом заказчики в лице правительства прекрасно понимали (но не все), что разработка в лучшем случае затянется на пару десятилетий. В принципе, на вооружение ВВС как раз в те годы поступили новенькие F-15, возможностей которых должно было хватить на несколько лет. А потому Вашингтон сразу захотел получить технику, которая бы наголову превосходила как советскую, так и европейскую. Политики мечтали о совершенно универсальном самолете, который бы мог работать как истребителем, так и штурмовиком. Насколько это получилось? Судить вам.

Перестройка не заканчивается никогда

К приборной начинке предъявлялись просто немыслимые по тем временам требования. Так, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и оперативную память в один гигабайт. Нужно сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу, используя простенький процессор i486. Но тут военных ждал удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация «Интел» сообщила о свертывании производства устаревшей модели. Между тем изначально Пентагон рассчитывал получить не менее 1200 самолетов, каждому из которых требовалось 80 (!) процессоров. Откуда же их брать-то? Lockheed Martin неоднократно пыталась «прижать» разработчиков, но «Интел» оказался крепким орешком и не захотел выпускать крайне устаревшее оборудование малыми партиями.

А потому пришлось срочно переписывать все ПО под новый процессор. Только на переделки, по официальным сведениям, пришлось потратить не менее миллиарда долларов. В общем, «неограниченные лимиты времени» оказались чертовски затратным делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…

Подсчитать и прослезиться

Сами военные мечтали о вундерваффе, стоимость которого бы не превышала 40 миллионов долларов за один самолет. Но цена неуклонно росла, а потому Пентагону приходилось снижать свои аппетиты. Когда в 2011 году было построено 187 самолетов (и было свернуто производство), выяснилось, что себестоимость одной машины превышает 150 миллионов долларов. Так что стоимость Ф-22 «Раптор» «переплюнула» (причем намного) даже цену F-117 (он же «Хромой гоблин»), который до того считался рекордсменом по данному показателю. Впрочем, эта машина все же имеет куда больше положительных черт, чем модель 117, которую сами американские летчики уважительно величали «Летучий утюг».

Набор противоречий

Чисто гипотетически, так как "Раптор" Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет - просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.

И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.

Тропой компромиссов

Так, приходилось постоянно идти на ухудшение технических характеристик. К примеру, "Раптор" Ф-22 вообще не имеет наружной подвески для ракетно-бомбового вооружения, что сводит его штурмовую ценность к нулю. На это пошли оттого, что при условии наличия этой подвески самолет становился прекрасно видим для радаров. Насколько заметна машина для современных систем радиолокационного обнаружения, доподлинно неизвестно, так как «боевое» применение «Раптора» на сегодняшний день ограничивается компьютерным моделированием.

А потому вся «начинка» находится во внутренних отсеках. Всего их четыре. В двух – одна ракета, в двух других – по две. Причем, согласно требованию заказчика, они должны были стартовать как в штурмовом, так и в истребительном варианте. В результате потребовалось создавать сложнейшее устройство, которое бы могло «выпихнуть» ракету на сверхзвуковой скорости. Причем делается это сразу в два этапа. Сперва мощный пневматический привод буквально выбивает оружие из внешнего уплотненного слоя воздуха, а затем гидравлика отбрасывает снаряд на его траекторию.

Командующие ВВС США хотели, чтобы время срабатывания сего премудрого механизма не превышало 0,2 сек. Вот только, несмотря на титанические усилия инженеров и ученых, на практике это значение составляет 0,9 сек. И дело тут не в медлительности механики: если ракету на форсажной скорости выталкивать быстрее, происходит ее разрушение. Так что реакция у самолета, скажем так, замедленная.

Необходимо заметить, что столь мудрено запускаются далеко не все ракеты и не во всех полетных режимах: при штурмовке задействуется более простое устройство. Если не вдаваться в подробности, то при необходимости запуска снаряда открывается бомболюк, ракета укладывается на направляющие, с них же и стартует.

Обозначение приоритетов

В конечном итоге до всех дошло, что так самолет Ф-22 "Раптор" дальше кульманов вообще не уйдет, а потому чем-то придется пожертвовать. Ученые получили задание максимально улучшить летные качества истребителя. Тогда инженеры решили использовать двигатели с изменяемым вектором тяги, а также значительно усовершенствовали контуры самого планера. По какой-то причине американцы предпочли остановиться только на вертикальном изменении тяги (наш Су-35, к примеру, может изменять ее и в горизонтальном направлении).

Незаметность на экранах радаров поставили на второе место. В отличие от «Хромого гоблина», то есть F-117, их использовали так, чтобы не навредить классическим очертаниям планера и не превращать самолет в утюг с точки зрения аэродинамики. Отступив от темы, скажем, что в 1990 году, когда производство «Ночного ястреба» было в спешном порядке свернуто, все деньги от этой программы перешли в наследство к «Раптору». Теоретически считается, что площадь рассеивания у F-22 Raptor равна 0,3 м². У «Гоблина» же этот показатель составлял от 0,01 до 0,0025 м². Но «Раптора» все же решили сделать именно самолетом, а не летучим утюгом. Проще говоря, компания Lockheed Martin на сей раз решила не испытывать терпение Конгресса.

Впрочем, нормального компромисса между незаметностью и точностью бомбометания все же не вышло. Пусть даже на поиск решения были потрачены немалые средства. Так, именно ради «Раптора» в свое время создали «умные» бомбы с наведением на цель по GPS. Дело в том, что в невеликие бомболюки Ф-22 попросту не умещались нормальные бомбы с активным наведением на цель. Если же использовать «простые» боеприпасы, наводящиеся на поражаемый объект по лазерному лучу, то вся незаметность самолета летит коту под хвост. Так что помощь спутника оказалась едва ли не единственным возможным решением этой проблемы.

В общем-то, бомбы получились впечатляющими: могут улетать на расстояние до 30 километров от точки сброса, отклонение от цели не превышает 11 метров. Строго говоря, это ракета, жестко привязанная к конкретным координатам земной поверхности. Так что если цель маневрирует, поразить ее истребитель пятого поколения сможет навряд ли. Что опять-таки ставит крест на его штурмовых способностях. Но это не единственный минус. Чтобы поразить «умной» бомбой стационарную цель, «Раптор» должен летать буквально под носом у сил ПВО противника. Так что в качестве дополнительной нагрузки в бомболюки машины загружают еще и ракеты, специально предназначенные именно для противодействия противовоздушной обороне.

Штурмовая немощь

Примечательно, что универсальный Ф-22 "Раптор", характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.

Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.

Вообще, с учетом войны в Ираке, где военные США встретили более-менее серьезного противника, у которого была авиация, напрашивается один-единственный вывод: использовать Ф-22 для войны со странами Третьего мира – несусветная глупость. Часы полета этого самолета стоят едва ли не дороже, чем парочка старых Ф-15, которые с успехом выполнят те же самые задачи.

Система жизнеобеспечения пилота

Может сложиться впечатление, что ВВС США получили машину, являющуюся набором технических нелепиц. В принципе, основания для такого мнения есть, но на самом деле эта техника имеет в своем составе немало прорывных технологий. Вот только они настолько «сырые», что все даваемые ими преимущества – ничто перед лицом тех проблем, которые они же и создают. Новинки сложны, дороги и капризны в отладке. Одним из наиболее характерных примеров является специальный костюм жизнеобеспечения пилота. По сути, этот «костюмчик» по сложности едва ли не превосходит космический скафандр.

Система настолько навороченная, что управлять ей приходится используя далеко не самый слабый компьютер. Если она откажет, есть вариант ручного переключения на мануальное управление (сейчас переключение идет автоматически). Но уже при первых испытаниях в строевых частях начальство пилотов стало десятками получать рапорты от пилотов с просьбами пересадить их c Lockheed Boeing F-22 Raptor на что-то более адекватное. Дело в том, что при входе и выходе из маневров с сильной перегрузкой все летчики испытывали острое кислородное голодание, на грани обморока. Тогда армейские бюрократы не придали жалобам никакого значения. Вот только в 2010 году очередной летчик оказался «слабоват» и попросту упал в обморок при выводе «Раптора» из виража. В результате машина рухнула, человек погиб.

Впоследствии выяснилось, что система стравливания и нагнетания воздуха в костюм пилота плохо проработана. Точнее, «химичил» клапан: из-за его неадекватной работы воздух не успевал нормально стравливаться, в результате чего людей попросту сжимало избыточным давлением. Причем перегрузка была настолько сильной, что сжимались даже легочные альвеолы. В результате полторы сотни машин, находившихся к тому времени в строю, пришлось экстренно переоборудовать. Более года «Рапторам» было строжайше запрещено подниматься свыше пяти тысяч метров (при потолке в 20 тысяч).

Сделанные выводы

Считается, что к настоящему времени машину вроде бы довели до окончательной кондиции. Но остается незакрытым вопрос - для чего было тратить такое количество денег на разработку этого самолета. Гипотетически безупречные истребители могут быть заменены самолетами поколения 4++, а об их штурмовых возможностях Пентагон и вовсе старается не вспоминать лишний раз.

Впрочем, не следует обольщаться: неприятный урок американцами был усвоен неплохо. Когда началась разработка F-35, маневренностью решили пожертвовать в пользу незаметности. Заказчик тогда решил, что при высоких показателях рассеивания радиосигнала столь идеальные летные характеристики уже не так обязательны. Правда, на сей раз американцы наступили на другие грабли, но речь сейчас не о том... В заключение хотелось бы сказать, что в настоящее время вовсю проходят испытания нашего ПАК-ФА. Скорее всего, наши конструкторы смогли учесть негативный опыт своих заокеанских коллег и вряд ли повторят их ошибки.

Нужно особо подчеркнуть, что, несмотря на все свои недостатки, истребитель Ф-22 "Раптор" – едва ли не единственный западный самолет, способный выполнять знаменитую "кобру Пугачева". И это весьма неприятный признак, свидетельствующий о высокой маневренности машины, которая наверняка способна потягаться на равных с нашим Су-37 и более поздними моделями.

Основные технические характеристики

  • Общая длина планера – 18,9 м.
  • Полная максимальная высота корпуса – 5,09 м.
  • Общий размах крыла – 13,56 м.
  • Полная площадь поверхности крыла – 78,04 м.
  • Масса ненагруженного самолета – 19 700 кг.
  • Предельная масса взлета – 38 000 кг.
  • Площадь рассеивания – 0,3-0,4 кв. м.
  • Форсированная тяга двигателей – 2 х 15 876 кгс.
  • Максимально достижимая скорость – 2700 км/ч.
  • Скорость в нормальном режиме, без форсажа – 2410 км/ч.
  • Максимально допустимая скорость у земли – 1490 км/ч.
  • Радиус боевого применения – 760 км.
  • Максимально достижимая высота – 20 000 м.
  • Перегрузка при ускорениях – 9 g.
  • Основное вооружение Ф-22 "Раптор" - 20-миллиметровая автоматическая пушка, восемь ракет «воздух-воздух» или шесть «умных» бомб, или же их комбинация.

Ввод в эксплуатацию произошел в 2005 году. Всего выпущено 187 самолетов. Потеряно пять истребителей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «Раптор» - идеальный пример негативного пиара, который во многом распространяется самими же американскими военными. Да, у самолета много проблем экономического плана, на которые Пентагон внимания вообще может не обращать. Зато с технической точки зрения машина получилась очень достойной. Единственный реальный недостаток – отсутствие той самой многозадачности.

По наземным целям истребитель Ф-22 "Раптор" работать практически не может, эффективность трех-четырех бомб явно незначительна. А вот в плане борьбы с вражескими истребителями самолет наверняка хорош, пусть даже на практике это и не подтверждено.

К слову, наш Т-50 также имеет только закрытые внутренние отсеки для вооружения, а сведений о наличии внешнего обвеса нет… Так что наш и американский истребители пятого поколения явно похожи друг на друга. Хотелось бы надеяться, что в боевых условиях проверка их возможностей проведена не будет. Кроме того, при всех технических ограничениях «Раптора» не следует забывать о том, что в современном воздушном бою львиная доля успеха – использование современных ракет. А с ними-то у американцев все в полном порядке.

Наконец, огромный плюс программ по Ф-22 и Ф-35 (для США, конечно же) – движение науки и обкатка совершенно новых технологий. Отечественный Су-47 «Беркут» создавался и обкатывался с теми же самыми целями.

Комментарии