Талант - это что такое?
Среди творческих людей и критиков различных эпох и стран, наверное, никогда не прекращаются споры о понимании и значении данного слова. Некоторые думают, что талант – это удел избранных, Божья искра, которая возникает совершенно непредсказуемо и достаточно редко на Земле. Иные считают, что талант – это то, что дано каждому из нас, и любой человек может выявить определенными методами свои неординарные способности в той или иной сфере, а затем – правильно развить при помощи специальных упражнений. Некоторые думают, что от этого понятия зависит 99% успеха, а некоторые, что талант – это труд и ежедневные упражнения процентов на 90! Кто знает? А может, призвание – это талант? Давайте и мы попробуем хотя бы немного разобраться в этом, прямо скажем, непростом вопросе.
Определение понятия
Согласно словарям и энциклопедиям, данное слово определяется, как наличие определенных выдающихся способностей у конкретного человека или группы людей. Как правило, они проявляются в творческих достижениях различного вида искусств, профессиональных новациях и тому подобном. Так, остальное общество судит о наличии таланта в основном по результатам деятельности. А они, безусловно, должны быть новаторскими, со свежим и оригинальным подходом к теме и материалу. Различные таланты могут проявляться в разном возрасте: от самого раннего детства (яркий пример – Моцарт в музыке), до насыщенной опытом зрелости (к примеру, многие философские труды).
Врожденный или приобретенный
Мнение, достаточно широко распространенное: что талант – это следствие и возможный результат только врожденных и генетикой обусловленных способностей людей. Так называемый дар. Но многолетние эксперименты и исследования, проведенные некоторыми учеными, свидетельствовали о том, что практически каждый из нас обладает от рождения зачатками различных талантов. А уже та или иная степень их последующего развития может быть обусловлена воспитанием и обучением. Откуда напрямую следует, что талант – это способности, развиваемые и утверждаемые при помощи опыта и приобретения навыков.
Люди и звери
Многие исследователи считают, что данное понятие присуще только человеку. Но некоторые думают иначе. Ведь у высших млекопитающих животных, к примеру, приматов или дельфинов, могут быть выявлены и развиты потрясающие способности. Что было уже неоднократно доказано на различных примерах и экспериментах, документально зафиксированных. А в Индии дельфинов вообще официально признали разумной расой, отличной от человеческой. Наверное, все же талант – не только человеческая привилегия!
Социальная характеристика
Как бы то ни было, талант человека – это, скорее, одна из его социальных характеристик, а не строгое научное определение. Оно является понятием сугубо житейским, так как нет определенных и четко выверенных диагностических методов его выявления и оценки. Об уровнях таланта обыкновенно судят другие люди, окружающее общество. А суждения формируются в зависимости от продуктов деятельности и их новизны. Однако со временем оценки значимости могут измениться, а актуальность творений утратиться, и тогда неотвратимо забвение, как уже не раз случалось в истории человечества: признанные своей эпохой мастера утрачивали всякую ценность для потомков.
Этимология
Само слово происходит от наименования меры веса и денежной единицы в Древней Греции. А в христианстве существует притча о том, что хозяин подарил своим трем рабам по монете – таланту. Первый закопал деньги. Второй – разменял богатства. Третий – приумножил. Отсюда, кстати, затем и пошли выражения: приумножить или зарыть свой талант в землю (как это делают многие представители человечества). В переносном смысле слова: дар Божий, возможность сотворения нового, равная самому Господу, который создал людей по своему образу и подобию. А значит, и у человека есть такая привилегия – создавать и творить!
Попытка классификации
В попытках классифицировать само понятие некоторые умы, что называется, сломали головы. Подвергая сомнению и будучи неудовлетворенными подобными методологиями, можно все же привести в пример «Рамки ума» Говарда Гарднера. В ней ученый выделяет девять типов таланта, присущих всем людям.
- Лингвистический и вербальный. Им обладают многие писатели и журналисты, мастера слова и акулы пера.
- Талант цифровой. Он присущ программистам и людям с математическим складом мышления.
- «На слух». Такой талант присущ многим музыкантам, лингвистам, полиглотам.
- Пространственный. Им обладают художники и дизайнеры.
- Физический. Спортсмены и, к примеру, танцоры.
- Следующими идут личностный и межличностный, талант окружающей среды и талант предпринимательский, связанный с тайм-менеджментом и деньгами.
Конечно же, такая классификация воспринимается довольно условно, так как критериями оценки выступают мнения окружающих, а оценка производится в основном по результатам, представленным публике.
В музыке
Есть довольно много критериев, по которым можно сказать: музыкальный талант – это способность человека запоминать, повторять, сочинять мелодию и играть на различных музыкальных инструментах. Как правило, данные способности проявляются в раннем возрасте, чрезвычайно рано. Иногда родители не обращают должного внимания на соответствующие особенности ребенка, и звездочки гаснут, так и не успев зажечься. Иногда – как в случае с Моцартом – талант усиленно развивается родителем, и подкрепленный знаниями и опытом, вспыхивает, как солнце!
Порой происходит все наоборот: взрослые считают ребенка гениально одаренным, всячески потакая ему, и тем самым ломая ему судьбу. Как же разобраться в этом тонком и щепетильном вопросе, ведь талантливые дети так ранимы порою? Существуют просто хорошие музыканты, а есть – таланты, близкие к гениальности. Последние, как правило, слышат в музыке много больше чем обычный человек, не представляют жизни без нее, она – их естественная и неотложная потребность. При наличии хорошего педагога из практически любого малыша можно сделать музыканта средней руки, понимающего гармонию и ноты, могущего играть с листа довольно сложные произведения уважаемых авторов. Для гения обучение – вещь не самая главная (хотя при наличии опытного педагога талант реализуется быстрее). Важна внутренняя мотивация, ощущение себя в музыке, Божий дар, желание совершенствования и развития себя. Зачастую ученики, обладающие такими качествами, уже в раннем возрасте превосходят своих опытных учителей (и это характерно не только для музыкальных сфер).
Как распознать
Отмечено, что музыкальные способности ребенка можно распознать уже к трем годам жизни. Именно это может стать залогом формирования будущего таланта и даже гения в данной области. Исследователи, прежде чем записывать собственное чадо в гении, советуют применить несколько тестов, проверяющих способности ребенка, касающихся слуха (конечно же, музыкального, а не обычного), чувствительности к ритмике, музыкальной памяти. У опытных педагогов даже существуют спецметодики определения талантливости малышей в столь раннем возрасте. Они сориентированы на то, чтобы не дожидаясь 7-ми летнего возраста, когда обычно отдают в музыкальную школу, начать развивать способности. Кто знает, может, к семи годам ваше чадо уже профессионально будет играть на нескольких инструментах и писать собственные пьесы, доказывая тем самым, что музыкальный талант – это особенность, именно ему присущая?
Тесты
Если в доме имеется музыкальный инструмент, к примеру, пианино (или игрушечный синтезатор, наконец), можно провести один из простых тестов. Они предназначены для того, чтобы выявить скрытый талант. Это различение ребенком высоты звука (разумеется, все должно происходить в игровой форме, чтобы дитя было заинтересовано), его тональности и скорости воспроизведения. Можно ударять по клавишам, приговаривая: а вот так мышка пищит, а вот так медведь идет, а вот так - лисичка. Прося малыша затем идентифицировать эти звуки: кто это - медведь или мышка? Замечено, что если у ребенка хороший музыкальный слух, то он с первого раза сможет определить различия уже в 2-3 года.
Угадай мелодию и ритм
Еще один замечательный «детский» тест заключается в угадывании малышом несложных мелодий. Нужно выбрать несколько, и каждую обозначить определенной картинкой или предметом. Воспроизведя ноты, попросите ребенка узнать их в следующий раз, указывая на определенный рисунок или предмет. Так можно проверить музыкальную память. Если узнавание происходит быстро, можно говорить о наличии соответствующего таланта. А чувство ритма проверяется аналогичным образом. Прихлопывайте в такт мелодии в ладоши. Если малыш сможет повторить прихлопы вместе с вами в следующий раз, то у него хорошее чувство ритма.