Обязанности директора магазина, должностные инструкции, функции

Директор магазина – должность руководящая, ответственная. Вне зависимости от специализации магазина, будь то косметика, бытовая техника или детское питание, организация процесса и, следовательно, задачи, которые должен решать директор, требуют опыта руководящей работы, организаторских способностей и лидерских качеств человека, занимающего эту должность.

Зачем нужен директор магазина

В розничной торговле зачастую владельцы бизнеса или их родственники руководят магазином. Когда расширяется ассортимент, растут объемы продаж, увеличивается количество торговых точек, владелец может не справляться с объемом работы.

Владельцы торговых сетей и магазинов – это в первую очередь стратеги, которые определяют перспективы и разрабатывают концепцию развития. А практика внедрения концепции в жизнь требует решения множества более мелких задач, с которыми стратегам возиться некогда. И даже самая замечательная концепция может рухнуть, если ее внедрением будут заниматься непрофессионалы.

Кроме того, привлекая наемного директора, владелец получает время не только на создание направлений деятельности и стратегии, но и на контроль ее развития, который позволит предотвратить опасные для бизнеса действия.

Подходы к управлению магазином

В обязанности директора магазина может входить только выполнение административных функций, как это принято в крупных торговых сетях. Директор следит за объемом продаж, порядком в магазине, движением и хранением товара, жалобами покупателей, работой персонала. В подчинении у такого директора находятся товароведы, которые определяют объемы и занимаются закупками. Но поставщики, цены, ассортимент находятся в ведении центрального офиса, который также занимается всеми вопросами работы магазина.

Директор может быть действительно директором, который занимается всеми сферами деятельности и развития магазина, включая финансовое планирование. Максимум самостоятельности директора позволяет владельцам бизнеса заниматься глобальными вопросами, не вмешиваясь в текущую деятельность магазина. Поскольку такая работа директором позволяет общаться и с поставщиками и с клиентами, хорошо разбираться в проблемах тех и других, то мнение и советы руководителя могут учитываться владельцем в развитии существующих и разработке новых направлений.

Требования к директору магазина

Наемный директор магазина должен иметь профильное высшее образование в сфере торговли. Допускается экономическое или управленческое образование, но обязательно высшее. Знание экономики, управления и организации труда, основы психологии, этики и эстетики, маркетинга и рекламы - все это помогает выполнять обязанности директора магазина.

Следующее требование предъявляется к опыту работы. В торговой сфере кандидат на эту должность должен проработать не менее пяти лет и иметь опыт руководящей работы, причем в подчинении должно находиться не менее двадцати человек.

Правда, работодатели в резюме директора магазина часто обращают внимание на личные качества соискателя: организаторские способности, энергичность, нацеленность на результат, творческий склад мышления и высокий интеллект, считая, что остальному можно научить. Для работодателей важны знание специфики торговли; навыки убеждения, ведения переговоров и проведения совещаний; отбора, оценки, мотивации и стимулирования персонала; умение разрешать конфликты.

Обязанности директора магазина

Работа директором магазина заключается в решении административных, хозяйственных и финансовых вопросов, связанных с деятельностью торгового учреждения.

Директор должен организовывать работу магазина, в его задачи входит сокращение затрат и повышение качества обслуживания.

В обязанности директора магазина входят:

- обеспечение обоснованных цен на товары и выполнения плана по продажам;

- проверка готовности магазина к работе: качества продукции, выкладки ее на полках, наличия ценников, санитарных условий, исправности торгового и измерительного оборудования;

- проверка правильности оформления документации на доставку товара и связанной с его продажей;

- мониторинг товарных запасов и товарооборота по всем категориям продукции;

- разработка и контроль соблюдения обязательного перечня продукции на основе исследования потребительского спроса;

- подписание контрактов на поставку товара и контроль их исполнения, проведение переговоров;

- организация и руководство проведением инвентаризации, определение причин недостачи;

- руководство коллективом, проверка качества работы персонала, его навыков и соответствия занимаемым должностям;

- контроль соблюдения норм и требований техники безопасности и охраны труда.

Как искать кандидата на должность директора магазина

Должностная инструкция директора магазина включает общие требования, а собеседование на директора магазина проводится конкретным работодателем с определенными требованиями. Обычно вопросы для собеседования:

- функциональные обязанности на прежнем рабочем месте и цели работы;

- организация структурной подчиненности и отчетности: как осуществлялось взаимодействие с непосредственным руководителем, и как соискатель руководил своими подчиненными, их задачи;

- описание самой запомнившейся ситуации управления подчиненными - как она возникла, к чему привела, как закончилась.

Законодательство о торговле – вопрос важный для руководителя торгового учреждения.

Важно и знание технологий работы магазина: как открывается и закрывается, принципы товародвижения, работа с проверяющими органами.

А специфику магазина (описание и особенности презентации товара, ассортимент, цены, категория покупателей) можно изучить, уже начав работать. Главное – понимать важность каждой составляющей.

Выбор из нескольких кандидатов

Резюме директора магазина отобраны, собеседование проведено, владельцу магазина остается сделать выбор, руководствуясь своими приоритетами. Большинство владельцев сетей предпочитают продвигать собственных работников. Это хорошая мотивация для развития и стремления к росту вместе с компанией. Кроме того, люди хорошо знают товар и его особенности, коллектив, в котором работают, принципы организации процесса, требования владельцев. Да и самих работников все знают, что тоже немаловажно.

Свои преимущества могут быть и в других случаях. Если выбрать директора с опытом работы в других магазинах, то набор установок и принципов работы в равной степени может внести свежую струю в деятельность на новом месте или быть там абсолютно неприемлем.

Бывшие руководители в другой сфере ценны опытом управления, но потребуется много времени, чтобы освоить специфику розничной торговли.

Бывший владелец магазина, которому пришлось закрыть свое дело по каким-то причинам, может те же проблемы принести на новое место.

Друзья, родственники и близкие знакомые на должности директора магазина - чаще всего надежный тыл, но незнание специфики может привести к серьезным проблемам.

Повышение квалификации директора магазина

Любого нового сотрудника, и директора в том числе, необходимо обучать. У любого кандидата, ведь идеальных специалистов не существует, есть пробелы в подготовке. Собственного сотрудника более низкого звена нужно обучать основам менеджмента, а руководящего работника из другой сферы – принципам розничной торговли.

Адаптация и подготовка нового директора важна не только лично для него, но и для бизнеса в целом. И даже когда период становления закончится, повышать квалификацию директору магазина придется постоянно, ведь рынок на месте не стоит. Меняются и появляются новые инструменты стимулирования продаж, ценовая политика и ассортимент товаров, конкуренты, законодательная база, управленческий учет, поставщики и взаимодействие с ними.

Грамотный директор, компетентный и надежный человек, владеющий необходимыми для работы инструментами, будет руководить магазином так, чтобы росла прибыль, а конкуренты всегда отставали.

Комментарии
1
супер курс!!!