Ассортимент товаров. Какой он бывает?
Ассортимент товаров – это набор товаров, которые объединены в группы в соответствии с определенными признаками. Все они подвергаются подробной классификации. Товар распределяется по видам на ассортиментные группы, затем идут подгруппы и позиции. Основными признаками, по которым происходит распределение, являются потребительский, сырьевой и производственный.
Классификация товаров, составляющих ассортимент
В группу производственного ассортимента входят изделия, которые производятся и выпускаются сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями. Такие предприятия выпускают продукцию узкой специализации, что дает им возможность внедрять и совершенствовать технологии, используемые на производстве. Поэтому, чтобы учесть требования торговли, нужно выполнить подсортировку. Она может быть осуществлена как на оптовых базах, так и уже в торгующем магазине.
В группу торгового ассортимента входит продукция, предназначенная для реализации в розничной сети. Весь ассортимент товаров в этой группе делится на продовольственную и непродовольственную подгруппу. Каждая из них, в свою очередь, классифицируется в зависимости от отраслевой принадлежности, а товары объединяются в группы по различным признакам и критериям.
Классификация ассортимента товаров сложна по своей структуре и включает в себя множество компонентов. Так, изделия подразделяются в зависимости от материала изготовления, потребительского назначения, основных свойств, сложности, частоты спроса и так далее. Ассортимент вбирает в себя понятия группы, подгруппы, видов, разновидностей, марки, типа и наименования.
Если классифицировать ассортимент относительно широты охвата, то выделяют следующие виды:
– простой: небольшая группа товаров, которая может удовлетворить потребности ограниченного числа покупателей;
– сложный: большая группа, которая может включать в себя несколько групп, видов и разновидностей товара, способных удовлетворить значительный спрос на них;
– групповой: объединенные по общим признакам однородные изделия, способные удовлетворить аналогичные потребительские потребности; составляющими данного вида являются марочный и видовой ассортимент товаров;
– развернутый: несколько однородных групп, отличающихся по индивидуальным признакам;
– сопутствующий: вспомогательная группа;
– смешанный: товары различных групп, которые отличаются своим разнообразием.
Особенности процесса формирования товарного ассортимента
Назначение процессов управления, планирования, формирования и контроля над товарным ассортиментом состоит в своевременном предложении производителем определенной продукции, которая бы удовлетворяла конкретный покупательский спрос. Это обусловлено тем, что на любом рынке есть конкурентная борьба. Победа в ней и делает функционирование предприятия успешным и прибыльным.
Прежде чем осуществить формирование ассортимента товаров, необходимо разработать единую ассортиментную концепцию. Это предполагает построение оптимальной структуры продукции, которая будет, с одной стороны, удовлетворять спрос покупателей, с другой стороны, позволит рационально и без потерь использовать ресурсы предприятия, выгодно конкурируя с другими участниками рынка.
Ассортимент товаров характеризуется такими параметрами, как:
– широта (вся продукция, представленная на предприятии);
– гармоничность (степень близости изделий, находящихся в разных ассортиментных группах, относительно их использования, производства, распределения и т. д.);
– насыщенность (количество товара, который составляет ассортимент);
– глубина (вариации продукта в рамках одной группы).
Процесс планирования предполагает оптимальное использование имеющихся материалов и ресурсов, превращающихся в ту продукцию, которая способна принести прибыль предприятию, а также будет иметь устойчивый спрос на потребительском рынке.