Классификация товаров: значение и виды
Распределение продукции по группам - основа товароведения. Классификаций для этого создана масса. В статье мы с вами остановимся на наиболее актуальных и удобных. Также рассмотрим составляющие данных классификаций товаров. Но начнем разговор с определения базовых понятий.
Классификация товаров - что это такое?
Классификация - логическое распределение любого множества (от свойств, понятий до предметов и явлений) на какие-то группы и категории, исходя из определенных признаков и выбранных субъектов методов разделения.
А что тогда будет классификацией товаров? Это уже разделение на категории, что проводится в соответствии с решаемыми проблемами при управлении производством, логистикой, запасами, снабжением и сбытом.
Что касается товароведения, то здесь объектом классификации выступают:
- товары и их свойства;
- сырье, материалы для производства (товаров);
- показатели качества;
- методы его оценки;
- разновидности контроля качества и проч.
Значение классификации
Давайте также определимся, зачем вводится классификация товаров. Ее применение преследует следующие цели:
- Упорядочивание терминологии.
- Возможность объединить в родственные группы большое число товаров. А это уже позволяет как систематически их изучать, так и применять автоматические средства обработки информации о продукции.
- Возможность оценить, изучить систему, рациональность и полноту товарного ассортимента, совершенствовать его формирование.
- Облегчение изучения товарных свойств продукции. Установление оптимального уровня этих свойств, определение требования к ним.
- Разработка групповых методов оценки, измерения качества и потребительских свойств товаров.
- Классификация ассортимента товаров по общности свойств помогает разработать оптимальные методы упаковки, режимы транспортировки и хранения, а также правила использования продукции.
- Отличная база для улучшения стандартизации.
- Классификация ассортимента товаров необходима для сертификации последних.
- Ускоряет и облегчает процедуры товарно-оперативных процессов в магазине, определяет разновидность товарных предприятий, помогает в общем улучшить уровень обслуживания в торговле.
- Необходима для организации товароснабжения.
- Способствует как рациональному размещению продукции в хранилищах, на складах, так и правильной ее выкладке в магазинах.
- Помогает изучить аспекты потребительского спроса.
- Используется для составления рекламных буклетов, проспектов, каталогов и проч.
Виды классификаций
Классификации товаров и услуг, применяемые в международном товароведении, можно разделить на следующие категории:
- АВС. По прибыльности или объему потребления.
- QRS. По привлеченным вложениям, инвестициям.
- VED, VEN. Классификация товаров ВЭД - по уровню необходимости продукции.
- HML. По цене товарной единицы.
- GOLF. По типам поставки продукции.
- SOS. По сезонной необходимости товаров.
- FMR. По популярности продукции в среде ее потребителей.
- XYZ. По ритмичности спроса на данный товар.
- SDE. По разновидностям источников закупки продукции.
Что касается практики, то представленные классификации редко применяются сугубо самостоятельно. Товароведы смешивают, комплектуют их друг другом.
Основные классификации
Самые применимые товарные классификации товаров - это следующие:
- Учебная.
- Торговая.
- Стандартная.
- Экономико-статистическая.
- Внешнеэкономическая.
Каждую из них мы разберем детально.
Классификация торговая
Эта классификация групп товаров - отраслевая. Более всего она применима в торговле - для организации управления магазином, совершенствования планирования ассортимента продукции, рационального расположения наименований в торговом зале и ведения складского хозяйства. Здесь будет всего два раздела - продовольственный и непродовольственный. Разберем их.
Продовольственные товары. Это следующие группы:
- Хлебобулочная продукция.
- Плоды и овощи.
- Вино-водочные изделия.
- Напитки безалкогольные.
- Кондитерские изделия.
- Масло-молочная продукция.
- Мясо и колбасы.
- Рыба.
- Яйца.
- Пищевые жиры.
- Табак.
А теперь - классификация продовольственных товаров:
- Бакалея. Вся продукция, которая требует перед употреблением кулинарной обработки. Это чай, мука, специи, крупы, макароны, пищевые концентраты и проч.
- Гастрономия. Товары, для которых термическая обработка не требуется. Также это то, чему свойственны повышенные вкусовые качества. Молочная продукция, консервы, копчености, кондитерские товары, алкоголь и проч.
Непродовольственная продукция. Внутри себя подразделяется на несколько больших групп:
- Игрушки.
- Книги и печатная продукция.
- Изделия из меха.
- Бумажная продукция.
- Канцелярские товары.
- Видео-, аудио-, фотоаппаратура, электроника.
- Обувь.
- Швейные изделия.
- Трикотаж.
- Текстиль.
- Бытовая техника и электротовары.
- Мебель.
- Металлические изделия.
- Строительные материалы.
- Керамика.
- Продукция из стекла.
- Бытовая химия.
- Галантерея.
- Хозяйственные товары.
Данная классификация будет мобильной - ее могут детализировать, а могут и укрупнять. В зависимости от цели, что преследует товаровед. А мы переходим к новому разделению.
Классификация учебная
Этот вид классификации товаров применяется в процессе подготовки будущих специалистов. Цель здесь - изучение потребительских свойств продукции, выявление общих принципов их (свойств) формирования. Классификация также позволяет более полно познакомиться с ассортиментом.
Важнейший для нее признак - назначение продукции. Во многом они сходна с торговой - все товары здесь будут разделены на те же категории.
Продовольственная продукция. Это девять основных групп:
- Зерномучные.
- Молочные.
- Пищевые жиры.
- Мясные.
- Рыбные.
- Грибы и плоды.
- Вкусовая продукция.
- Кондитерские изделия.
- Яйца и продукция из данного продукта.
Как вы видите, в основе классификации - общность по химическому составу, технологии производства, происхождению, условиям хранения и назначению.
Непродовольственная продукция. Тут будет такая группировка:
- Бытовая химия.
- Продукция из пластмасс.
- Силикатные товары.
- Изделия из металла.
- Электрические товары.
- Мебель, древесные изделия.
- Текстиль.
- Швейно-трикотажная продукция.
- Обувь и товары из кожи.
- Меховые изделия и пушнина.
- Электроника.
- Парфюмерия и косметика.
- Печатная продукция.
- Игрушки и проч.
Классификация экономико-статистическая
Ее можно считать наиболее полной из всех упомянутых. Представлена в ОКП (Общероссийском классификаторе продукции) - ОК 005-93. Он применяется для обеспечения сопоставимости, достоверности и автообработки данных в различных сферах деятельности. Это сертификация, стандартизация, статистика, управление качеством, экономическая сфера, производство и проч.
Каждая позиция в ОКП представлена следующим образом:
- Цифровой 6-значный код.
- Контрольное число (один символ).
- Наименование группировки, к которой относится товар.
Классификация тут будет иерархической, 5-ступенчатой. Система кодирования в ОКП - десятичная. Деление на каждой из ступеней осуществляется по самым значимым техническим и экономическим признакам.
Вот как это представляется:
- Классы товаров (АА 000).
- Подклассы продукции (АА А000).
- Группы (АА АА00).
- Товарные подгруппы (АА ААА0).
- Разновидности продукции (АА АААА).
Классификация любого продукта по ОКП может быть завершена только на 3-5 из представленных ступеней. Для некоторых позиций в классификаторе допускаются пояснения - их прописывают под наименованием продукции, к которой они относятся.
Но вот в торговле и товароведении используется подобный классификатор крайне редко. Причина в том, что он никак не совпадает ни с учебной, ни с торговой классификацией. Также ОКП не отражает потребительских качеств товаров, интересов и особенностей торговли.
Классификация стандартная
Это та градация, что представляется в отраслевых и государственных стандартах. Ее применяют для определения номенклатуры показателей качества, требований к продукции, условий и методики испытаний, контроля, а также для проведения сертификации. Данную систему возможно найти в ОКС - Общероссийском классификаторе стандартов.
Основные признаки для разделения всей массы продукции в этой градации - это назначение и отрасль. К примеру, классификация по назначению фиксируется в госстандартах четвертой системы (или системы показателей качества). По ней трикотаж будет разделяться на белье, верхнюю одежду, чулочно-носочную продукцию, перчатки.
Классификация внешнеэкономическая
А вот эта система - новинка для России. Она разработана на основе следующих актов:
- Гармонизированная система описания и кодирования продукции.
- Комбинированная статистико-тарифная номенклатура Европейского экономсообщества.
Данная классификация нашла свое отражение в ТН ВЭД (товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности). Соответственно, ключевая сфера ее применения - связанная с внешнеэкономическими процессами. Это и есть таможенная классификация товаров. Она согласована со всеми мировыми организациями и призвана классифицировать продукцию, предназначенную для международной торговли.
Каждый товар здесь будет относиться к определенной классификационной группировке. Пояснения по каждой вы можете найти в Примечаниях и Основных предписаниях по интерпретации ТН ВЭД.
Правильно определить положение товара здесь важно для многого:
- анализа работы предприятий и фирм;
- качественной и количественной оценки продукции;
- определения ставки таможенной пошлины;
- товарного страхования;
- разработки режима экспорта и импорта;
- сопоставления информации по внешней торговле от разных государств;
- различных экономико-статистических анализов.
Кодирование тут - цифровой 10-символьный код:
- Первые 6 разрядов - это обозначение, что принято в ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования).
- Первые шесть разрядов, а также 7-ой и 8-ой - это код товара по КН ЕЭС (Комбинированной номенклатуре Европейского экономического сообщества).
- 9-й и 10-й разряды нужны для конкретизации продукции с учетом нужд Российской Федерации и СНГ. На сегодня последний, десятый символ - это нуль.
Один из существенных недостатков такой классификации - ее сложность. Применять на практике возможно только при наличии специальных знаний.
Общие правила классификации
Это несколько простых, но важных предписаний:
- Установить цель классификации.
- Выбрать метод, по которому она будет проводиться.
- Обозначить нужные классификационные признаки.
- Установить последовательность последних - от более к менее значимым.
- Определить число уровней градации.
Методы классификации
Методом тут будет совокупность приемов, что помогают разделить массу на подмножества. В отношении классификаций товаров их два:
- Фасетный. Это параллельное разделение какого-то множества по единственному признаку на несколько независимых друг от друга групп - фасет.
- Иерархический. А это уже последовательное разделение множества на категории (подмножества).
Классификаций товаров на сегодня - масса. Каждая будет полезна для одной или сразу нескольких сфер человеческой деятельности. Самые распространенные мы с вами уже разобрали.