Классификация товаров: значение и виды

Распределение продукции по группам - основа товароведения. Классификаций для этого создана масса. В статье мы с вами остановимся на наиболее актуальных и удобных. Также рассмотрим составляющие данных классификаций товаров. Но начнем разговор с определения базовых понятий.

Классификация товаров - что это такое?

Классификация - логическое распределение любого множества (от свойств, понятий до предметов и явлений) на какие-то группы и категории, исходя из определенных признаков и выбранных субъектов методов разделения.

А что тогда будет классификацией товаров? Это уже разделение на категории, что проводится в соответствии с решаемыми проблемами при управлении производством, логистикой, запасами, снабжением и сбытом.

Что касается товароведения, то здесь объектом классификации выступают:

  • товары и их свойства;
  • сырье, материалы для производства (товаров);
  • показатели качества;
  • методы его оценки;
  • разновидности контроля качества и проч.

Значение классификации

Давайте также определимся, зачем вводится классификация товаров. Ее применение преследует следующие цели:

  • Упорядочивание терминологии.
  • Возможность объединить в родственные группы большое число товаров. А это уже позволяет как систематически их изучать, так и применять автоматические средства обработки информации о продукции.
  • Возможность оценить, изучить систему, рациональность и полноту товарного ассортимента, совершенствовать его формирование.
  • Облегчение изучения товарных свойств продукции. Установление оптимального уровня этих свойств, определение требования к ним.
  • Разработка групповых методов оценки, измерения качества и потребительских свойств товаров.
  • Классификация ассортимента товаров по общности свойств помогает разработать оптимальные методы упаковки, режимы транспортировки и хранения, а также правила использования продукции.
  • Отличная база для улучшения стандартизации.
  • Классификация ассортимента товаров необходима для сертификации последних.
  • Ускоряет и облегчает процедуры товарно-оперативных процессов в магазине, определяет разновидность товарных предприятий, помогает в общем улучшить уровень обслуживания в торговле.
  • Необходима для организации товароснабжения.
  • Способствует как рациональному размещению продукции в хранилищах, на складах, так и правильной ее выкладке в магазинах.
  • Помогает изучить аспекты потребительского спроса.
  • Используется для составления рекламных буклетов, проспектов, каталогов и проч.

Виды классификаций

Классификации товаров и услуг, применяемые в международном товароведении, можно разделить на следующие категории:

  • АВС. По прибыльности или объему потребления.
  • QRS. По привлеченным вложениям, инвестициям.
  • VED, VEN. Классификация товаров ВЭД - по уровню необходимости продукции.
  • HML. По цене товарной единицы.
  • GOLF. По типам поставки продукции.
  • SOS. По сезонной необходимости товаров.
  • FMR. По популярности продукции в среде ее потребителей.
  • XYZ. По ритмичности спроса на данный товар.
  • SDE. По разновидностям источников закупки продукции.

Что касается практики, то представленные классификации редко применяются сугубо самостоятельно. Товароведы смешивают, комплектуют их друг другом.

Основные классификации

Самые применимые товарные классификации товаров - это следующие:

  • Учебная.
  • Торговая.
  • Стандартная.
  • Экономико-статистическая.
  • Внешнеэкономическая.

Каждую из них мы разберем детально.

Классификация торговая

Эта классификация групп товаров - отраслевая. Более всего она применима в торговле - для организации управления магазином, совершенствования планирования ассортимента продукции, рационального расположения наименований в торговом зале и ведения складского хозяйства. Здесь будет всего два раздела - продовольственный и непродовольственный. Разберем их.

Продовольственные товары. Это следующие группы:

  • Хлебобулочная продукция.
  • Плоды и овощи.
  • Вино-водочные изделия.
  • Напитки безалкогольные.
  • Кондитерские изделия.
  • Масло-молочная продукция.
  • Мясо и колбасы.
  • Рыба.
  • Яйца.
  • Пищевые жиры.
  • Табак.

А теперь - классификация продовольственных товаров:

  • Бакалея. Вся продукция, которая требует перед употреблением кулинарной обработки. Это чай, мука, специи, крупы, макароны, пищевые концентраты и проч.
  • Гастрономия. Товары, для которых термическая обработка не требуется. Также это то, чему свойственны повышенные вкусовые качества. Молочная продукция, консервы, копчености, кондитерские товары, алкоголь и проч.

Непродовольственная продукция. Внутри себя подразделяется на несколько больших групп:

  • Игрушки.
  • Книги и печатная продукция.
  • Изделия из меха.
  • Бумажная продукция.
  • Канцелярские товары.
  • Видео-, аудио-, фотоаппаратура, электроника.
  • Обувь.
  • Швейные изделия.
  • Трикотаж.
  • Текстиль.
  • Бытовая техника и электротовары.
  • Мебель.
  • Металлические изделия.
  • Строительные материалы.
  • Керамика.
  • Продукция из стекла.
  • Бытовая химия.
  • Галантерея.
  • Хозяйственные товары.

Данная классификация будет мобильной - ее могут детализировать, а могут и укрупнять. В зависимости от цели, что преследует товаровед. А мы переходим к новому разделению.

Классификация учебная

Этот вид классификации товаров применяется в процессе подготовки будущих специалистов. Цель здесь - изучение потребительских свойств продукции, выявление общих принципов их (свойств) формирования. Классификация также позволяет более полно познакомиться с ассортиментом.

Важнейший для нее признак - назначение продукции. Во многом они сходна с торговой - все товары здесь будут разделены на те же категории.

Продовольственная продукция. Это девять основных групп:

  • Зерномучные.
  • Молочные.
  • Пищевые жиры.
  • Мясные.
  • Рыбные.
  • Грибы и плоды.
  • Вкусовая продукция.
  • Кондитерские изделия.
  • Яйца и продукция из данного продукта.

Как вы видите, в основе классификации - общность по химическому составу, технологии производства, происхождению, условиям хранения и назначению.

Непродовольственная продукция. Тут будет такая группировка:

  • Бытовая химия.
  • Продукция из пластмасс.
  • Силикатные товары.
  • Изделия из металла.
  • Электрические товары.
  • Мебель, древесные изделия.
  • Текстиль.
  • Швейно-трикотажная продукция.
  • Обувь и товары из кожи.
  • Меховые изделия и пушнина.
  • Электроника.
  • Парфюмерия и косметика.
  • Печатная продукция.
  • Игрушки и проч.

Классификация экономико-статистическая

Ее можно считать наиболее полной из всех упомянутых. Представлена в ОКП (Общероссийском классификаторе продукции) - ОК 005-93. Он применяется для обеспечения сопоставимости, достоверности и автообработки данных в различных сферах деятельности. Это сертификация, стандартизация, статистика, управление качеством, экономическая сфера, производство и проч.

Каждая позиция в ОКП представлена следующим образом:

  1. Цифровой 6-значный код.
  2. Контрольное число (один символ).
  3. Наименование группировки, к которой относится товар.

Классификация тут будет иерархической, 5-ступенчатой. Система кодирования в ОКП - десятичная. Деление на каждой из ступеней осуществляется по самым значимым техническим и экономическим признакам.

Вот как это представляется:

  1. Классы товаров (АА 000).
  2. Подклассы продукции (АА А000).
  3. Группы (АА АА00).
  4. Товарные подгруппы (АА ААА0).
  5. Разновидности продукции (АА АААА).

Классификация любого продукта по ОКП может быть завершена только на 3-5 из представленных ступеней. Для некоторых позиций в классификаторе допускаются пояснения - их прописывают под наименованием продукции, к которой они относятся.

Но вот в торговле и товароведении используется подобный классификатор крайне редко. Причина в том, что он никак не совпадает ни с учебной, ни с торговой классификацией. Также ОКП не отражает потребительских качеств товаров, интересов и особенностей торговли.

Классификация стандартная

Это та градация, что представляется в отраслевых и государственных стандартах. Ее применяют для определения номенклатуры показателей качества, требований к продукции, условий и методики испытаний, контроля, а также для проведения сертификации. Данную систему возможно найти в ОКС - Общероссийском классификаторе стандартов.

Основные признаки для разделения всей массы продукции в этой градации - это назначение и отрасль. К примеру, классификация по назначению фиксируется в госстандартах четвертой системы (или системы показателей качества). По ней трикотаж будет разделяться на белье, верхнюю одежду, чулочно-носочную продукцию, перчатки.

Классификация внешнеэкономическая

А вот эта система - новинка для России. Она разработана на основе следующих актов:

  • Гармонизированная система описания и кодирования продукции.
  • Комбинированная статистико-тарифная номенклатура Европейского экономсообщества.

Данная классификация нашла свое отражение в ТН ВЭД (товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности). Соответственно, ключевая сфера ее применения - связанная с внешнеэкономическими процессами. Это и есть таможенная классификация товаров. Она согласована со всеми мировыми организациями и призвана классифицировать продукцию, предназначенную для международной торговли.

Каждый товар здесь будет относиться к определенной классификационной группировке. Пояснения по каждой вы можете найти в Примечаниях и Основных предписаниях по интерпретации ТН ВЭД.

Правильно определить положение товара здесь важно для многого:

  • анализа работы предприятий и фирм;
  • качественной и количественной оценки продукции;
  • определения ставки таможенной пошлины;
  • товарного страхования;
  • разработки режима экспорта и импорта;
  • сопоставления информации по внешней торговле от разных государств;
  • различных экономико-статистических анализов.

Кодирование тут - цифровой 10-символьный код:

  • Первые 6 разрядов - это обозначение, что принято в ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования).
  • Первые шесть разрядов, а также 7-ой и 8-ой - это код товара по КН ЕЭС (Комбинированной номенклатуре Европейского экономического сообщества).
  • 9-й и 10-й разряды нужны для конкретизации продукции с учетом нужд Российской Федерации и СНГ. На сегодня последний, десятый символ - это нуль.

Один из существенных недостатков такой классификации - ее сложность. Применять на практике возможно только при наличии специальных знаний.

Общие правила классификации

Это несколько простых, но важных предписаний:

  1. Установить цель классификации.
  2. Выбрать метод, по которому она будет проводиться.
  3. Обозначить нужные классификационные признаки.
  4. Установить последовательность последних - от более к менее значимым.
  5. Определить число уровней градации.

Методы классификации

Методом тут будет совокупность приемов, что помогают разделить массу на подмножества. В отношении классификаций товаров их два:

  • Фасетный. Это параллельное разделение какого-то множества по единственному признаку на несколько независимых друг от друга групп - фасет.
  • Иерархический. А это уже последовательное разделение множества на категории (подмножества).

Классификаций товаров на сегодня - масса. Каждая будет полезна для одной или сразу нескольких сфер человеческой деятельности. Самые распространенные мы с вами уже разобрали.

Комментарии