Вепсы - финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии. Национальность вепс
В древние времена, еще до того, как восточные славяне (новгородцы) проникли на соседние территории, на обширном ареале земель южной стороны Онежского озера жили народы племени весь. Существует определенное мнение относительно названия этого племени: древнее «весь» имеет то же происхождение, что и наименование современных вепсов. На протяжении достаточно длительного периода существования этот народ называли еще чудью, чухарями и кайванами. Его представители хоронили своих умерших родственников в грунтовые ямы или сооружали для них «домики смерти» - небольшие, поставленные на поверхности бревенчатые срубы.
Вепс – народность, представляющая финскую языковую группу уральской семьи и относящая себя к карельским ветвям. Ближайшими родственниками этого языка являются карельский, финский и ижорский.
История вепсов
Существует не так много сведений об истории вепсов. Достаточно часто отсутствует информация об их жизни на протяжении столетий.
В первую очередь это обусловлено тем, что древние племена весь жили исключительно на самых глухих территориях, размещенных среди озер, рек и болот в тайге. Занятия земледелием было недостаточно для того, чтобы этот трудолюбивый народ мог обеспечить свое существование. Поэтому весомым дополнением к нему было рыболовство. Также вепсы занимались собирательством лесных даров. Среди запасов на крестьянском дворе значительное место принадлежало:
- рыбе;
- пернатой дичи;
- пушнине;
- клюкве;
- грибам.
Их использовали не только в качестве продуктов питания. Большое количество этих запасов жители племен вывозили на городские ярмарки. Там в обмен на них люди, имеющие национальность вепс, получали значительное количество хлеба, соли, ткани, орудий труда и охоты и других необходимых для обеспечения жизнедеятельности товаров.
Зимой жители этих земель заготавливали лес и перевозили его к сплавным рекам. Для этого они использовали санные подводы. Это занятие тоже являлось дополнительным заработком.
Кроме того, вепсы занимались и другими видами деятельности:
- камнерезными промыслами;
- гончарным и катавальным ремеслом.
Тяжелые условия жизни
Для географического расположения вепсских поселений было характерно и то, что их от торговых путей, городов и почтовых трактов отделяло значительное расстояние. Этим обусловлен тот факт, что они фактически не были вовлечены в социально-политические процессы, которые происходили в государстве.
Несмотря на принятие христианства, в быту и обрядах вепсов сохранилось много национального и самобытного. Но постоянное русское влияние все-таки внесло свои коррективы в их образ жизни, занятия и культуру.
Согласно данным некоторых исследователей, в начале 16 века жители Белозерско-Пошехонского края разговаривали на своем особом языке, несмотря на отличное знание русского и православную религию.
Первая всероссийская перепись населения 1897 года не зафиксировала национальность вепс.
До начала 20 века вепсы жили в очень тяжелых условиях. Писатель А. Петухов отмечал, что их жизнь характеризовалась "бездорожьем, бесхлебьем, безграмотностью, отсутствием своей письменности".
Советский период жизни вепсов
В 20-30-х годах жизнь вепсов кардинально изменилась. В 1932 году состоялось образование Комитета нового алфавита. Перед ним были поставлены такие задачи:
- развить письменность малых народов на их языках;
- подготовить национальные просветительские кадры;
- издать учебную литературу.
Для разработки вепсского алфавита была использована латинская основа. Происходит открытие изб-читален, 57 школ, строительство больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, общественных столовых, яслей. В Лодейнопольском педагогическом техникуме открывается вепсское отделение.
Большое значение для развития имели образовавшиеся национальные советы и Оятский (Винницкий) национальный район.
В средине 30-х годов органы текущего учета зафиксировали максимальную численность представителей этого народа в государстве – примерно 35 тысяч.
Ухудшение экономического состояния и разобщенность вепсов
В конце 30-х годов начинается новый период в жизни людей, имеющих национальность вепс. Он отразил все сложные социально-политические процессы, которые происходили на то время в нашей стране.
Неоднократно проводятся административно-территориальные преобразования, вследствие которых возникает разобщенность вепсских земель. Эти изменения очень отрицательно сказывались на развитии народа, значительную часть которого переселили в другие районы.
Со временем вепсские земли все больше запустевали в связи с состоянием экономики всех северных деревень.
Сейчас численность этого народа в России составляет примерно 13 тысяч человек. Место, где живут современные северные вепсы – Карелия, южные – Вологодская область, а средние обитают в Ленинградской области.
Внешность вепсов
Очень сложно говорить о том, какой внешностью обладали древние вепсы. Скорее всего, ассимиляция повлияла на те изменения, которые произошли в ней. На протяжении долгих веков они контактировали со всякими народами, поэтому им не удалось избежать смешения крови.
Совершенно обычными людьми кажутся на первый взгляд современные вепсы, внешность которых не имеет каких-либо ярко выраженных национальных признаков. Эти люди имеют белые и черные волосы, худое и полное телосложение, маленький и большой рост, бывают красивые и не очень.
Но, невзирая на это, они являются самостоятельным народом, проживающим на своей территории.
Женская одежда вепсов
Традиционная одежда вепсов была праздничной и будничной. На женщинах в обычный день была надета шерстяная или полушерстяная юбка, имеющая продольный или поперечно-полосатый рисунок. Обязательным предметом являлся передник, который у девушек имел красный цвет, а у женщин в годах – черный. Длинная льняная рубашка с рукавами была украшена красивым орнаментом на подоле.
Женщины умели очень красиво вышивать. Поэтому часто можно было встретить северянку, одетую в 2 или 3 рубахи. При этом их приподнимали таким образом, что их края образовывали широкий узор. Это значительно улучшало вид, который имели женщины-вепсы, внешность их и самооценку.
Для того чтобы сшить будничный сарафан, использовали домотканый холст. Для праздничной одежды ткани покупали. В комплекте с сарафаном носили еще душегрейку (жилетку), а в холода надевали шугай (кофту на пуговицах) из сукна.
В зимнее время года женщины носили шубу или полушубок, сделанные из овчины. Праздничный вариант этой одежды был выполнен из заячьей шерсти и покрывался яркими шелковыми или шерстяными тканями, имеющими крупные узоры.
Что носили мужчины
Мужские костюмы вепсов состояли из рубах и двух штанов, которые затягивались шнуром на талии. Рубахи выпускали наверх и подпоясывали кожаными или ткаными поясками. Древние рубахи вышиты, тогда как более современные – покрашены.
В 19 веке для пошива верхних штанов начали использовать темную покупную ткань. Также изменились и рубахи, которые начали шить из покупного ситца или кумача. Зимняя мужская одежда этого народа представлена кафтанами из сукна, овчинными тулупами, крытыми материей, прямыми без воротника шубами.
С середины 19 века в состав праздничной одежды вепсов вошла поддевка – своего рода демисезонное пальто, имеющее сборки и длину по колено.
Особенности вепсского жилья и быта
Скорее всего, жилье древних вепсов практически ничем не отличалось от карельских домов. Это были срубы деревянных полуземлянок с очагом. Со временем началось возведение отдельных хозяйственных построек:
- амбара для хранения продуктов;
- риги для молотьбы зерна;
- хлева;
- бани.
Строительством последних чаще всего занимались северные вепсы. Южная часть этого народа очень длительное время использовала для таких целей обыкновенные домашние пески. Традиционные вепсское жилье было целым комплексом, который объединял дом и все хозяйственные постройки.
Помимо углового соединения построек главной особенностью вепсского дома было наличие четного количества окон и отсутствие крытого крыльца. В них имелись такие предметы быта вепсов, как:
- столы, лавки и кровати из дерева;
- колыбель для детей;
- русская печка;
- лохань с рукомойником;
- ткацкий стан.
Традиции и обычаи вепсского народа
Вепсы относятся к православным народам. Но достаточно длительное время для них были характерны признаки язычества. Среди вепсов были колдуны, которые общались с духами, лечили и насылали порчу. С появлением церквей и монастырей они исчезли, но знахарки и ведуньи остались.
Вепс – народность, которая имеет свои приметы и поверья. Для того чтобы построить дом или похоронить человека надо было обязательно «выкупить» землю. Одежду для умершего человека выбирали только белую и обязательно стирали.
По-особенному относились к строительству дома вепсы. Обычаи этого мероприятия были следующими:
- в новое жилье на первую ночь впускали кошку;
- первым в дом должен был войти глава семьи с хлебом и иконой;
- после главы в жилище входила его жена с петухом и кошкой;
- из старого дома в новый приносили горячий уголек;
- никогда не начинали строить избу на тропе.
Традиции вепсов тесно связаны с их верованиями:
- духами неба;
- домовым;
- водяным;
- духами леса, двора, сарая и другими.
Например, вода в их представлении была живым существом, потому что в ней обитал дух. Если его не почитать – он не даст рыбы, утопит или нашлет болезни. Поэтому в воду ничего не бросали, в ней также не мыли сапоги.
Традиционной была и еда вепсов. Главное место в ней принадлежало рыбе. Кроме нее еще употребляли ржаной хлеб, который выпекали самостоятельно, уху. Жажду местные жители утоляли репным квасом, овсяным киселем, напитками из лесных ягод, молоком и молочной сывороткой. Чай, как и самодельное пиво, были праздничными напитками. А мясные блюда готовились только для праздников и тяжелых физических работ.
Много бед пришлось пережить этому самобытному народу, имеющему интересную культуру, обычаи и фольклор. Судьба жителей северных районов, имеющих национальность вепс, никогда не была легкой. Но, невзирая на это, они остались самостоятельным народом, проживающим на своей родовой территории.