Битва на реке Каяле: дата. Где находится река Каяла?
Название «река Каяла» встречается читателю только в одном древнерусском произведении, а именно в «Слове о полку Игореве», которое таит в себе восемьсот лет со времени своего создания бесчисленное количество тайн и загадок.
Зачем изучают какое-либо произведение
Зачем изучают происхождение произведения, место, где оно было написано, время написания? Чтобы заглянуть в его содержание, понять его суть. Загадочна и таинственная река Каяла. Она в тексте книжника упоминается восемь раз. Исторические географы не могут достоверно сказать, где находится река Каяла. В 70-х годах прошлого века украинские археологи производили большие изыскания, но не нашли никаких следов сражения. Если бы не три произведения, мы бы никогда и не узнали о каком-то заштатном князе Игоре, тем более не услышали бы о реке, около которой состоялась битва. Река Каяла – это полумифическая река.
Психология творчества
Древнерусские писатели писали не от себя, а по благодати, в молитве. У них было совершенно другое отношение к писанию, то есть монаха призвал игумен монастыря и дал послушание. Так вот и автор «Слова…» – не исключение. Любой древнерусский книжник не хотел выдавать, выпячивать себя, а желал раствориться в своем труде.
А зачем автор написал «Слово...»?
Если посмотреть на всю древнерусскую словесность XI-XII веков, то можно заметить, что она не знает вымысла. Река Каяла, которая упоминается в «Слове», видимо, в современных названиях имеет другое наименование. Академик Д. Лихачев видел в ней реку Сюурлий.
Поход Игоря
Когда-то в Библии было сказано, что Сим, Хам, Иафет, сыновья праведного Ноя, разделили землю, и был договор, что не преступают они земли друг друга. Свою землю должно и нужно защищать, но в завоевательные походы ходить категорически запрещено. Вот этот запрет и нарушает Игорь Святославович.
Ненужный поход
И вот теперь он ее жаждет, да и разбитые половцы слабы, они не смогут ему противостоять. Он решительно идет походом на чужую землю не защищаться, но завоевывать и богатство, и честь, и славу. Одно это уже скверно и противоречит библейским заповедям, его ведет гордыня – величайший грех. И Бог дает ему знак – остановись, повороти назад. Он посылает полное солнечное затмение.
Продолжение похода
И видит и Игорь, и его брат Всеволод, который является вассалом Игоря, и сын Владимир, и племянник, князь Святослав, как описывает поэт, войско, покрытое мглой. Но Игорь упорствует. Он считает, что лучше погибнуть. Пусть будет битва на реке Каяле, чем дожидаться со страхом половецкого набега, сидя дома. «Хочу, - говорит, - или сложить голову, или победить половцев».
Поход на погибель
Эти страшные и грозные знамения усиливают впечатление от будущего трагического исхода немногочисленного Игорева войска. А грозные волки, помощники половцев, уже по оврагам селятся, ждут нечаянной добычи, птицы хищные на поле битвы по дубам сидят, дожидаются поживы. Получается, что степные звери то сочувствуют русским, тревожатся за них, то грозят им и злобствуют.
Тмутаракань
Эта область находилась в районе нынешней Тамани. У византийцев она называлась иначе – Таматарха. Но в XI веке она была русским княжеством с многочисленным русским населением и управлялась черниговскими князьями. Не потому ли Игорь ее видел своим уделом, свою «отчину», насильно отторгнутую половцами, которую следует вернуть. На отрогах Кавказских гор, в ущельях, возможно, брала начало река Каяла. Это где она была, по определению поэта, быстрой. А равнинные и степные реки все плавные, с медленным течением, и состоялась битва на реке Каяле в ее тихом, небурном течении.
Ночь перед сражением
Длинной меркнущей ночью войско Игоря дожидается схватки. Автор верно заметил, что бессонная ночь с напряженным ожиданием всегда кажется томительно долгой и тревожной.
Первое столкновение
Но половцев врасплох не застигнуть. А Игорь именно на это рассчитывал. Войска Игоря выстроились по боевому порядку. Четыре из них были основными. В центре – полк самого Игоря, справа – полк Всеволода, слева – Святослава, племянника Игоря, впереди – Владимира, сына Игоря. Ему, кстати сказать, было 14 лет. И он должен был первым принять удар на себя. Впереди строя встали отборные, самые лучшие из всех полков лучники.
И начался бой
Кратким словом ободрил Игорь свое войско и князей. И началась битва на реке Каяле (дата – 5 мая 1185 года, пятница). Половцы тоже выстроили своих стрельцов. Они дали залп из луков и побежали назад. Боевой строй половцев был разрушен. Передовые полки погнались за ними. Игорь и Всеволод, не торопясь, шли, сохраняя боевой строй. Удача в пятницу им сопутствовала. Они захватили пленных и овладели кочевыми жилищами половцев на телегах. Часть полков гналась за погаными долго, до ночи и вернулась назад с полоном. По свидетельству Ипатьевской летописи, русские после первой стычки захватили богатую добычу. Это были богатые византийские ткани, высоко ценившиеся везде, попоны и покрывала, верхняя одежда, подбитая дорогим мехом и крытая дорогими тканями, шитая золотыми нитями и копья, и бунчуки – конские хвосты на древке, служившие знаком власти. Волос бунчука красился в красный.
День второй и третий
Поэтически книжник описывает идущие с моря черные тучи. Это метафора служит в народной поэзии символом надвигающегося врага. Эти грозовые тучи хотят накрыть наших отважных князей и их войско. И в тучах трепещут, сверкают, мечутся сине-фиолетовые молнии. Все поволоклось мглою.
Печальный конец
Трое суток пытался Игорь выйти к Донцу. От жажды страдали люди, а еще больше кони. Много было раненых и убитых в русских полках. Зеленой паполомой, то есть черной погребальной тканью, покрывают умерших, но здесь имеется в виду, что травой покрываются они.
С утра и до вечера отчаянно билось войско. Сражались воины и вторую ночь, а на заре дрогнули ковуи (тюркские воины, жившие в черниговском княжестве). Игорь не смог их удержать. А на обратном пути был взят в плен. Он видел, как сражается его брат Всеволод и просил, по словам летописи, смерти, чтобы не видеть гибели брата. Из всего русского войска спаслось полтора десятка человек. Остальные же утонули.
Впервые русское войско потерпело страшное поражение. Этот особый трагизм приковал такое большое внимание к походу Игоря. И были составлены повести о степном походе русского князя. А относительно реки Каялы следует сказать, что ее поиск – задача историков-географов и археологов. Возможно, и следы ее пропали, как пропали места сражения Игоря.