Ипатьевская летопись - уникальный памятник древнерусской литературы
Большинство сведений об истории Древней Руси нами почерпнуты из летописей. Этот жанр древнерусской литературы был и остается до сих пор основным источником исторических данных для современной науки наряду с археологическими изысканиями. Особый интерес для исследователей представляет Ипатьевская летопись. Почему? Разберемся вместе.
Летописание
Само название "летопись" говорит за себя - писание событий по летам, годам. Авторами выступали чаще всего монахи монастырей, которые кратко излагали суть происходивших основных событий. В период феодальной раздробленности каждый княжеский дом составлял свой собственный свод, в котором также давалась некая интерпретация происходящего, исходя из интересов правящей династии. Первые летописцы на Руси появились в одиннадцатом веке. Самое древнее, дошедшее до нас произведение в этом жанре, - "Летопись временных лет", написанная примерно около 1113 года монахом Киево-Печерской лавры Нестором.
Историками обнаружено несколько десятков подобных сводов событий. Самыми известными и древними из них являются Лаврентьевская летопись и Ипатьевская летопись. Сводом считается произведение, включившее в себя перепись более ранних источников, которые были дополнены событиями последнего времени. Так, "Летопись временных лет" входит в большинство сводов позднего периода в качестве начала повествования.
Находка Карамзина
Как ознакомиться с текстом?
Содержание Ипатьевского свода
Вторая часть называется Киевской. Много внимания в ней уделено правлению князя Рюрюка из дома Ростислава. Предположительно, игумен Выдубицкого монастыря был автором этой части свода "Ипатьевская летопись".
Украина, точнее, Галицко-Волынская Русь, в тринадцатом веке представлена в третьей части свода. Эта часть отличается от предыдущих. В оригинале она даже не имела традиционного перечисления дат, которые, видимо, были проставлены при списывании позже. Остановимся подробнее на последних двух частях.
Киевская летопись
Как это ни парадоксально звучит, но Киевская летопись также является сводом летописцев нескольких князей, правивших в Киеве. Двенадцатый век был довольно сложен для этой земли. Беспрерывно шла борьба за престол между Мономаховичами и Ольговичами. Эта тенденция была видна не только в стольном граде, но и в других землях. Потомки Мономаха переселялись на северо-восток, завоевывая там беспредельную власть, а Ольговичи оставались на юге, под угрозой половецких набегов.
В 1185 году произошел печальный поход Игоря Святославовича в степь, описанный в "Слове о полку Игореве". Отношение к нему совершенно противоположное в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Последняя проявляет больше симпатии и снисхождения к неудавшейся попытке Игоря избавить русскую землю от врагов. В своде северо-восточных земель Игорь осуждается за самонадеянность, за то, что не подождал помощи от братьев. Некоторые исследователи полагают, что начало Киевской летописи положили в Чернигове и Переяславле при князе Ростиславе. Именно оттуда подробности из жизни южных княжеств.