Ипатьевская летопись - уникальный памятник древнерусской литературы

Большинство сведений об истории Древней Руси нами почерпнуты из летописей. Этот жанр древнерусской литературы был и остается до сих пор основным источником исторических данных для современной науки наряду с археологическими изысканиями. Особый интерес для исследователей представляет Ипатьевская летопись. Почему? Разберемся вместе.

Летописание

Само название "летопись" говорит за себя - писание событий по летам, годам. Авторами выступали чаще всего монахи монастырей, которые кратко излагали суть происходивших основных событий. В период феодальной раздробленности каждый княжеский дом составлял свой собственный свод, в котором также давалась некая интерпретация происходящего, исходя из интересов правящей династии. Первые летописцы на Руси появились в одиннадцатом веке. Самое древнее, дошедшее до нас произведение в этом жанре, - "Летопись временных лет", написанная примерно около 1113 года монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Историками обнаружено несколько десятков подобных сводов событий. Самыми известными и древними из них являются Лаврентьевская летопись и Ипатьевская летопись. Сводом считается произведение, включившее в себя перепись более ранних источников, которые были дополнены событиями последнего времени. Так, "Летопись временных лет" входит в большинство сводов позднего периода в качестве начала повествования.

Находка Карамзина

В 19-м веке русский историк Н. Карамзин обнаружил в архивах Ипатьевского монастыря под Костромой летописный свод. Он был датирован 14-м веком. Свое название - Ипатьевская летопись - получил по месту обнаружения. Наряду с Лаврентьевским сводом этот является одним из древнейших. Его особенность в том, что, кроме обычного включения повествования Нестора, он имеет подробное изложение событий истории Киевского княжества времен правления Рюрика Ростиславовича, а также Галицко-Волынских земель до конца 13-го века. Это уникальный материал для изучения истории древнерусских юго-западных земель после начала феодальной раздробленности и установления татаро-монгольского владычества.

Как ознакомиться с текстом?

Ознакомление с древними летописными сводами возможно для широкого круга читателей. Во-первых, более 150 лет назад издано Полное собрание русских летописей. Во-вторых, на данный момент большинство из них доступны в Интернете. Конечно, они переработаны в соответствии с современным русским языком. Ипатьевская летопись, перевод которой осуществлен также и на украинский язык, тоже доступна любому желающему. Отдельные ее части существуют на английском языке. Но если все же есть желание читать летописи в оригинале, то нужно выучить, по крайней мере, старославянский. Материалы отсканированы и выложены в сети.

Содержание Ипатьевского свода

Общепринятым считается выделение трех частей рассматриваемого свода. Первая летопись по Ипатьевскому списку традиционна для всех других - это "Повесть временных лет". Хотя и в ней существуют некоторые различия, уточнение данных, которых нет в других сводах. Это доказывает, что местом создания были южные русские земли, где автор свода имел доступ к документам и архивам и мог уточнить необходимую информацию.

Вторая часть называется Киевской. Много внимания в ней уделено правлению князя Рюрюка из дома Ростислава. Предположительно, игумен Выдубицкого монастыря был автором этой части свода "Ипатьевская летопись".

Украина, точнее, Галицко-Волынская Русь, в тринадцатом веке представлена в третьей части свода. Эта часть отличается от предыдущих. В оригинале она даже не имела традиционного перечисления дат, которые, видимо, были проставлены при списывании позже. Остановимся подробнее на последних двух частях.

Киевская летопись

Как это ни парадоксально звучит, но Киевская летопись также является сводом летописцев нескольких князей, правивших в Киеве. Двенадцатый век был довольно сложен для этой земли. Беспрерывно шла борьба за престол между Мономаховичами и Ольговичами. Эта тенденция была видна не только в стольном граде, но и в других землях. Потомки Мономаха переселялись на северо-восток, завоевывая там беспредельную власть, а Ольговичи оставались на юге, под угрозой половецких набегов.

В 1185 году произошел печальный поход Игоря Святославовича в степь, описанный в "Слове о полку Игореве". Отношение к нему совершенно противоположное в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Последняя проявляет больше симпатии и снисхождения к неудавшейся попытке Игоря избавить русскую землю от врагов. В своде северо-восточных земель Игорь осуждается за самонадеянность, за то, что не подождал помощи от братьев. Некоторые исследователи полагают, что начало Киевской летописи положили в Чернигове и Переяславле при князе Ростиславе. Именно оттуда подробности из жизни южных княжеств.

О Галицко-Волынской Руси

Галич и Волынь, как западные рубежи Киевской Руси, имели существенные особенности в развитии. О нюансах политической борьбы, международных связях с 1205 по 1292 год читаем мы в Ипатьевской летописи. Необходимо отметить, что составители последней части были образованнейшими людьми своего времени, так как использовали греческие и более ранние древнерусские источники. Информацию они черпали из докладов послов, княжеских грамот, военных повестей. Благодаря этому своду мы имеем подробное описание битвы на Калке и последствий Батыева нашествия на Юго-Западную Русь. Надеемся, теперь понятно, что описывает Ипатьевская летопись и почему она интересна как обывателям, так и профессиональным историкам.

Комментарии