Американский альпинист Арон Ральстон: биография, деятельность и интересные факты

Американский альпинист Арон Ральстон известен всему миру своим поступком, которым он доказал, что дух человека может воспарить настолько высоко, что боль и отчаяние не смогут его сломить. Его желание жить было таким же могучим, как горные массивы, что позволило ему справиться со страхом и доказать: ценность человеческой жизни выше любой горной вершины.

Детство и юность

Арон Ральстон родился 27 октября 1975 года. Его детство прошло на Среднем Западе США. А когда мальчику было 12 лет, семья перебралась на постоянное место жительства в город Аспен, штат Колорадо. Именно здесь юный Арон, проводя много времени на природе, почувствовал тягу к скалолазанию и альпинизму. Поначалу это было только увлечение, которым молодой человек заполнял свое свободное время.

Закончив в 1998 году технический колледж, Арон устраивается на работу по специальности. Он получил должность инженера-механика в одной из самых солидных фирм в Нью-Мексико. Однако преследовавшая его все время ностальгия по горам взяла верх. В 2002 году он возвращается в Колорадо. Поселившись в родительском доме, он и здесь смог найти работу по профессии, но по выходным он целыми суткам пропадал в горах. Именно тогда Арон Ральстон поставил для себя цель покорить в одиночку все 59 вершин штата, высота которых более 4250 метров (14 000 футов). Он и не мог себе представить, что на пути к этой цели повстречается с серьезным испытанием, которое изменит его отношение к жизни.

В разных источниках могут встречаться различные варианты перевода имени и фамилии американского альпиниста. Например, часто употребляется Аарон Ралстон. Aron Ralston - так на родном английском языке пишется его имя, поэтому и первый вариант, уже употребляемый в данной статье, и второй, считаются допустимыми.

Роковой день

26 апреля 2003 года был обычным днем и не предвещал ничего плохого. Уже имеющий за плечами солидный опыт скалолазания, Арон собирался совершить небольшое путешествие к каньону Блю-Джон, на котором бывал не один раз. 27-летний спортсмен доехал на своем пикапе до каньона Подкова, где пересел на горный велосипед, чтобы преодолеть еще несколько километров до Блю-Джон. Прибыв туда, он оставил маунтинбайк у самого каньона и продолжил путь пешком. Согласно запланированному маршруту, Арон Ральстон хотел сначала спуститься по узкой расселине. Подняться он собирался уже по соседнему ущелью и там, выйдя наружу, планировал спуститься вниз по отвесной горе прямо к месту, где оставлен пикап. Общая протяженность его маршрута составляла 24 километра. Но в тот роковой день Арону не суждено было их преодолеть.

По пути к расселине Ральстон встретил двух альпинистов. Они были любителями, не планировали ничего заранее, поэтому предложили Арону свою компанию для преодоления его маршрута. Однако он, будучи одиночкой по натуре, отказался, сославшись на то, что штурмует каньон на время, а неопытная компания будет его тормозить. Тогда он еще не мог знать, как сильно будет жалеть, что не взял с собой попутчиков.

Трагическая случайность

Арон Ральстон, семья которого не знала о его планах на день, не собирался ночевать в горах. Поэтому и взял с собой минимум запасов: питьевую воду, несколько буритто, складной ножик, маленькую аптечку, видеокамеру. Да и снаряжение прихватил только самое необходимое. Не было у него с собой и теплых вещей. День выдался жаркий, и шорты с футболкой были самой подходящей одеждой для такой погоды.

Спортсмен не один раз пользовался этой расселиной, чтобы подниматься и спускаться по каньону. Путь в один конец занимал обычно не более часа. Да и расстояние было небольшое - всего лишь 140 метров при ширине 90 см. Для опытного альпиниста это было сущим пустяком.

Ширина позволяла спокойно маневрировать при спуске, а валуны, которые были зажаты между каменными стенами, еще больше облегчали движение. На них можно было перевести дух и утолить жажду. В очередной раз Арон остановился на одном из таких валунов, чтобы оглядеться вокруг и выбрать дальнейшую наиболее безопасную схему движения. Он проверил, насколько прочно зафиксирован валун и нашел, что все безопасно: казалось, камень намертво зажат отвесными склонами. Он продолжил путь.

В тот момент, когда спортсмен, сделав следующее движение по направлению вниз, оказался ниже уровня, где располагался валун, тот неожиданно скользнул вниз. Совсем немного. Лишь на 30-40 сантиметров. Но этого расстояния оказалось достаточно, чтобы булыжник намертво зажал ладонь Арона, которой он держался за отвесную стену. Боль была настолько сильной, что от болевого шока альпинист на некоторое время потерял сознание. Его спасла страховочная веревка, иначе бы он сорвался вниз, что грозило неминуемой смертью.

Придя в себя, Арон что было мочи закричал. Боль была такой оглушительной и нестерпимой, что голова перестала соображать. Когда он смог свыкнуться с жуткими ощущениями, то в мыслях стал выстраивать перспективы. Они были, мягко говоря, не радужными. Рука зажата в «капкане», рядом ни души, возможности освободиться нет, подвижность нулевая, все популярные туристические тропы находятся слишком далеко, чтобы его крики о помощи кто-нибудь услышал.

Самое главное, что никто из близких его не хватится, ведь живет он один, а родителям о своих планах он не сообщал. На работу выходить лишь через шесть дней. Безысходность, паника, страх. А боль все нарастает…

Что делать?

Первое, что попытался сделать Арон Ральстон, так это достать свободной рукой мобильный телефон из кармана шорт. Стоны и рыдания «пленника каньона», которыми сопровождались эти попытки, помогали преодолеть жуткую боль. Телефон Арон достал, да только связь в узкой горной расселине была недоступна.

Нужно было принимать решение, относительно дальнейших действий. У спортсмена в сознании сформировалось несколько вариантов: ждать, когда в каньон забредут случайные туристы; попробовать раздробить валун в районе того места, где он зажал руку; зацепить булыжник с помощью страховочной веревки и предпринять попытки сдвинуть его с места или смириться и ждать смерти.

5 суток - как целая жизнь

Умирать молодой, полный сил спортсмен не собирался. Поэтому по очереди стал пробовать каждый из вариантов. Сначала он решил зацепить валун петлей веревки. У него это успешно получилось, а вот дальше неудача. Как ни старался Арон сдвинуть огромный булыжник, он не тронулся даже на миллиметр. Потом он стал пробовать крошить камень: сначала использовал для этого складной нож, затем карабин.

Наступление ночи принесло сильное понижение температуры. Она опустилась до14 градусов. Сквозь озноб и боль несчастный альпинист продолжал попытки раздробить камень. Но все безуспешно. Так прошли целые сутки.

Тупик

Надеясь на чудо, Арон иногда звал на помощь в надежде, что кто-нибудь из туристов-дикарей его услышит. Результата не было. Каменный плен, сковавший молодого человека, забирал последние силы. Но он не сдавался.

Несмотря на жесткую экономию воды и пищи, на третьи сутки запасы иссякли.

Солнечные лучи пробивались в узкую расселину только около полудня, всего лишь на полчаса. Кратковременное напоминание о внешнем мире заставляло спортсмена вспоминать не только об оставшихся «на воле» родителях и друзьях, но и задумываться о том, что он сам, возможно, больше никогда не увидит солнца. В полуденный час пятых суток он титаническим усилием смог достать из рюкзака камеру и снял прощальное видео, которое предназначалось родителям. В нем он просил прощения и признавался им в любви, а также выражал последнее желание, чтобы его прах развеяли над горами.

Странный сон

Он продолжал любить горы даже в эти страшные минуты, когда был практически уверен, что в этой узкой расселине и закончатся его жизнь и биография. Аарон Ралстон, уставший от напрасной борьбы, неожиданно отключился и на несколько минут уснул. И увидел странный сон… или видение. Он не понял этого наверняка. Его взору предстал мужчина, к которому навстречу, топая маленькими ножками, бежит мальчик. Лицо мужчины из сна озаряет улыбка, он тянется к ребенку, берет и крепко обнимает малыша! Но только одной рукой… Аарона осеняет: мужчина в видении однорукий!

Переступив через себя…

Решение пришло мгновенно. Да, он будет инвалидом, но останется жив! Да, возможно не хватит сил добраться до пикапа, но может, он встретит диких туристов!

Арон подумал о ноже, но он был слишком тупой. На его заточку о злосчастный булыжник ушло много времени. И только к ночи мужчина убедился в том, что нож стал достаточно острым, чтобы перерезать им кожу, сухожилия, мышцы, кровеносные сосуды. Но для того чтобы перерезать кости, дешевый перочинный ножик не подходит. Делать было нечего: кости придется ломать. Даже представить страшно, насколько велико желание жить у человека, принявшего решение лишить себя руки! Но молодой мужчина знал, он еще многого не сделал в этой жизни. Сломав себе локтевую и лучевую кости, подложив под предплечье карабин, а затем, перерезав мягкие ткани с помощью ножа, Арон Ралстон ампутировал себе руку.

Спасение

Он покачивался на веревке, истекая кровью. Рану промыть было нечем. Арон от всераздирающей дикой боли находился на грани безумия. Только на шестые сутки он смог добраться до дна каньона. Периодически теряя сознание, достигнув цели, окончательно упал в обморок.

Через несколько часов к каньону приблизились два туриста, которые и увидели несчастного Арона. Они вызвали медиков, и спустя два часа спасшийся спортсмен уже лежал на операционном столе госпиталя. Придя в себя, он твердо заявил: «Я в порядке!» И лишь тихо произнесенное следом слово «возможно» показало, через что пришлось пройти этому молодому человеку.

«127 часов»

Фильм про Арона Ральстона под названием «127 часов» снял режиссер Денни Бойл. Несмотря на практически полное отсутствие динамичности, картина получилась живой и трогательной. Роль Арона прекрасно исполнил актер Джеймс Франко.

Какую боль и страдания пережил Арон Ральстон, фильм передать не в силах. А вот напомнить отчаявшимся в жизни людям о том, что выход есть всегда, безусловно, может.

Надо сказать, что и сейчас лишившийся руки Арон успешно движется к своей цели, продолжая покорять вершины более 14 000 футов. Сейчас в его активе их уже 53. Нет сомнений в том, что однажды это число обязательно достигнет 59.

А сон оказался пророческим. Арон женился, и в 2010 году у семейной пары родился сын Лео. Каждый раз, прижимая к себе сына, счастливый отец вспоминает тот сон, который спас ему жизнь.

Комментарии