Что есть жизнь и в чем ее смысл?

Пожалуй, один из самых значимых философских вопросов в истории всего человечества, которым задавался абсолютно каждый из нас - "что есть смысл жизни". На него никто не может дать точный ответ, и этому не учат в школе. Но как порой хочется точно знать, ради чего мы живём и что должны сделать.

Обычно люди начинают задавать его себе с подросткового возраста. Детей вопросы такого плана абсолютно не интересуют. Для них главное - знать, где мама и папа, дом, любимая игрушка. На все подобные вопросы родители могут ответить, и проблем не возникает.

Но по мере взросления всё чаще в голове возникают различные темы, которые зачастую человек обдумывает в одиночку. На вопрос о том, что есть жизнь, каждый ответит по-своему. И каждый человек должен определиться самостоятельно с подобными вопросами, ведь от этого в будущем будет зависеть и собственная позиция, и поставленные цели, и способы их достижения, то есть жизненный путь.

Жизнь - это...

Согласитесь, что достаточно сложно ответить однозначно. Можно сказать по-разному, с различных позиций. Кто-то поймёт этот вопрос буквально и ответит, что это физиологическое существование человека или животного. Физики подразумевают под понятием "жизнь" физическое движение материи от одной формы существования к другой.

Это всё правильные мнения, но зачастую, спрашивая о том, что есть жизнь, собеседник желает познать жизненную позицию опрашиваемого. То есть необходимо дать не научное определение, а философское понимание вопроса. И тут уже раскрывается сущность человеческого мышления.

И на протяжении всей жизни ответ на вопрос “что есть жизнь” может отличаться у одного и того же человека. Это связано с тем, что с каждым годом любой из нас развивается, чему-то учится, становится мудрее.

Можно проследить основные тенденции в понимании смысла жизни человека в разрезе различных возрастных групп. Рассмотрим их без указаний числовых характеристик, ведь каждый взрослеет по-своему:

  1. Детство, юность.

  2. Переходный возраст, становление взрослого человека.

  3. Накопление жизненного опыта.

  4. Физическое старение, обретение мудрости.

Первый период: детство, юность

Как уже было сказано выше, ответ на вопрос о том, что есть жизнь, в таком возрасте дать очень сложно. В этот период всё сводится к тому, что ребенок представляет собой губку, которая впитывает всю информацию вокруг. Она может быть разной и, соответственно, будет иметь различное влияние на его становление в будущем.

Какие-либо философские вопросы о смысле бытия даже не возникают в столь юном возрасте. Главное - чтобы мама и папа были здоровы, оберегали, "миру мир". Чем меньше лет ребёнку, тем он откровенней, эмоции более истинны.

Второй этап

Следующий период - это когда ещё вчера маленький человечек, а уже сегодня всему перечащий подросток начинает задаваться множеством вопросов, переоценивать добро и зло.

С детства из мультиков, сказок, от родителей или учителя все слышали о том, какие дела можно делать, а что запрещено, что такое правда и ложь. Но уже около 14-17 лет все эти вещи невольным образом переосмысливаются каждой формирующейся личностью.

И уже вопрос “что есть жизнь человека” не кажется столь далёким. Да, каждый подросток задумывается об этом постоянно. На данном этапе очень важна правильная поддержка со стороны старших - родителей, близких и друзей.

Познание мира через отрицание

В первую очередь появляются признаки того, что человек думает не только о себе, но и об обществе, в котором он живёт. В основном подростки находят смысл жизни в том, чтобы хорошо выучиться, устроиться на высокооплачиваемую работу, которая будет приносить не только деньги, но и удовольствие, завести семью, заботиться о своих родных и близких.

Человек учится не принимать абсолютно все факты как истину, а старается поставить всё под сомнение, чтобы найти их доказательства.

Что плохого в таком понимании того, в чём суть жизни? Абсолютно ничего. Конечно, существует доля наивности и веры во всемирное добро, но куда в таком возрасте без этого?

У подростков, которые были каким-либо образом ущемлёнными в заботе, опеке или ещё в чём-то, могут начинать проявлять нотки эгоизма. Кто-то начинает считать, что главное в жизни - это добиться успеха любыми способами, главное - не быть самому голодным и т. п. Конечно, такие люди ошибаются, но вину за такие мысли можно добросовестно возложить на родителей, которые не смогли воспитать в ребёнке необходимые качества доброго и отзывчивого человека.

Этап накопления опыта

К нему можно отнести период жизни, когда человек стал взрослым и несёт полную ответственность за все свои действия.

К этому возрасту каждый уже точно для себя может сказать, в чем суть жизни человека. Ответ на этот вопрос лежит в жизненном пути, который пройден человеком. В основном к этому времени люди начинают стремиться завести семью, достичь материального успеха.

Мужчины зачастую считают, что смысл их жизни сводится к поговорке “построить дом, вырастить сына, посадить дерево”. То есть создать свою семью, стать материально обеспеченным и дать продолжение своему роду. Женщины в этом возрасте готовы полностью посвятить свою жизнь домашнему очагу и детям.

Кроме того, в зрелом возрасте люди имеют уже определённый багаж знаний и опыта за своими плечами, делятся им со своими близкими. Но ещё не пропадает желание учиться чему-то новому, стремиться к новым вершинам. Многие начинают добиваться серьёзных сдвигов вперёд по карьерной лестнице.

Четвёртый этап

Завершающий этап, когда человек переосмысливает свою жизнь, поставленные задачи, достигнутые цели - это период завершения рабочей карьеры, выхода на пенсию. У разных людей это происходит в различном возрасте, но ориентироваться можно на возраст старше 50-55 лет.

К этому периоду дети уже вырастают, материальные блага накоплены. Что делать дальше? Учитывая то, что физическим трудом в таком возрасте сложно достичь таких же результатов, как в молодости, люди предпочитают уделять большее внимание умственному труду.

Анализируя свою жизнь, различные ситуации, человек для себя точно может определить, что есть жизнь и что есть смерть. Добившись всего или попробовав сделать всё возможное, человек преклонного возраста в основном задумывается о передаче своей мудрости детям и внукам. Он меньше думает о себе и чаще беспокоится о своих родных.

Смерть уже воспринимается не как что-то страшное и далёкое, а как обычный этап, завершающий жизнь, умиротворение. Кто-то хочет до этого момента успеть всё то, что ещё не сделал, но очень хотел.

Нужно учиться жить правильно

Очень важно учиться у таких людей, перенимать их жизненный опыт. Ведь они с точностью могут сказать, чему есть место в жизни, а чего делать не стоит. И чем меньше возраст их собеседника, тем сложнее ему их понять, но стоит всегда прислушиваться, так как спустя годы каждый на своём личном опыте сможет подтвердить всё сказанное старшими наставниками.

Человечество живёт циклично, и поговорка о том, что всё новое - это хорошо забытое старое, является верной. Пожилые люди обо всём не услышали по радио, а прочувствовали на личном опыте, ко всему дотронулись своей рукой и попробовали на вкус. Именно это обстоятельство делает их знания бесценными. Главный смысл жизни, как в основном считают люди этого возраста, заключается в воспитании нового поколения, обмене информацией, передаче опыта.

Заключительные слова

В чём суть и смысл жизни, каждый человек решает сам для себя. Мнение по этому поводу может меняться многократно на различных этапах жизни. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта.

Зачастую все мнения сосредоточены на создании, оберегании своей семьи, совершении добрых дел, помощи людям. Кто-то хочет помочь всему человечеству, другие желают стать знаменитыми. У каждого своя цель в жизни.

В чём ваш смысл жизни? Не торопитесь с ответом, подумайте, запишите его на листике и положите бумагу в коробку. Через 10 лет найдите этот листик и сравните свои мнения.

Комментарии
«спрашивая о том, что есть жизнь, собеседник желает познать жизненную позицию опрашиваемого.
Добившись всего или попробовав сделать всё возможное, человек преклонного возраста в основном задумывается о передаче своей мудрости детям и внукам.
Очень важно учиться у таких людей, перенимать их жизненный опыт.»
Я не встречал людей желающих согласиться принять чей либо опыт в осознании смыслов... Вы все правильно написали, но это лишь этапы попытки осознания себя. Кто хочет понять смысл Всего, мо