Эсминец типа "Лидер": характеристика
Строительство и содержание военного флота – дело дорогостоящее. Видимо, поэтому российский ВМФ долгое время финансировался в недостаточном объеме. На протяжении двух с лишним десятилетий новые корабли почти не спускались на воду, а советское «наследство» слишком часто отправлялось на металлолом или за гроши продавалось за границу. Но вот настал черед крепить оборону, на это появились деньги, а внешнеполитическая обстановка явственно указывает на необходимость подобной меры. Не так давно в прессе появилась информация о том, что в двадцатых годах (скорее, к их середине) на вооружение будет прият новый эсминец. Лидер или аутсайдер? На этот вопрос можно ответить, лишь проанализировав те достаточно скудные сведения, которые доступны в настоящий момент. Их немного, но они есть. Об амбициозности проекта говорит его название. Знакомьтесь, эсминец типа «Лидер».
Текущее состояние флота
Корабли служат долго, но не бесконечно. Они устаревают морально и изнашиваются физически под натиском океанских волн и усталости металла. Истираются подшипники, выходит из строя электрооборудование, мощные двигатели, как бы бережно за ними не ухаживали, вырабатывают свой моторесурс. Через десятилетие боевых кораблей дальнего радиуса плавания у России останется мало, считаные единицы. Проекты 956 («Современный»), 1155 («Удалой») и 1164 («Москва») отслужат свое. Останутся «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Кузнецов» (авианосец), однако без сопровождающей эскадры их применение представляется проблематичным и даже авантюрным. Задачу боевого патрулирования, конечно, смогут выполнять подводные ракетоносцы, но специфика их службы состоит в скрытности, и пресловутую «демонстрацию флага» им поручать, по известным причинам, нельзя. В такой ситуации строительство перспективного эсминца типа «Лидер» представляется важнейшей задачей.
Что происходит в США?
После распада СССР развитие американских вооруженных сил сопровождалось некоторыми диспропорциями, связанными с эйфорией по поводу ухода со сцены главного вероятного противника. Следствием этого стало отставание (возникшее как-то неожиданно) в области стратегических ударных сил, но флоту в США по прежнему уделялось большое внимание. Бюджет Пентагона огромен, он в разы превышает объем финансирования ВС любой другой страны (России, например), и на долговременные и масштабные проекты денег американское руководство не жалеет. Спуск на воду «эсминца XXI века» типа «Замволт» ознаменовал возрастание глобальных притязаний США. Этот корабль построен с учетом всех современных и перспективных требований, он малозаметен для радаров и имеет очень мощное вооружение. Сможет ли российский эсминец типа «Лидер» противостоять этой мощи? Какими преимуществами он будет обладать как более современный?
Впрочем, и переоценивать достоинства американских эсминцев было бы несколько преждевременно. «Замволт» оказался слишком дорогим даже для гипергигантского военного бюджета США. К тому же есть множество примеров неэффективного расходования средств Пентагоном. Новейший суперэсминец отвечает всем требованиям, предъявляемым к американской технике: он большой, устрашающе угловатый, стоит огромных денег, но какова будет его эффективность в условиях реального морского театра военных действий, говорить очень сложно.
Почему эсминец?
До сих пор при классификации кораблей учитывался их тоннаж. Однако данные американского «Замволта» свидетельствуют о смещении понятий в направлении укрупнения. Водоизмещение эсминца нового поколения типа «Лидер» также соответствует скорее классу ракетного крейсера (примерно 11-12 тыс. тонн). Такое утяжеление обусловлено несколькими факторами, в том числе увеличенным оперативным радиусом (дальние корабли маленькими не бывают), обилием электронного оборудования и антенных систем, а также особенностями энергетической силовой установки. Почему же его назвали эсминцем, а не крейсером? Дело в самой идеологической концепции. Назначение «Лидера» состоит в борьбе с береговыми очагами сопротивления (при высадке десанта) и кораблями противника разного класса, а также с воздушными и подводными целями. Такая универсальность характерна именно для эсминцев.
Силовая установка
Эскизный проект эсминца типа «Лидер» (а именно на этой стадии сейчас он находится) предусматривает возможность оснащения корабля реакторным ядерным или газотурбинным двигателем. Преимущества атомной силовой установки очевидны: она обеспечивает практически неограниченную дальность плавания, высокую автономность и, как ни странно, большую экономичность, выраженную в снижении эксплуатационных и логистических расходов (доставлять мазут в отдаленные точки мирового океана нет нужды). Достоинство обычной газотурбинной установки – относительная ее дешевизна. Какая из концепций одержит верх, пока неясно, но возможно, что новый эсминец типа «Лидер» будет выпущен в двух вариантах, в зависимости от пунктов базирования. Корабли Северного и Тихоокеанского флотов, по всей видимости, потребуют большей автономности, а на Черноморском хватит и газотурбинной силовой установки.
Предполагаемые характеристики
Технические данные современного боевого корабля, как правило, не разглашаются, а так как речь идет только о его проекте, то тем более. Однако некоторые характеристики эсминца типа «Лидер» все же известны. Кроме упомянутого ориентировочного водоизмещения в 12 тыс. тонн, на основании доступной информации можно предположить, что скорость в атомном исполнении составит устойчивые 30 узлов, а с газотурбинной установкой - несколько менее. Нет сомнений в том, что при проектировании и строительстве будут учтены самые современные достижения в области скрытности, а потому следует ожидать угловатости силуэта корабля, что подтверждается опубликованными фотографиями эскизных макетов. Впрочем, на утюг он похож не будет, обводы сохранят изящность, характерную для кораблей Российского Флота.
Электронное оборудование
Современность корабля определяется в первую очередь возможностями его боевой информационно-управляющей системы. Какой она будет у перспективного эсминца типа «Лидер» - неизвестно, и в ближайшие десятилетия этот пробел в знаниях вряд ли будет восполнен. Навигационное оборудование и аппаратура наведения совершенствуются постоянно, а так как корабль в следующем году только закладывается, то прогнозируемый прогресс электронной техники позволяет предполагать, что и она будет совсем другой, чем сейчас. Что касается активных систем подавления средств связи и управления противника, то сегодняшние успехи российских конструкторских бюро позволяют надеяться на самые впечатляющие показатели ее эффективности.
Вооружения
Ракетные и артиллерийские системы также меняются, и очень быстро, но если опираться на современный уровень российской техники, можно предполагать, что эсминец типа «Лидер» будет оснащен высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» и сверхзвуковыми «Ониксами». В настоящий момент в стадии доводки находится ракетная зенитная противоракетная система С-500, и она, скорее всего, найдет свое место в оборонительном комплексе корабля. Артиллерия, вероятно, будет представлена спаренной 152-мм установкой (типа «Коалиция»). Разумеется, не обойдется эсминец и без торпед. Авиакрыло – два вертолета. А что будет еще, пока широкой общественности неизвестно.
Сложности и перспективы
Осложнения в российско-украинских отношениях внесли коррективы и в проект этого корабля. Вместо николаевских турбин, производство которых предполагалось разместить на заводе «Зоря-Машпроект», придется ставить рыбинские двигатели (технологию их изготовления предстоит еще освоить). Стоимость каждого эсминца приблизительно оценивается в два миллиарда долларов в сопоставимых ценах. Пока планируется строительство шести единиц. Вот, собственно, и все, что известно про эсминец типа «Лидер». Не подлежит сомнению одно: он, безусловно, поступит на вооружение Российского Флота.