Рубенсовские женщины. Гимн красоте

Рубенс проявил себя в исторической живописи, в пейзаже, в алтарном образе, в декоративной живописи, в портрете. Именно о картинах, на которых изображены рубенсовские женщины, и пойдет речь.

Особое отношение Рубенса к женщинам

Отец Рубенса сочувствовал протестантизму и бежал из Фландрии, опасаясь кровавой расправы герцога Альбы. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Их отношения раскрылись, и смертная казнь казалась неминуемой. Однако его супруга спасла ему жизнь и добилась разрешения поселиться в маленьком городке Зиген. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Мать, человек редких душевных качеств, воспитала в сыне умение видеть черты возвышенного женского идеала. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Рубенсовские женщины не только веселы и игривы, но чаще полны сдержанности и умиротворенности.

Воспитание и образование

Все будущие успехи Рубенса: в искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Внутреннее желание привело Рубенса в живопись. Свое художественное образование он завершил во время длительного пребывания в Италии. Там он не только учился со всем присущим ему педантизмом, но и много и плодотворно работал.

Генуя

Портрет «Маркизы Вероники Спинолы Дориа», датируемый 1607–1608 годами, несомненно, работа зрелого мастера, которая уже полностью отражает понятие «рубенсовские женщины».

Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Маркиза абсолютно спокойна. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. Республика Генуя – процветающий порт, давала женщинам много конституционных свобод, это был рай для представительниц слабого пола. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Сидящий на спинке кресла экзотический попугай был в то время символом роскоши и одновременно мотивом сладкого плена любви. Зная, как относится генуэзская аристократия к изысканности и роскоши, Рубенс с совершенным мастерством изображает богатый наряд маркизы – роскошное шелковое платье и золотую вышивку на нем, а также блестящее, переливающееся дорогое жемчужное ожерелье. Питер Пауль Рубенс, картины которого стали образцом барочного портрета в Италии и в последующем во всем мире, обрел уверенность, творческий авторитет и славу.

Антверпен

В нем покровителями Рубенса становятся эрцгерцог Альберт и его супруга Изабелла. Рубенсовские женщины полны внутренней свободы. Примером является «Парадный портрет Изабеллы», решенный в изысканных бордово-золотистых тонах.

Эрцгерцогиня изображена во весь рост. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Ее светлая фигура в золотисто-коричневом одеянии, расшитом золотом и серебром, рельефно выделяется на темно-бордовом бархатном фоне, который обрамляют более светлые драпировки. Одну руку она спокойно положила на столик, покрытый узорчатой красной скатертью, а другая рука держит серебристый атласный платок. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Такой видят ее зрители и Питер Пауль Рубенс, картины которого сочетают театральность и реализм.

В беседке из жимолости

Женившись, Рубенс пишет свой портрет с молодой и любимой женой.

В этой картине он не только показывает сдержанную нежность и уважение, но и явное процветание и состоятельность. Это передано через одежду молодой пары. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы. Она одета в длинную широкую бордовую атласную юбку, из-под которой выглядывает нижняя синяя. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Они сидят в беседке из жимолости, которая должна ассоциироваться с Золотым веком и земным раем.

Королева

Парадный портрет Марии Медичи представляет во всей красе формы рубенсовских женщин.

Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Но второй подбородок, красивая полная шея, подчеркнутая жемчужным ожерельем и жемчужными грушевидными серьгами, выявляют благородное выражение ее лица. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Иссиня-черное платье и черный головной убор показывают белизну кожи и нежный румянец, который сохранила эта царственная особа. Вся ее фигура помещена на простой золотисто-охристый фон, который не мешает рассмотреть ни одну деталь – ни прекрасные воздушные белые манжеты, ни белоснежные руки с красивыми длинными пальцами. Картина не перегружена деталями, как это часто случается с другими произведениями, где изображены рубенсовские женщины. Картины мастера всегда полны разнообразия и выразительности, но для этого используются различные приемы.

Искусство Рубенса навсегда прославило фламандцев, их жизнерадостность, трудолюбие, желание пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку природой.

Комментарии