Джон Констебл: жизнь и картины мастера английского пейзажа
Судьба этого художника удивительна. При жизни он не добился достойного признания на родине, а сегодня Джон Констебл – один из самых любимых и знаменитых британских пейзажистов.
Сын мукомола
11 июня 1776 года на юго-востоке Англии, в Ист-Бергхолте, в семье, владевшей несколькими мукомольнями, родился будущий певец английских ландшафтов Джон Констебл. Биография его полна противостояния жизненным обстоятельствам. С детства его любимым занятием были прогулки по окрестностям с альбомом, где он пытался изобразить окружающую природу, но отец предполагал, что Джон станет продолжателем семейного дела. Он не сразу смирился с его решением поступить в Королевскую Академию изящных искусств и посвятить себя ненадежному ремеслу художника.
Возрождение жанра
Голландский пейзаж XVII века – момент краткой славы этого типа живописных полотен. Портреты и картины на исторические и мифологические темы были главными жанрами для художников и публики того времени. Джон Констебл, произведения которого изображали знакомые ему сельские ландшафты английской глубинки, вместе с Тернером и другими мастерами стоял у истоков возрождения интереса к пейзажу.
Он пробовал писать портреты и религиозные сюжеты, чтобы улучшить материальное положение, но не достиг в этом успеха. Именно его пейзажи, полные особенной эмоциональной составляющей, стали главным содержанием его творчества, которое долго игнорировалось на родине.
Инновация стиля
Творческий метод мастера опережал время. Он впервые много времени уделял работе на пленэре, наблюдению за натурой и поиску нужных цветовых сочетаний. Его эскизы, которые предваряли написание картин в ателье, многими признаются первым опытом живописи масляными красками на открытом воздухе.
Непривычной была и техника живописи. Нанося рельефные красочные мазки под разными углами, он добивался невиданных доселе эффектов. Энергия, которую рождала подобная манера, будет использована мастерами следующих поколений, первыми из которых станут импрессионисты. А тогда Джон Констебл, картины которого критики называли незаконченными, обвинялся в небрежности и непрофессионализме.
Парижская слава
И всё-таки его работы находили нужный отклик у современников. В 1824 году на Парижском салоне были выставлены 4 картины Констебла, среди которых была «Телега для сена». Небольшая жанровая сцена из сельской жизни была лишь частью пейзажа, впечатляющего реализмом и драматическими эмоциями.
Личная драма
Но главным для мастера оставалось признание на родине. Материальное положение его улучшилось после получения наследства, но никогда не было совершенно устойчивым. Он считался невыгодной партией для Марии Бикнелл, которую он знал и любил с детства. Против брака с ней, который был заключен в 1816 году, протестовали все её родственники.
Светлый период в семейной жизни Констебла омрачался слабым здоровьем любимой жены. От смерти Марии (1828) он так и не смог оправиться и до конца жизни носил траур. Мрачный характер приобрели и многие его полотна, созданные в последний период жизни. Джон Констебл скончался в 1837 году и был похоронен рядом с Марией.
Наследие мастера
Во многом Констебл был новатором. Он был против убеждения современников, что в пейзаже главное – воображение. Его точность в изображении натуры, когда легко можно определить вид дерева или растения, использование метеорологических наблюдений для реалистического отображения погодных состояний делает его человеком эпохи Просвещения, наступавшей вместе с промышленной революцией.
Реформаторские способы отражения окружающего мира к концу XIX века привели к появлению новой живописи импрессионистов. Многие из них называли среди своих прямых предшественников и Джона Констебла.