Советская балерина Мессерер Суламифь
Яркая жизнь Суламифи Мессерер поражает своей насыщенностью и экспрессией. Балерина состоялась в профессии, смогла реализовать свой талант в педагогической сфере, оказала влияние на мировой балет и при этом жила с невероятной страстью и вдохновением. Если бывают примеры полной жизни, то ярким образцом является Мессерер Суламифь, биография которой полна взлетов, драматизма и больших достижений.
Необычная семья артистичного дантиста
27 августа 1908 года в многодетной семье московского зубного врача родилась девочка, которую по семейной традиции назвали древним библейским именем Суламифь. Семья Мессереров было очень своеобразной, несмотря на вполне прозаическую профессию, ее глава очень любил искусство, был заядлым театралом и передал это чувство всем своим детям. Он отличался большой эрудицией, свободно владел семью иностранными языками, дружил со многими представителями творческой и научной интеллигенции Москвы, например, с профессором Жирмунским и знаменитым певцом Сиротой. Сам Михаил Борисович тоже был не лишен актерского дарования, но оно реализовалось лишь в домашних представлениях.
Дети Мессерера выбрали себе творческие профессии. Сын Азарий стал театральным режиссером, позже он возглавлял Театр им. Ермоловой. Дочь Рахиль стала киноактрисой, Елизавета – театральной актрисой в студии Завадского, сын Эммануил – музыкантом. Но главной семейной страстью и достижением стал балет. Мессерер-старший очень любил театр, однако главным поклонником танцевального искусства стал брат Суламифи Асаф, который смог передать свою страсть к танцу сестре и тем самым определил ее судьбу. Асаф учился в хореографическом училище и позже стал солистом Большого театра. В такой атмосфере Суламифь просто не могла миновать сцены, тем более что ее природные данные были великолепны.
Детство будущей звезды
Ранние годы Суламифь Мессерер были очень счастливыми. Большая семья, в ней было 10 детей, достаток, творческая атмосфера – все это плодотворно влияло на девочку. При этом она с детства отличалась ярким темпераментом и своенравием, и эти черты остались с ней навсегда.
Семейные связи всю жизнь для Суламифи будут очень важными, она всегда с удовольствием вспоминала свое детство, которое являлось для нее своеобразным воспоминанием о рае. Отец и мать воплощали для нее образцы лучших человеческих качеств. Отца она воспринимала как патриарха, а мать стала примером мужества и самоотверженности.
Становление балерины
Семейный артистизм Мессереров передался и Суламифи. Поэтому она в 12 лет была отправлена в хореографическое училище, ее приняли сразу в третий класс благодаря выдающимся природным данным. Уже в годы учебы она продемонстрировала свои «фирменные» качества: высочайшее трудолюбие и выносливость, даже ребенком она могла репетировать часами. Учителя отмечали ее сильный прыжок и ураганный темперамент. Ей довелось учиться у выдающихся мастеров балета: В. Тихомирова, Е. П. Гердт, В. Мосолова. Уже в училище было понятно, что Суламифь Мессерер – незаурядная танцовщица. Это подтвердило приглашение в труппу Большого театра сразу по окончании училища, в 1926 году.
Блестящая карьера танцовщицы
Придя в Большой театр, Суламифь Мессерер быстро стала солисткой. Для нее Игорь Моисеев ставит спектакль «Три толстяка» по сказке Ю. Олеши, в котором она смогла продемонстрировать свои лучшие танцевальные качества: прыжок, вращения, темперамент, характерность. Позже было множество премьер и удач, так, она блистала в спектаклях «Красный мак», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность», «Светлый ручей», «Алые паруса». Во всех партиях она демонстрирует свой характер и танцует самые разноплановые роли. Ее карьера развивалась по возрастающей, ей удавалось выезжать на зарубежные гастроли, ей первой из советских балерин удается получить контракт на зарубежное турне, она танцевала для И. Сталина, была удостоена Сталинской премии. Мессерер оставляет карьеру танцовщицы в 1950 году, но не расстается с балетом.
Педагогическая карьера
Еще будучи солисткой, Суламифь Михайловна начала преподавать в балетном классе. А по завершении карьеры танцовщицы ей предложили остаться в Большом в качестве балетмейстера-репетитора и педагога. Также она работала в балетной школе. Ее педагогическая методика была уникальной, она никогда не отчисляла учениц и могла раскрепостить самую стеснительную девочку. За почти тридцать лет педагогической карьеры Мессерер выучила немало замечательных танцовщиц, активно участвовала в создании спектаклей Большого театра. Она, как всегда в жизни, отдавалась делу со страстью и самоотверженностью.
Жизнь как прыжок
В конце 70-х годов в Большом складывается трудная, почти невыносимая для Мессерер обстановка, ее пытаются привести к общим требованиям, заставляют выполнять какие-то формальные требования. Суламифь Михайловна, никогда не терпевшая ограничения своей самостоятельности, в этот момент с удовольствием принимает приглашение поработать в Японии. В 1980 году СССР вступает в войну в Афганистане, начинаются трудные времена, и Мессерер вместе с сыном принимает решение не возвращаться на родину. Несколько лет они работают в Японии, по сути, они формируют национальную балетную школу, которая сегодня продолжает набирать славу, базируясь на основаниях, заложенных Мессерерами. Отработав контракт в Японии, мать и сын уезжают в США, так складывается их творческий и преподавательский тандем, который дал им контракты с лучшими школами балета в мире. Но свое место они нашли в труппе Лондонского королевского балета, где Суламифь Михайловна проработала много лет.
Влияние на мировой балет
Мессерер Суламифь Михайловна, фото которой есть в любой балетной энциклопедии, оставила заметный след в мировой хореографии. Она не только была выдающейся танцовщицей, но и вырастила целую плеяду учениц, которые заняли заметные места во многих театрах мира. В ее классе в Лондоне занимались величайшие танцовщики: Рудольф Нуреев, Сильви Гиллем, Наталья Макарова, Дарси Бассел, Антуанетт Сибли. Кроме того, она вырастила сына Михаила, который стал высококлассным педагогом (он долгие годы отработал в Ковент Гарден) и знаменитым балетмейстером, с 2009 года возглавившим Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Он славится восстановленными постановками, в частности вернул в репертуар Большого театра спектакль Асафа Мессерера «Класс-концерт».
И конечно, имя Мессерер Суламифь навсегда вписано в историю мирового балета благодаря тому, что она вырастила величайшую танцовщицу современности – Майю Плисецкую.
Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая
Семейные связи всегда были очень важны для Мессереров, братья и сестры поддерживали тесную связь. Но к сожалению, не у всех жизнь сложилась так блистательно, как у Асафа и Суламифи. Так, их сестру Рахиль постигла трагическая судьба: сначала расстреляли ее мужа Михаила Плисецкого, а затем и ее саму отправили в лагерь. Детей Рахили взяли к себе Асаф и Суламифь. Так в семье балерины появилась худенькая девочка, которую она вырастила, как родную дочь, дав ей лучшее, что только может дать мать – профессию. Суламифь Михайловна разглядела в девочке большие природные задатки, отдала ее в балетную школу и сама долгие годы была ее репетитором. Именно она поставила для 14-летней племянницы знаменитый танец «Умирающий лебедь», ставший визитной карточкой Плисецкой. Суламифь Михайловна всегда с любовью говорила о своей воспитаннице и радовалась, что та достойно продолжила их семейную династию. Плисецкая и Мессерер редко виделись, так как жили в разных странах, но связь их никогда не прерывалась.
Характер как судьба
Если есть жесткая и жестокая профессия в мире, то это балет. Мессерер смогла реализоваться в этом непростом мире благодаря своему уму и характеру. Всю жизнь она демонстрировала независимость и страстность. Она любому делу отдавалась со всей душой. Мессерер превосходно говорила на 5 языках, лихо водила автомобиль вплоть до своего 70-летия, всю жизнь занималась плаванием. В юности у нее даже стоял серьезный выбор между спортивной и балетной карьерой. Увидев однажды на пляже профессионального пловца, она была так очарована его отточенными движениями, что решила во что бы то ни стало научиться двигаться так же. Она приходит в бассейн и за год добивается звания чемпионки СССР по плаванию на 100-метровой дистанции. Но все же выбор она сделала в пользу балета, хотя регулярно ходила в бассейн всю жизнь.
Даже в мужья она выбирает себе мужчину необычной профессии – он был мото- и автогонщиком, основоположником советской школы фигурно-акробатической езды по вертикальной стене. Григорий Эммануилович Левитин стал отцом единственного сына Суламифь – Михаила.
Ее характер проявлялся не только на сцене, она со страстью боролась за роли, отстаивала свою правоту, современники сравнивают ее с вулканом, который готов извергнуться в любую минуту.
На своем 90-летнем юбилее Мессерер еще выдала несколько па из канкана на сцене, доказав, что все еще вполне в форме. А свое 95-летие Суламифь Михайловна отмечает в Лондоне, где королева наградила ее званием Дамы Британской империи. Она отказывается от поездки в Японию, с сожалением отмечая, что самолеты стало трудно переносить.
Оборвались дни Мессерер Суламифь в 2004 году, внезапно. Несмотря на почтенный возраст, она до конца дней была полна сил, энергии и планов.