Дмитрий Кантемир, молдавский и российский государственный деятель и учёный. Биография, семья, дети
Этот удивительный человек, соратник Петра I и выдающийся государственный деятель, внёс ощутимый вклад в мировую культуру как писатель, историк, философ и востоковед. Член Берлинской академии с 1714 года, он в своих трудах обозначил переход от схоластического средневекового мышления к современным рациональным формам. Его имя - Дмитрий Кантемир.
Детство и начальное образование
Родился будущий политический деятель 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Впоследствии оно отошло к Румынии, а сегодня носит название Васлуй. В конце XVII века в нём размещалась резиденция Константина Кантемира - молдавского господаря и отца новорождённого Дмитрия. О его матери Анне Бантыш известно, что она была представительницей одного из древнейших боярских родов.
С раннего детства на формирование личности Дмитрия Константиновича большое влияние оказал его учитель – образованнейший человек, монах И. Какавела. В своё время он был известен многочисленными публикациями, полемизирующими с проповедниками католицизма, а также как автор учебника логики, по которому эту науку постигали многие поколения будущих философов и богословов.
Годы, проведённые в турецкой столице
В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий оказался в Стамбуле. Туда он прибыл не по собственной воле, а в качестве заложника государства, подвластного Турции, которым являлось в те годы Молдавское княжество. Находясь в столь незавидном положении, он, тем не менее, не теряет даром время и продолжает улучшать своё образование. В этом ему оказывают неоценимую помощь многие учёные патриаршей Греко-латинской академии, находившейся в то время, как и он, в столице Сиятельной Порты.
За три года, проведённых на берегах Босфора, жадный до знаний юноша выучил греческий, турецкий, арабский и латинский языки, а также прослушал курс лекций по истории, философии и богословию. Его мировоззрение складывалось в те годы под влиянием философских трудов Антония и Спандони, а также в результате знакомства с натурфилософскими идеями Мелетия Артского.
Военный поход и политические интриги
Когда в 1691 году Дмитрий Кантемир вернулся на родину, он оказался в гуще войны, которую Молдавское княжество вело с Польшей. Как сын господаря, Дмитрий был в числе командиров, возглавлявших многотысячное войско. В 1692 году он отличился при осаде крепости Сорока, захваченной поляками. Это был его первый опыт ведения боевых действий и принятия решений, от которых зависела жизнь большого количества людей.
Следующий, 1693 год, принёс ему многочисленные проблемы, связанные с внутриполитической борьбой в стране. Дело в том, что скончался отец Кантемира, являвшийся до последних дней жизни правителем Молдавии, и после его смерти бояре выбрали Дмитрия преемником. Но одной боярской воли было недостаточно.
Так как княжество находилось под турецким протекторатом, результат выборов должен был утверждаться в Стамбуле. Этим воспользовался политический противник Кантемира – правитель Валахии Константин Брынковяну. Он сумел оказать влияние на султана, и в результате кандидатура Дмитрия была отвергнута.
На дипломатической работе
После неудачи, стоившей ему высшей государственной должности, Кантемир вновь возвращается в Стамбул, но на этот раз не в качестве заложника, а с дипломатической миссией. Он получил назначение на должность официального представителя молдавского господаря при дворе султана. На этот раз его пребывание на берегах Босфора оказалось более продолжительным. С незначительными перерывами он прожил в турецкой столице до 1710 года.
Этот период в жизни Дмитрия Кантемира был наполнен событиями. Пришлось ему повоевать, но на этот раз в рядах турецкой армии. И хотя сражение с австрийцами на реке Тисе, в котором он принял участие, закончилось сокрушительным поражением войск султана, тем не менее, оно дало ему богатый военный опыт. Находясь на дипломатической работе, Кантемир завёл обширный круг знакомств.
Среди его новых друзей оказались и представители науки, наиболее известным из которых был знаменитый турецкий ученый Саади Эффенди, и послы многих европейских государств. Он сблизился с российским посланником графом Петром Андреевичем Толстым, знакомство с которым имело далеко идущие последствия.
Тайный договор с российским царём
В 1710 году, когда разразилась война России с Турцией, Кантемир, получив от турецкого правительства молдавское княжество, обязан был участвовать в военных действиях. Однако, втайне ненавидя поработителей своей родины и возлагая надежды на русские штыки, он заранее вступил в контакт с правительством России, используя для этого своего нового знакомого - графа Толстого.
Турецкие власти, возлагая на Кантемира большие надежды, не сомневаясь в его лояльности, поручают ему подготовку молдавской армии к войне с Россией. В обязанности Дмитрия входит строительство мостов и переправ через Дунай, а также обеспечение зимними квартирами шведов, уцелевших после гибельного для них Полтавского сражения, полных готовности взять реванш за былое поражение. В довершение миссии он был обязан вести тайную слежку за своим бывшим политическим противником Брынковяну, которого султан подозревал в измене.
Находясь в 1711 году в Слуцке, одном из крупнейших городов Западной Украины, князь Дмитрий Кантемир при содействии графа П. А. Толстого направил в Санкт-Петербург своего посланника Штефана Луку, которому было поручено провести тайные переговоры с Петром I и заключить с ним негласный союз о совместных действиях против турок.
Договор, которому не суждено было осуществиться
С этого времени начинается тесное сотрудничество Кантемира с российским монархом. В том же, 1711 году, он принимает активное участие в составлении договора, предусматривавшего добровольное вхождение Молдавии под юрисдикцию России на правах автономии. Одним из семнадцати пунктов этого документа монархом объявлялся лично он, Дмитрий Кантемир, с правом передачи власти своим прямым наследникам. При этом неприкосновенными оставались все привилегии бояр.
Важнейшим пунктом этого договора было возвращение Молдавии всех территорий, захваченных Портой, и отмена турецкой дани. Реализация соглашения означала конец османского ига. Это встретило восторженную поддержку во всех слоях молдавского общества и обеспечило Кантемиру всенародную поддержку.
Прутский договор
Однако столь радужным планам не суждено было осуществиться. Для освобождения молдавских земель в 1711 году тридцативосьмитысячная русская армия выступила в поход под предводительством графа Шереметьева. В продолжение всех боевых действий Пётр I лично присутствовал в ставке главнокомандующего.
Этот поход, вошедший в историю как Прутский по названию реки, где произошло генеральное сражение со стадвадцатитысячной армией противника, был неудачным для россиян. Чтобы избежать разгрома от превосходящих сил турецкой армии, Пётр I подписал мирный договор, в соответствии с которым Россия теряла завоёванный ранее Азов и значительную часть побережья Азовского моря. Таким образом, Молдавия по-прежнему оставалась под властью Турции.
Переезд в Москву и царские милости
Разумеется, после всего происшедшего о возвращении на родину для всех молдаван, служивших под русскими знамёнами, не могло быть и речи. Тысяча бояр прибыли в Москву, где им была оказана весьма радушная встреча. Вместе с ними приехал и Кантемир. Дмитрий Константинович был удостоен за верность России графского титула с правом именоваться «светлостью».
Кроме этого, ему была назначена солидная пенсия, дарованы обширные земельные угодья в нынешней Орловской губернии. Расположенные на их территории населённые пункты Димитровка и Кантемировка сохранились до наших дней. Первый из них приобрёл статус города с населением пять с половиной тысяч человек, а второй стал посёлком городского типа. В довершение всего Кантемир как повелитель всех прибывших с ним молдаван-иммигрантов получал право распоряжаться их жизнями по своему усмотрению.
Европейское признание научных трудов
В 1713 году скончалась жена Дмитрия Кантемира Кассандра Контакузин. После её смерти он продолжал жить в Москве, поддерживая общение с наиболее передовыми людьми того времени. Среди них наиболее известными были основатель латино-греческой академии Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, князья А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой, выдающийся государственный деятель Б. П. Шереметьев. В качестве личного секретаря и воспитателя детей он пригласил известного литератора и драматурга И. И. Ильинского.
К тому времени приобрели европейскую известность многие научные труды, которые создал за годы своих странствий Дмитрий Кантемир. Описание Молдавии и Турции, работы по языкознанию и философии принесли ему всеобщую славу. Берлинская Академия наук в 1714 году приняла его в свои ряды в качестве почётного члена. Разумеется, и российские ученые отдали долг заслугам своего коллеги.
Второй брак, переезд на берега Невы
В 1719 году в его жизни происходит знаменательное событие – он вступает в новый брак. На этот раз его избранницей становится княгиня А. И. Трубецкая. Во время свадебного обряда венец над головой жениха держал лично государь Пётр I. Трудно представить себе большую честь для подданного российского монарха. По окончании торжеств Дмитрий Кантемир со своей семьёй переезжает в Санкт-Петербург, где занимает видный государственный пост советника Петра I по делам Востока. Здесь он входит в число лиц, наиболее приближенных к царю.
Когда в 1722 году государь предпринял свой знаменитый Персидский поход, Дмитрий Константинович был рядом с ним в качестве заведующего государственной канцелярией. По его инициативе появилась типография, где печатались материалы на арабском языке. Это дало возможность составить и распространить воззвание императора к народам, населявшим Персию и Кавказ.
Научные труды и эволюция философских взглядов
Даже в условиях военного времени Кантемир, как и многие российские ученые, попавшие в сходные обстоятельства, не прекращал научной работы. В эти годы из-под его пера вышел целый ряд исторических, географических и философских трудов. Как неутомимый археолог, он проводил изучение древних памятников Дагестана и Дербента. Его воззрения на основные вопросы мироздания претерпели к тому времени значительную эволюцию. В прошлом приверженец теологического идеализма, с годами он сделался рационалистом, а во многих случаях даже стихийным материалистом.
Так, например, в своих сочинениях он утверждал, что весь мир, видимый и невидимый, ведёт своё развитие на основании объективных законов, предопределённых Творцом. Однако сила научной мысли способна изучить их и направить мировой прогресс в нужное для людей русло. Среди исторических трудов Кантемира ведущее место занимают работы по истории Порты и его родной Молдавии.
Конец яркой жизни
Дмитрий Кантемир, биография которого неразрывно связана с эпохой петровских преобразований и реформ, ушёл из жизни 1 сентября 1723 года. Последний период своей жизни он провёл в пожалованном ему государем поместье Димитровка. Прах верного сподвижника Петра I был похоронен в Москве в стенах Новогреческого монастыря, а в тридцатые годы XX века перевезён в Румынию, в город Яссы.
Дочь молдавского господаря
В одну из последующих эпох, в период царствования императрицы Елизаветы, широкую известность получила дочь Кантемира от второго брака Катерина Голицына, родившаяся в 1720 году. Эту фамилию она получила, когда в 1751 году вышла замуж за офицера Измайловского полка Дмитрия Михайловича Голицына. После свадьбы она была произведена благоволившей к ней императрицей в действительные статс-дамы.
Обладая значительным состоянием и много путешествуя, Катерина Голицына провела несколько лет в Париже, где пользовалась необыкновенным успехом в высшем обществе и при дворе. Её салон входил в число самых модных во французской столице. Когда же супруг был назначен послом России в Париже, то она стала настоящей звездой.
Её жизнь оборвалась в 1761 году из-за болезни. Дмитрий Михайлович тяжело переживал смерть любимой жены. Пережив её почти на тридцать лет, он на склоне своих дней завещал построить в память супруги больницу для бедных. Это желание было исполнено, и Голицынская больница, вошедшая в начале XX века в состав Первой Градской больницы, стала своеобразным памятником любимой женщине.
Дворец на набережной Невы
О самом Дмитрии Кантемире напоминает потомкам величественное здание, украшающее Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Это бывший дворец Дмитрия Кантемира. Возведённое в двадцатые годы XVIII века, оно является первым зданием, построенным в Северной столице выдающимся итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Его фото вы можете видеть выше. Однако самому молдавскому господарю не довелось пожить в нём. Он скончался, когда во дворце ещё велись отделочные работы, но его имя навсегда связано с этим шедевром архитектуры.