Юрий Бутусов, театральный режиссер: творческий путь и биография
Театральные режиссеры не часто становятся медийными лицами, так и Юрий Бутусов не стремится попасть в светскую хронику. Он много работает, и результаты его творчества привлекают внимание зрителей и критиков. Биография режиссера насыщена профессиональными событиями.
Поиски себя
Юрий Бутусов появился на свет в Гатчине 24 октября 1961 года, в семье, никак не связанной с театром. Он считает себя питерским человеком, потому что именно в этом городе происходит его становление и формирование как художника. Юрий Бутусов – режиссер, который не сразу нашел себя. Он не мечтал с детства о театре, хотя занимался в юности в студии, и у него в школе были другие планы на жизнь.
По окончании школы он поступает в Ленинградский кораблестроительный институт. После выпуска недолго работает по специальности, удовлетворения работа не приносит, Юрий пробует себя в разных профессиях, даже всерьез увлекается конным спортом. Поиски приводят его в очень известный в Ленинграде театр «Перекресток» Вениамина Фильштинского, и он даже пытается поступить на актерский факультет, но это ему не удается. Целый год Бутусов работает сторожем, занимается в «Перекрестке» и в 1991 году поступает на режиссерский факультет ЛГИТМиКа, в мастерскую Ирины Малочевской, которая долгие годы работала с Г. Товстоноговым.
Путь режиссера
Театральный институт не только дал Бутусову любимую профессию, но и свел его с актерами, которые станут звездами его спектаклей, в это же время в ЛГИТМиКе учились Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Андрей Зибров и Константин Хабенский. Они начали сотрудничать еще в студенческие годы, когда Юрий Бутусов ставит учебный спектакль «Женитьба» и делает дипломную работу по пьесе Беккета «В ожидании Годо». Позже эта команда станет причиной многолетних аншлагов в театре им. Ленсовета, а последняя работа принесет режиссеру известность и признание. За своего «Годо» он получит «Золотую маску» и главный приз на фестивале «Рождественский парад».
Бывают в театральном мире счастливчики, и таким является Юрий Бутусов, биография которого демонстрирует почти вертикальный взлет. Уже с первых шагов режиссер связал свою судьбу с театром абсурда, он любит Ионеско, ставит Бюхнера, Пинтера, Камю. Но, взрослея, он приходит к пониманию и желанию ставить классику, под его руководством появляется новое прочтение Шекспира, Чехова, Булгакова.
После вуза Бутусов вместе со своей группой актеров приходит в театр им. Ленсовета и делает его одним из самых заметных в России. Зрители и критика влюбляются в Юрия, а он продолжает свои поиски и ищет новые площадки для реализации.
Отработав в Санкт-Петербурге несколько лет, Юрий Бутусов отправляется покорять Москву. Его приглашают в «Сатирикон», где режиссер ставит «Макбета» по Э. Ионеско, формируя новую команду актеров, которая затем многие годы продолжает с ним сотрудничать. Бутусову характерно восприятие театра как дома, он стремится создать уютную родственную атмосферу в труппе. За свой пока недолгий путь он смог создать два таких дома: в театре Ленсовета и в «Сатириконе».
Москва благосклонно встречает режиссера, его приглашают для постановок лучшие театры: «Табакерка», МХТ им. А. П. Чехова, Вахтангова, Александринский. С 2002 года он начинает ставить и за рубежом: в Южной Корее, Норвегии, Болгарии.
Бутусов очень много работает, выпуская по несколько спектаклей в год, и все его работы отмечены высоким качеством, интересной идеей, выдающимися актерами и многими режиссерскими находками.
Лучшие спектакли
Редко когда известность приходит к режиссеру после первых постановок, таким счастливчиком стал Юрий Бутусов. Фото театрального деятеля перепечатывали все СМИ после выхода его «Войцека» в 1997 году. За 20 лет работы он поставил более 30 спектаклей, многие из которых стали открытием для театралов. Заметными его работами стали «Добрый человек из Сезуана» (театр им. Пушкина), «Три сестры» (театр им. Ленсовета), «Отелло» («Сатирикон»), «Чайка» («Сатирикон»), «Король Лир» («Сатирикон»).
Творческий метод Юрия Бутусова
Режиссер демонстрирует тяготение к лаконичности и минимализму. Он придает огромное значение пространству, в его постановках на сцене не бывает случайных предметов и декораций для украшения. Он обыгрывает каждую вещь, попадающую на сцену: стол в «Гамлете», пианино в «Короле Лире», дерево в «Годо» - это почти действующие лица пьесы.
Бутусов всегда работает со зрителем и для него, он рассказывает сложные истории простым и понятным языком, вовлекает зрителя в глубокие сопереживания и погружает в атмосферу пьесы.
Его метод критики называют «нелинейным» театром, он основан на этюдности, ассоциациях, нарушении привычной логики. С годами логика повествования у Бутусова становится все сложнее, зрителю предлагается большая совместная интеллектуальная работа по прочтению классических текстов.
Награды и достижения
Бутусов из тех режиссеров, которых любит критика, он неоднократно получал хвалебные и восторженные рецензии и награды. В его портфолио есть «Золотая маска», «Золотой софит» – театральная премия Санкт-Петербурга, премия «Чайка», премия им. К. С. Станиславского.
Частная жизнь
Если есть закрытые персоны в театральном мире, то это – Юрий Бутусов. Жена режиссера – это тема самых частых вопросов поклонников его творчества. Но никакой информации на эту тему в СМИ нет. Есть две версии: либо Бутусов – великий конспиратор, либо у него просто нет жены. Второе более вероятно, учитывая сумасшедшую работоспособность и загруженность режиссера. Похоже, ему пока просто некогда думать о семье. Он старается реализовать свои многочисленные творческие планы.