Что предполагает закон спроса? Ответы
Спрос представляет собой количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести в конкретный период. Его называют еще платежеспособной потребностью. Спрос и объем покупок следует различать между собой. Первый определяется только по поведению покупателей, а второй - по активности и потребителей, и продавцов.
Закон спроса предполагает что?
Ответы на этот вопрос заключаются в сути самой концепции. Она состоит в наличии обратной зависимости между стоимостью продукции и потребностью в ней. При этом все прочие условия принимаются как равные. Другими словами, закон спроса предполагает, что если цена товара растет, то потребность в нем снижается.
Чем обусловлена зависимость?
Причин возникновения такой связи несколько. Закон спроса предполагает, что чем ниже стоимость продукта, тем больше будет склонность потребителей приобрести его еще, если ранее они его уже покупали. То есть они знают качества этой продукции. Соответственно, более низкая его стоимость подогревает их желание обладать известным изделием. Кроме этого, цена дает возможность совершить покупку людям, которые ранее не могли себе ее позволить. Низкая стоимость побуждает покупателей уменьшать потребление дорогостоящих продуктов-заменителей. Первые две причины, приведенные выше, именуются "эффектом прибыли". Закон спроса предполагает, что, когда цена товара падает, увеличивается платежеспособность населения. Третья указанная выше причина именуется "эффектом замещения". На практике все эти факторы действуют обычно одновременно.
Особенности торговых отношений
Процесс обмена товарами на конкурентном рынке происходит по определенным принципам. Они выявляются в специфике экономического реагирования субъектов на соотношения объема продукции и ее стоимости. Закон спроса выступает в качестве одного из ключевых правил, регулирующим процесс товарообмена и формирования цены. Выше было сказано об обратной зависимости стоимости продукта и его количества. Закон спроса предполагает, что превышение предложения над спросом выступает как сигнал для производителя о перенасыщении рынка. В этом случае продажа продукции возможна только при снижении ее стоимости. Даже незначительный дефицит привычного для потребителя товара приведет к повышению цены.
Насыщение потребностей
Закон спроса предполагает, что превышение предложения над спросом наступает при достижении определенного предела приращения покупок. Один и тот же продукт люди, как правило, приобретают из-за снижения его стоимости. Но полезный эффект от этого имеет определенный предел. При его наступлении даже при продолжающейся понижательной тенденции стоимости количество приобретенного продукта будет уменьшаться. Таким образом, закон спроса предполагает, что превышение объема выпуска вызывает убывающую полезность каждого дополнительного приобретения одноименного изделия. Для потребителя все более очевидным становится уменьшение полезного эффекта от дополнительных расходов на них. В результате закон спроса предполагает, что превышение предложения не увеличит приобретение даже при уменьшении стоимости продукта.
Исключения
То, что предполагает закон спроса в обычных условиях, не будет проявляться в трех случаях:
- При обороте некоторых видов дорогостоящих и редких изделий, которые выступают как средство размещения средств. К ним, например, относят антиквариат, драгоценные камни, золото и пр.
- При антимонопольном спросе, спровоцированном ожидаемым ростом цен.
- При переключении потребителя на более качественный и дорогостоящий продукт.
Специфика явления
Итак, закон спроса предполагает, что потребность населения проявляется на рынке и подкрепляется деньгами. При этом у приобретателя может возникнуть желание получить определенный товар в конкретное время и в выбранном им месте. Спрос считается достаточно сложным явлением. Оно формируется из различных элементов. На них базируется закон спроса. Предполагает ли потребитель, почему он приобретает тот или иной продукт? Как правило, человек имеет четкие намерения относительно необходимых ему изделий. Однако, в сущности, закон спроса предполагает сочетание элементов, имеющих региональные, демографические, социальные, экономические особенности. Эти элементы позволяют дифференцировать платежеспособную потребность по различным критериям.
Важность классификации
Распределение всего того, что предполагает закон спроса относительно платежеспособности, позволяет продавцу оказывать целенаправленное воздействие на потребителя. При этом могут использоваться рекламные модели или методы непосредственного воздействия. Согласно наблюдениям, около четверти потребителей поддается психологическому влиянию. Эти люди активно реагируют на демонстрацию продуктов в магазине. Это, в свою очередь, указывает на необходимость оптимально размещать изделия на витрине, обеспечить доступность для осмотра и опробования. Немаловажное значение будет иметь красочность и оригинальность экспозиции, ее информативность.
Место приобретения
Оно является одним из признаков дифференциации и представляет интерес для компаний, которые осуществляют региональный маркетинг. В известной части мобильная платежеспособная потребность считается рекреационной. Она связана с курортными поездками. То, что предполагает закон спроса, имеет особое значение для фирм, осуществляющих обслуживание туристов. Для них важен не только размер мобильной платежеспособной потребности, но и его география, маршруты. Вместе с этим территориальная дифференциация важна для муниципальных и региональных органов власти. Им она позволяет установить контроль над потребительским рынком и разработать собственную политику в его пределах.
Другие критерии
Анализ всего того, что предполагает закон спроса по уровню удовлетворения, позволяет организации скорректировать сервисную и ассортиментную политику, выявить дополнительные резервы для обеспечения роста продаж. Для контроля и прогнозирования платежеспособной потребности используется временной показатель формирования и предъявления ее на рынке. Так, прошлым называют спрос, который реализован или не удовлетворен за предыдущий период. Его оценка важна при выявлении тенденций и исполнения реализационных планов. Текущим именуют спрос, существующий в настоящий момент. Знание о его размерах дает возможность оперативно корректировать намеченные маркетинговые работы. Он представляет собой конъюнктурный рыночный элемент. Будущим называется спрос на предстоящий период. Предприятию крайне важно спрогнозировать его объем и структуру в зависимости от своих производственных возможностей и потребностей рынка. Разделение платежеспособной потребности по указанным выше признакам позволяет сориентировать маркетинговые мероприятия на использование определенной товарной и ценовой политики, на выбор оптимальной стратегии при ведении конкурентной борьбы. Кроме этого, классификация позволяет организовать направленные рекламные кампании, провести многопараметровую рыночную сегментацию. Все это требует от компании проведения соответствующих дифференцированных действий, мероприятий, регулирующих спрос.
Факторы изменения платежеспособной потребности: общие сведения
Ценообразование в рыночных условиях представляет собой многомерный процесс. В нем на обмен продуктами оказывает воздействие не только стоимость, но и прочие факторы, к ней не относящиеся. Их влияние в некотором роде нейтрализует действие цены. Как показывает практика, в некоторых случаях изменения в количестве приобретаемых изделий происходят при неизменяющейся стоимости, а в ряде ситуаций - вне зависимости от ее движения.
Средства потребителей
Закон спроса предполагает, что, если доходы покупателей увеличиваются, то станет большим и число приобретаемых продуктов, несмотря на то, что стоимость их не изменилась. В данной ситуации сдерживающим фактором выступает количество средств, которыми распоряжается потребитель. До увеличения своих доходов он мог не располагать возможностью приобрести тот или иной продукт. Вместе с этим, если финансовое состояние потребителя ухудшится, то при неизменной стоимости изделий количество закупок станет меньше.
Потребительские ожидания
Это еще один фактор, который может повлиять на изменение количества приобретаемого товара по той же цене. Потребительские ожидания, в свою очередь, находятся под влиянием различных обстоятельств. На них могут воздействовать как экономические факторы (инфляция, к примеру), так и неэкономические (сезонные, климатические, предпраздничные условия и так далее). При их влиянии количество приобретаемого товара может как возрасти, так и снизиться вне зависимости от уровня, на котором находятся цены.
Наличие взаимозаменяемой и взаимодополняемой продукции
Это также немаловажный фактор, оказывающий влияние на изменение объема множества товаров, приобретаемых населением. К взаимодополняемым продуктам потребительского рынка относят, к примеру, сахар и прочие изделия, покупаемых к чаю или кофе. Практически у каждого товара есть свои заменители или дополняющие продукты. Наличие их на потребительском рынке зачастую может существенно изменить платежеспособную потребность.
Прочие факторы
На спрос могут повлиять и субъективные предпочтения, вкусы покупателей, их отношение к дизайну изделий, моде. Немаловажное значение имеет конкуренция потребителей, особенности их психологии. Например, часто действует "эффект толпы" - люди стремятся приобрести тот продукт, который пользуется спросом у большинства. Усиление платежеспособной потребности может быть обусловлено увеличением количества потребителей. Например, при повышении рождаемости растет спрос на товары для детей.