Эффект замещения
Как правило, потребители применяют блага не по отдельности, а в некоторых комбинациях (наборах). Набором называют совокупность определенного числа благ, которые потребляются совместно в конкретный период времени.
Изменение стоимости одного блага при неизменности цен прочих всегда относительно. Другими словами, одна ценность дорожает (либо дешевеет) относительно других. Изменение цены провоцирует изменения реального потребительского дохода. Так, до понижения стоимости потребитель мог приобрести меньший объем блага, а после снижения – больший. При этом могут появиться и сэкономленные средства, которые могут быть направлены на приобретение прочих благ. Таким образом, изменение стоимости определенной ценности оказывает воздействие на структуру спроса в соответствии с двумя направлениями: объем спроса может измениться под влиянием изменений ее относительной стоимости или реальной потребительской прибыли.
Эффект дохода и эффект замены возникают в условиях любого изменения цены. Это связано с тем, что меняется количество доступных благ, их относительная стоимость. Эффект замены и эффект дохода представляют собой реакцию потребителя.
В первом случае изменяется структура потребительского спроса в соответствии с изменением стоимости одного из благ, включенного в потребительский набор. Эффект замещения предусматривает, что потребитель переориентируется с одной ценности на другую при росте стоимости одной из них. При этом другое благо будет иметь похожие потребительские свойства, но неизменную стоимость. Другими словами, эффект замещения предусматривает склонность потребителя отдавать предпочтение более дешевым благам, нежели более дорогим. В результате отмечается снижение спроса на первоначальную ценность.
Эффектом дохода называют влияние на структуру потребительского спроса посредством изменения реальной прибыли покупателя, спровоцированным изменениями в стоимости блага. При понижении цены одного продукта отмечается некоторое воздействие на общий ценовой уровень, что делает потребителя богаче. Таким образом, он может приобрести большее количество одного продукта, не отказывая себе при этом в приобретении прочих благ.
Для нормальных продуктов (товаров) эти эффекты суммируются. Обусловлено это тем, что понижение цены товаров провоцирует повышение спроса на них. Так, например, потребитель, который располагает определенным неизменяемым доходом, приобретает кофе и чай, которые относятся к нормальным благам. Если рассматривать эффект замещения в данном случае, то он будет отражать следующее:
- снижение цены на чай спровоцирует повышение спроса на него;
- в связи с тем, что стоимость кофе останется неизменной, этот продукт станет относительно дорогим (сравнительно с чаем);
- рациональные потребители заменят сравнительно дорогой кофе сравнительно дешевым чаем, при этом увеличится спрос на последний.
Вместе с этим понижение стоимости на чай сделает потребителя в некоторой степени богаче, то есть его реальная прибыль несколько увеличится. Чем уровень прибыли у населения выше, тем выше на нормальные продукты и спрос. Прирост прибыли может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и на покупку кофе.
Таким образом, в одной и той же ситуации оба эффекта будут действовать в одном направлении. При снижении стоимости обычных товаров будет повышаться спрос на них, и наоборот. Эффект замещения при этом будет приводить к повышению спроса. В то же время будет увеличиваться и реальная прибыль потребителя. Таким образом, будет иметь место и эффект дохода, также способствующий повышению спроса. В данной ситуации выполняется закон спроса.