Кто такой рациональный потребитель?

Рациональный потребитель – это кто такой? Какими характерными особенностями он обладает?

Общая информация

Давайте для начала выясним, чем является потребительское поведение. Так называют процесс формирования спроса со стороны людей, которые осуществляют выбор товаров из представленных на рынке с учетом их цен и размеров личного бюджета. Рациональный потребитель – это в экономике личность (покупатель), что вступает в хозяйственные отношения с целью реализации своих материальных и духовных потребностей. Все его действия несут в себе принцип взвешенности и относительной полезности товара. Учитывая то, что наши потребности безграничны и многообразны, а доход покупателя ограничен, то он должен постоянно совершать выбор из большого количества товаров, что предлагают ему на рынке. Можно предположить, что он стремится к приобретению наилучшей продукции из всего доступного ассортимента.

Причина такого поведения

Когда изучалась проблема личности, были получены результаты, согласно которым источник любой активности – это именно потребности. Функциональная или психологическая нужда или недостатки конкретно субъекта, объекта, индивида, социальной группы или общества ведут к тому, что они хотят удовлетворить потребности. Но в рамках ограниченности доходов приходится делать выбор. Чтобы удовлетворить свои потребности, каждый человек на рынке услуг и товаров руководствуется своей субъективной линией поведения, положением как элемента экономики и сложившейся хозяйственной ситуацией. Для того чтобы можно было сказать, что человек является рациональным покупателем и имеет соответствующее поведение, он должен принимать решения и осуществлять действия, что приняты на основе выбора при сравнении вариантов и учитывают множество различных факторов. Всё это делается для того, чтобы найти выгодное и целесообразное предложение для себя. Рациональный потребитель максимизирует полезность в точке касания бюджетной линией кривой безразличия. Следует помнить, что у него есть ограничение в виде размера его же дохода. Увы, но сейчас нет объективных критериев для определения того, какой же набор товаров можно признать наилучшим для каждого конкретного потребителя. Этот выбор осуществляется с субъективной точки зрения. Из этого вытекает та особенность, что человек себя ведёт рационально не всегда.

Теория потребительского поведения

Она считает рациональными потребителями тех людей, которые обладают индивидуальной шкалой предпочтения и действуют в её рамках при ограниченном доходе. Такой человек старается достичь максимальной степени удовлетворения. И рационализм в данном случае состоит в том, чтобы получить наибольшую полезность при ограниченном доходе. Но в основе потребительского выбора всегда находится желание человека удовлетворить ту или иную свою потребность. Определённые проблемы создаёт то, что каждый индивид обладает своими уникальными собственными предпочтениями. Их суммированием занимается рыночный спрос. Посредством этого инструмента выражаются желания людей. Они могут влиять на рыночную ситуацию с помощью разделения своих доходов между разными услугами и товарами. От потребительского фактора во многом зависят цена и объем предложения продукции на рынке.

Свобода выбора

Для начала отметим важность суверенитета потребителя. Так называют способность воздействия совокупного потребителя на производителей благодаря свободному выбору товаров на рынке из всех представленных. Это очень важный механизм с экономической точки зрения. Если его ограничить, то будет формироваться перекос с потреблением определённых товаров и их производством. В конечном итоге это может привести к возникновению кризиса. Следует отметить, что существует довольно много механизмов современного общества, что ведут к искажению свободы выбора:

  1. Эффект подражания. Так называют ситуацию, когда потребитель следует за большинством людей.
  2. Эффект сноба. В рамках данной ситуации потребитель желает выделиться из своей среды.
  3. Эффект демонстрации исключительности. В этой ситуации предусматривается, что человек настойчиво демонстрирует престижное потребление.

Полезность

Давайте поговорим об этом критерии и его важности в рамках свободного выбора. Полезность – это определённая степень удовлетворения, которая обеспечивается потреблением определённого блага. Причем чем его больше, тем меньшим будет эффект. С этой точки зрения интерес представляет предельная полезность какой-то продукции. Так, если употреблять товар в большом количестве, то со временем он не будет удовлетворять человека. Но после определённого времени он восстановит свои свойства. О том, как лучше распределять свои средства для полноценного удовлетворения существующих потребностей при наличии ограниченных ресурсов, говорит теория предельной полезности. Следует отметить, что параметры при расчете представляют интерес только в рамках субъективных человеческих потребностей. Иными словами – для каждого отдельного индивида будет свой товар в определённом количестве. В качестве примера можно взять голодного человека и тарелку супа. Наибольшую пользу будет иметь первая порция еды. Меньшую полезность будет иметь вторая тарелка супа. От третьей он уже может отказаться, поскольку насытится.

Законы Г. Госсена

Всего их два:

  1. Закон убывающей предельной полезности. Он говорит о том, что в рамках одного непрерывного акта потребления каждая последующая единица приносит меньше удовлетворения при неизменном объеме всего остального.
  2. Правило максимизации полезности. Для получения наилучшего результата от определённого количества благ они должны предоставляться в определённом количестве, когда предельная полезность у них будет одинакова для всех.

Особенности

Рациональный потребитель выберет на бюджетной линии точку касания, наиболее высокую из всех доступных ему кривых безразличия. Правило максимизации полезности состоит в том, что доход потребителя должен распределяться таким образом, чтобы каждая последняя использованная денежная единица, потраченная на товар или услугу, приносила одинаковую степень результативности. Она при этом должна стремиться к наибольшему значению. Давайте рассмотрим этот аспект более детально на примере. У потребителя есть 12 рублей. Ему предлагается два товара: А и Б. Первая продукция стоит 1,5 рубля, а вторая – только одну денежную единицу. А имеет полезность в 4,5 ютиля, тогда как Б – 9. В конечном результате для оптимальной схемы необходимо будет купить 6 товаров А, и 3 – Б. Во внимание следует принимать следующие факторы:

  1. Денежный доход.
  2. Предпочтения и вкусы.
  3. Цена на товары и услуги.

Заключение

Быть рациональным потребителем – в интересах каждого человека. Но увы, из-за ряда особенностей такое является реальностью не всегда. В качестве подтверждения можно рассмотреть упомянутый ранее эффект подражания. Давайте рассмотрим такой пример: каждый человек должен хорошо питаться. Тогда его организм сможет полноценно выполнять свои функции и будет более устойчив к различным болезням, нагрузкам, стрессам и так далее. Но сейчас можно часто наблюдать ситуацию, когда человек принимает решение о приобретении «статусной» вещи, в результате чего у него возникает тяжелая финансовая ситуация. Причем она может достигать такого уровня, что придётся значительно экономить на еде, что приведёт к различным тяжелым последствиям для здоровья.

Комментарии