Что такое кривая безразличия? Теоретическое определение и практическое применение
В общем курсе микроэкономики выделяют два ключевых подхода: количественный и порядковый. Первый основан на том, что потребитель оценивает полезность тех благ, которые он приобретает. Однако такое предположение в реальности невозможно перенести практически ни на одно сравнение покупаемых благ. Например, вы хотите приобрести штаны и обувь, однако как можно оценить полезность того и другого блага? Разумеется, выбирая между первым и вторым, вы отдаете предпочтение предмету первой необходимости, но невозможно даже предположить, на сколько процентов этот предмет полезнее иного. Поставленная задача усложняется по мере увеличения количества благ, когда в сравнение попадают уже целые наборы.
Для того чтобы было возможно изучать полезность приобретаемого продукта или услуги на практике, был создан ординалистский (порядковый) подход. Это учение вытекает из количественной оценки, однако за счет иного принципа сравнения имеет более широкое распространение на практике.
Основа порядкового подхода заключается в том, что потребитель не оценивает полезность того или иного блага, а расставляет своеобразные приоритеты в соответствии с личными предпочтениями, окружающей ситуацией, общественным мнением.
Для реализации теории порядкового подхода принимают, что некий потребитель покупает комплекты благ и сравнивает их полезность субъективно. В такой ситуации для анализа можно использовать плоскость, на которой размещается кривая безразличия.
По оси ординат откладывается полезность одного набора благ, по оси абсцисс – второго набора. Если в оценке участвует сразу несколько наборов по одинаковой цене, но с разной степенью выгоды для потребителя, мы получаем карту безразличия. На такой карте кривая безразличия уже не одна – здесь несколько непересекающихся линий, причем, чем выше располагается один из графиков, тем большую полезность несет в себе набор благ.
Важно понимать, что означают кривые безразличия и их свойства. Если с первыми все достаточно ясно – они позволяют оценить относительную степень полезности различных наборов благ и выбрать для потребителя наиболее оптимальную составляющую разных наборов продуктов, то с анализом вторых могут возникнуть трудности. Дело в том, что любая кривая безразличия выпукла и имеет отрицательный наклон. Как экономически можно объяснить такие характеристики линий?
Отрицательный наклон означает, что увеличение количества блага из одного набора приводит к уменьшению блага из второго набора. Действительно, это легко представить на практике! Чем больше мы покупаем одного товара, тем меньше мы можем купить второго, располагая какой-то одной конечной суммой денег. Выпуклость, которой обладает любая кривая безразличия, неразрывно связана с понятием предельной нормы замещения и объясняет увеличение относительной цены одного набора благ относительно другого в зависимости от количества продуктов.
Кривые безразличия необязательно принимают вид убывающих линий. Иногда на практике встречаются вырожденные случаи, и график преобразуется в прямую линию, горизонтальную или вертикальную. Предположим, что один набор благ потребителю не нужен ни при каких условиях. Тогда такой потребитель не отдаст ни одного набора иного блага, чтобы получить ненужную вещь. В таких случаях кривая безразличия параллельна оси абсцисс. Если же ситуация повторяется с точностью до наоборот – «кривая» параллельна оси ординат.
В заключение отметим, что кривая безразличия – это очень важное понятие в экономике, которое позволяет применять теорию на практике, сравнивая вкусы и предпочтения не только одного конкретного потребителя, но и групп покупателей, что очень важно для изучения спроса на отдельные группы товаров.