Значение слова "имидж" в русском языке

Не надо быть лингвистом, чтобы понять, что слово "имидж" заимствовано из другого языка, причем пришло оно в русскую лексику не так давно. Что же оно означает?

Лексема "имидж": значение и происхождение слова

Попало в наш язык это слово из английского. Лексема image полисемантична и имеет следующие основные значения: изображение, картинка, образ, представление, облик, подобие, икона, отражение, конспект, идол, сокращение. Но интересно, что в русский это слово перекочевало не со своим основным, а с второстепенным значением.

Но если копнуть глубже, то некоторые этимологи считают, что значение слова "имидж" корнями уходит еще к санскриту. Они объясняют это так: в индийской мифологии есть бог Брахма, который никогда не видит свой облик, но вместо этого может созерцать в зеркале Майи отображение своих творений. Отсюда и происходят такие слова английского языка, как magic (магия), imagination (воображение), magnificent (блистательный, великолепный), imitate (повторять, имитировать) и, конечно же, image. У всех этих лексем общее то, что они так или иначе указывают на воплощение чего-то невидимого в визуальные образы. Правда, со временем связь с санскритом стала почти неощутимой, и все эти слова в английском языке имеют ряд дополнительных производных значений.

Если говорить конкретно про слово image, то сначала оно относилось только к общеупотребительной лексике, но начиная с 60-х годов прошлого века стало употребляться в научной, официально-деловой и публицистической частях языка. В то время наблюдалось экономическое развитие, что повлекло за собой создание сотен новых компаний, финансовых организаций и т.д. Поэтому понадобилось емкое слово, способное обозначить мнение общества про ту или иную фирму, руководителя, сотрудников или изготавливаемый товар. Собственно, так и появилось одно из значений слова image. В русский же язык оно перекочевало как основное.

Значение слова "имидж"

Имидж — это внешний или социальный облик кого-либо, чего-либо, мнение, сложившееся о человеке, организации или товаре. Эта сумма впечатлений зачастую создается с помощью рекламы, пиара или пропаганды. Так, можно говорить про имидж дипломата, имидж туристической фирмы и даже имидж государства. Характерной особенностью формирования имиджа является то, что ракурс восприятия умышленно смещают в нужное русло, зачастую демонстрируя только одну сторону медали.

Более узкое лексическое значение слова "имидж" следующее: это образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения. Это слово давно вошло в разговорную речь. К примеру, когда кто-то изменил внешность, об этом говорят как о смене имиджа.

Не так давно даже появилась специальная профессия — имиджмейкер, то бишь создатель имиджа. Особенно часто их услугами пользуются звезды шоу-бизнеса и политики. Они не понаслышке знают, что означает слово имидж и насколько он важен. Подготовленные профессионалы дают им советы по стилю одежды и прически, учат, как себя держать на пресс-конференциях, как жестикулировать, что говорить, а что нет и т.д.

Способы формирования имиджа

Этот облик складывается в сознании людей. Имидж — это обязательно явление социальное, оно обобщает мнение целого общества или по крайней мере какой-то его части о ком-либо, чем-либо. Представление это может быть создано искусственно с целью навязать нужные взгляды. К примеру, перед выборами целая группа специалистов работает над имиджем политика. Их задача — предоставить "правильную" картинку для электората.

Но не все зависит от масс-медиа. Иногда хорошее или плохое мнение создается независимо от желания заинтересованных лиц. Например, непрофессиональное обслуживание, некачественная униформа или несчастные случаи негативно отобразятся на имидже даже самой распиаренной авиакомпании.

Синонимы к слову "имидж"

Чаще всего в этой роли выступают имена существительные "образ", "стиль", "репутация". Первые два касаются внешности, потому чаще всего в разговорной речи используется вышеупомянутое узкое лексическое значение слова "имидж".

Конечно, нельзя сливать эти лексемы воедино. Реже употребляемый синоним — "репутация". Он затрагивает в основном широкое значение слова "имидж", не касающееся внешних данных. Антонимов у обсуждаемой лексемы нет.

Итак, если знать не приблизительное, а точное значение слова "имидж", это обогатит речь и сделает ее более красочной и грамотной.

Комментарии