Как сделать фонетический анализ слова

В школьной программе изучаются несколько разделов науки о языке. Каждый из них предполагает анализ языковой единицы с определенной точки зрения. Одним из этих разделов является фонетика. Фонетический анализ слова подразумевает знания о том, что такое звуки речи, какими они бывают, как соотносятся с буквами.

Смысл анализа

Для того чтобы понять, что значит фонетический анализ слова, нужно хорошо понимать принципы русской графики. Всем нам привычно мыслить о слове как о состоящем из определенных букв. На самом же деле запись при помощи алфавита – это всего лишь один из способов, далеко не всегда отражающий звуковой состав слова. Мы записываем не звуки, а морфемы. Если бы мы отражали то, что слышим, результат был бы безграмотным с точки зрения русской орфографии. Скажем, произносим мы «дуп», а записываем «дуб». Конечный согласный так интерпретируется нами, так как корень «дуб» по правилам русской орфографии должен сохраняться в графическом виде неизменным, независимо от звукового облика слова.

При фонетическом анализе нужно записать слово именно так, как мы его в реальности слышим и произносим (т. е. «дуп», а не «дуб»), а затем прокомментировать каждый звук и слово в целом, используя те сведения, которые получены при изучении школьной программы.

Общая последовательность действий

Фонетический анализ слова делается по четкому плану и с разработанной последовательностью действий. В данном случае это очень важно: нарушение этих разработанных правил может привести к серьезным искажениям и ошибкам. Общая последовательность такова:

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Постановка ударения. Нередко в этом кроется дополнительное задание –проверяются знания школьника о том, как должна правильно произноситься лексема. Например, в слове «договор» он должен поставить ударение на последний, а не на первый слог.

Корректное выполнение этого этапа особенно важно, если программой предполагается анализ редуцированных гласных.

  1. Разбивка слова на слоги, запись количества слогов.
  2. Перед тем как сделать фонетический анализ слова, необходимо рядом в квадратных скобках записать его транскрипцию, то есть представить такой вариант лексемы, какой мы слышим и произносим (освобожденный от правил орфографии). Почему-то именно на этом этапе возникает максимальное количество нарушений. Нередко школьник стремится сначала сделать анализ слова, а уже затем записать транскрипцию. Часто это делает выполнение задания невозможным.
  3. Запись каждого звука в столбик.
  4. Комментирование фонетических характеристик гласных и согласных.
  5. Подсчет букв и звуков.
  6. Комментарии относительно различия в количестве (если таковые есть). Это подводит итог анализу. Например, нужно объяснить, почему в слове шесть букв, но семь звуков. Нередко формально это количество может совпадать, это не значит, что комментарии не нужны. Скажем, в слове «якорь» пять букв и пять звуков: «я» означает два звука, а «ь» - ноль.

Транскрипция

Фонетический анализ слова по факту чаще всего является звуко-буквенным, так как транскрипция записывается не с нуля, как в вузе, когда интерпретируется звуковой облик слова во всей его полноте. Школьник опирается на орфографическую запись и анализирует, что означает каждая буква. Например, ход его рассуждений может быть приблизительно таков.

Слово «якорь». Буква «я» здесь начальная, значит, она обозначает в этом слове два звука: «й» и «а». «К» передает «к». «О» стоит не под ударением, слышится не как «о», а как «а». Сочетание «рь» передает один мягкий звук (мягкость согласных в транскрипции передается апострофом). В результате получаем фонетическую запись: [йакар’]. Многие преподаватели требуют, чтобы йот был передан в транскрипции профессионально, знаком «j».

Что такое редуцированные гласные

Некоторые программы предполагают также использование особенных знаков для так называемых редуцированных гласных. Это часто пугает детей и родителей, однако здесь нет абсолютно ничего сложного. Смысл этого в следующем.

В каждом слове полноценно звучит лишь один гласный звук – тот, который находится под ударением. Остальные звучат неполноценно, кратко, смазанно, терминологически выражаясь – редуцированно. Именно поэтому у нас возникают проблемы с орфографической записью лексической единицы. Например, в слове «якорь» во втором слоге мы не слышим ни «о», ни «а», а слышим нечто среднее. Эти редуцированные звуки в транскрипции должны быть переданы особенными знаками. Безударный звук не приравнивается ни к какому другому звуку, а фиксируется как «нечто среднее».

Многим школьникам это кажется очень разумным, так как, записывая транскрипцию [йакар’], они испытывают внутреннее сопротивление: ведь они отдают себе отчет в том, что они не слышат во втором слоге «а», как им «диктует» слышать школьная программа.

Правила записей редуцированных гласных

В том случае, если фонетический анализ слова подразумевает запись редуцированных, действовать нужно по четким правилам. Не нужно ни отчаянно прислушиваться к себе, ни «тыкать пальцем в небо», ни мириться с непонятными условностями.

Эти правила таковы.

  1. Они не касаются звука «у». Этот звук без ударения звучит кратко, но не меняет своих основных качеств. (Терминологически выражаясь, происходит только количественная, а не качественная редукция).
  2. Безударные слоги могут находиться до ударения и после, поэтому их нужно мыслить как предударные и, соответственно, заударные. Например, в слове «собака» к первым относится «со», а ко вторым – «ка».
  3. Среди всех безударных слогов особое место занимает первый предударный (то есть тот, который находится непосредственно перед ударением). Гласный на этом месте звучит ярче и «качественнее», чем в других позициях. Например, в слове «колбаса» это слог «ба».
  4. В том случае, когда любой гласный находится в так называемом абсолютном начале слова, он также звучит ярче и качественнее (его редукция менее выражена). Например, в слове «Антонина» это первый звук, передаваемый на письме буквой «а».
  5. Безударные звуки, следующие за твердыми согласными, во всех случаях, кроме слога, предшествующего ударному, передаются в транскрипции знаком «ъ». Например, в слове «колбаска» это последний «ка» - [къ], а в глаголе «подходить» - первый «под»: [път]
  6. Безударные, следующие за твердыми согласными звуками в слоге, предшествущем ударному, и звуки «о» и «а» в абсолютном начале слова передаются знаком Ʌ. «Собака» - [сɅбакъ]. «Антошка» - [Ʌнтошкъ].
  7. Безударные звуки, следующие за мягкими согласными, во всех случаях, кроме первого предударного слога, передаются в транскрипции знаком «ь». Например, в слове «мизинец» это последний «нец» - [н'ьц], а в глаголе «переходить» - первый «пе» и второй «ре»: [п’ьр'ь].
  8. Безударные гласные, следующие за мягкими согласными в первом предударном слоге и звуки «и», «э», «ы» абсолютном начале слова передаются знаком иэ (и с призвуком э): «летать» - [л’ иэтат'].

Необходимо помнить, что в том случае, если слово начинается с букв я, ю, ё, е, гласные звуки не являются абсолютным началом, так как перед ними находится согласный «й».

Анализ звуков

Собственно, фонетический анализ слова после записи транскрипции, как правило, очень прост и базируется на званиях начальной школы (и совсем немного сложнее, если характеристики звуков изучаются углубленно).

Объем информации о звуках варьируется программой, стандартно же нужно сообщить о каждом звуке следующее.

  1. О гласном – ударный он или безударный (либо редуцированный). Иногда преподаватель требует также сообщить, к какому ряду относится звук.
  2. Согласный нужно охарактеризовать по твердости/мягкости и глухости/звонкости и отметить, имеет ли он пару по соответствующему признаку.

Пример 1

Фонетический анализ слова «сирень». Это пример элементарного анализа.

Си-рень. 2 слога, второй из них ударный.

Транскрипция: [c’ир’эн’] или [c’иэр’эн’]

Записываем буквы столбиком:

с

и

р

е

н

ь

Переносим звуки из транскрипции – записываем их столбиком рядом:

c’

и (иэ)

р’

э

н’

Отмечаем, что две буквы – «н» и «ь» обозначают один звук:

н

\

н'

/

ь

Комментируем каждый звук (не букву):

c’ – согл.; мягкий, парный; глухой, парный.

и (иэ) – гласный, безударный (редуцированный).

р’ – согл.; мягк., парн.; звонк., непарн.

э – гл., ударный.

н’ – согл.; мягк., парн., звонк., непарн.

Слово записывается шестью буквами, но состоит из 5 звуков (мягкий знак обозначает мягкость согласного [н'].

Пример 2

Фонетический анализ слова «эклер». Это также пример несложного анализа.

Эк-лер: 2 слога, второй из них ударный.

Транскрипция: [экл'эр] или [иэкл'эр]

Записываем буквы столбиком:

э

к

л

е

р

Переносим звуки из транскрипции – записываем их столбиком рядом:

иэ

к

л'

э

р

Комментируем характеристики каждого звука:

э [иэ] – гл., безударн.(редуцированный).

к – согл.; тверд., парн.; глух., парн.

л' – согл.; мягк., парн.; звон., непарн.

э – гл., ударн..

р – согл.; мягк., парн.; звонк., непарн..

В слове 5 букв, 5 звуков.

Пример 3

Фонетический анализ слова «язык».

Я-зык. 2 слога, второй из них ударный.

Транскрипция: [йэзык] или [jɅзык]

Записываем буквы столбиком:

я

з

ы

к

Переносим в соседний столбик запись звуков из транскрипции:

j

э (Ʌ)

з

ы

к

Отмечаем, что буква «я» в этом слове обозначает не один, а два звука:

й

/

я

\

э (Ʌ)

Записываем характеристики каждого звука:

j – согл.; мягк., непарн.; звонк., непарн.

э (Ʌ) – гласн., безударн. (редуцированный).

з – согл.; тверд., парн.; звонк., парн..

ы – гласн., ударн.

К – согласн.; тверд., парн.; глух., парн.

Слово записывается четырьмя буквами, но состоит из пяти звуков (буква "я" обозначает два звука, так как находится в начале слова).

Иногда программа требует от школьника знания дополнительной терминологии при характеристике звуков (сонорный согласный, количественная и качественная редукция, ряд гласного и т. д.).

В целом фонетический анализ базируется на механически применяемых элементарных знаниях и умении пользоваться четким планом и таблицами. В том случае, если школьник им следует, этот вид задания не составит для него сложностей.

Комментарии