Что такое понева в русской культуре?
Модных стилистов и простых любителей шитья всегда интересует история появления различных костюмов, платьев и пр. И это неспроста, ведь давно подмечено, что через определенный промежуток времени мода повторяется. Это касается как женской, так и мужской одежды и обуви. Среди российских модельеров принято включать в свои коллекции элементы костюмов предков, в частности древних славян. Одним из таких нарядов является понева.
Общее описание
Многие любители модно одеваться даже не подозревают, что такое понева. А этот наряд представляет собой объемную шерстяную юбку, которую раньше носили замужние дамы. Зачастую эта юбка была синего цвета в крупную клетку, а нижняя ее часть всегда красиво украшалась. В основном данный элемент одежды был популярен в южных регионах России и некоторых областях Белоруссии.
Традиции ношения
Чтобы понять, что такое понева, нужно немного вникнуть в историю ее ношения. Женщины в то время одевали поневу, когда выходили замуж. Вместе с поневой одевалась кичка (вид древнего женского головного убора), а также особенные детали нагрудной и плечевой одежды.
Кроме замужних, наряжали в поневу и тех девушек, которые достигали полового созревания. Эта своеобразная традиция даже имела свое название – обряд совершеннолетия. Интересно, что после одевания поневы о девушке можно было выражаться так: «рубаху сняла». Имелось ввиду, что место детской рубашки теперь заняло взрослое одеяние. Если на девушке одета понева, то это означало, что ее уже можно сватать. Но в большинстве своем понева – это одежда, которая предназначалась для замужних представительниц прекрасного пола. Причем эту юбку сравнивали с «бабьей кабалой» в том смысле, что каждая женщина должна пройти свой путь – рождение детей для продолжения рода.
Обряд для девушек
Согласно описаниям историков и этнографов на Руси молодые девушки до 16-ти лет не носили отдельных юбок. Их обычным одеянием была рубаха, которую подпоясывали поясом из шерсти. А когда приходило время облачаться во взрослые вещи, то проводили целый обряд. Девушка становилась на лавку и ходила по ней взад-вперед. В это время ее мать следовала за ней, держа в руках раскрытую поневу, и уговаривала в нее «вскочить». Сначала девица строго отказывалась, но затем впрыгивала в поневу. В то время каждая девушка уже знала заранее, как выглядит понева и что она собой символизирует. Ведь одеть поневу считалось дать понять всем неженатым парням, что к этой девушке можно засылать сватов. А на русской земле в древности ни одна молодица не отказывалась от замужества.
Внешний вид
Что такое понева с позиции покроя и шитья? Ее главное отличие от стандартной юбки состоит в том, что традиционно для создания поневы компоновали три и более отрезов ткани. Обычно поневу женщины одевали поверх своей рубахи, оборачивали вокруг талии и фиксировали с помощью шнура. В некоторых регионах понева держалась не на талии, а ниже ее или выше в зависимости от модной тенденции. Спереди поверх этой юбки одевали еще и красиво расшитый фартук.
Если задаться вопросом, что такое понева с точки зрения состава, то ткань для ее изготовления включает конопляную либо крапивную основу, а также шерстяной уток. Некоторые владелицы этой особенной юбки предпочитали, чтобы имелась еще и холщовая подкладка.
Региональные различия
До наших дней сохранились все элементы русского народного костюма, понева в котором занимает не последнюю роль. Но примечательно то, что в разных российских областях поневы отличались по расцветке, покрою и способе ношения.
Что касается расцветки, то здесь вариантов великое множество. Даже каждое село могло похвастаться своим орнаментом или особенной цветовой гаммой. Основным типом является темно-синяя понева с клетчатым рисунком. В некоторых местностях чаще встречались черные поневы в клетку, а на территории Рязанской губернии женщины носили красные полосатые юбки либо синие гладкие. Чисто красный цвет использовался в Воронежской и Тульской губерниях.
По покрою специальные женские юбки можно разделить на следующие: понева распашная, с прошивкой, глухая, открытая спереди или сбоку, наборная. Распашные в свою очередь подразделяются на такие, как: растополка (спереди одно полотнице, а сзади два); разнополка (все части разной длины). Такая мода была характера для Смоленской губернии. А в Курской, Калужской и Орловской губерниях модно было носить открытую спереди поневу, подтыкая углы за пояс.
Для выезда в город женщины-крестьянки одевали поневу с прошвой. Прошва представляла собой четвертый отрез ткани, который мог временно вшиться в юбку в передней или боковой части. Зачастую эта прошва отличалась от основы по цвету или была ограничена полосками кумача.
Существовала еще и понева наборная, для которой сразу готовили четыре куска ткани. При этом три части традиционно были клетчатыми и одна – однотонной, например, черного цвета. Все это собиралось на особенный шнур, который называли «вздержкой». Самое главное отличие наборной поневы от всех остальных – это ее красочное оформление.
Виды украшений
По традиции украшать было принято подолы поневы, швы прошв, края разрезов и т.д. Для этого использовались вышивки, кумачовые ленты, различного характера нашивки, ромбы. В плане украшения также присутствуют различия в зависимости от местности.
Так, в Воронеже поневы украшали яркой вышивкой оранжевого цвета из шерстяной нити. К ней также добавлялись разные блестки, розетки. А понева, в которой применялся петельчатый шов красными нитками, называлась «потринитка». После такой обработки ткань юбки была похожа на мех.
Различия в декорации и цветовой подборке понев определялись не только принадлежностью к той или иной области, но и ее назначением. Самый красивой поневой, естественно, считалась свадебная, к созданию привлекалось несколько человек.