Почему в самолетах нет парашютов для пассажиров?

Каждый, кто хотя бы раз пользовался воздушным транспортом, наверняка задавал себе вопрос о том, почему пассажирам самолета не выдают парашюты. Согласитесь, довольно странно, что перед началом полета стюардесса обязательно проводит инструктаж по правилам безопасности в полете, рассказывает о том, как пользоваться кислородной маской, где она лежит и как ее достать. Кроме того, вам расскажут, где находится спасательный жилет, и как его надевать. Но никто и не упомянет о том, как правильно надевать парашют и где находится аварийный выход. Как же так? Почему в пассажирских самолетах нет парашютов? Спасательные жилеты есть, а парашюта нет!

Парашют в самолете лишний?

Прежде всего принято считать, что пассажирский самолет — машина сверхпрочная и сверхнадежная. По статистике крушение воздушного транспорта происходит всего лишь в 1 случае из 20 миллионов перелетов, в то время как автомобильные аварии имеют счет 1 к 9200. Это и является одним из главных ответов на вопрос о том, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров. Кроме того, существует и достаточное количество более конкретных и аргументированных возражений. Оснований для этого несколько, и они, безусловно, ясны тем, кто хоть когда-нибудь прыгал с парашютом или чисто теоретически знаком с механикой процесса.

Первая причина того, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров

По статистике более 60% крушений авиатранспорта происходит при посадке, взлете или наборе высоты — то есть на предельно малых высотах, когда парашют вообще бесполезен — он просто не успеет раскрыться, и вы «шлепнетесь» о землю вместе со спасительным рюкзаком. «Но ведь остальные 40% приходятся на аварии в воздухе, — скажете вы. — Так почему не дают парашюты в самолетах? Ведь это могло бы спасти хоть несколько жизней». Тут вступают в действие другие аргументы.

Причина вторая

Скажите честно, сколько раз в жизни вы надевали парашют? Вероятнее всего, большинство ответит — ни разу. Это и есть еще одна причина — почему в самолетах нет парашютов. Дело в том, что среднестатистический пассажир просто неспособен с первого или даже со второго раза правильно надеть и закрепить парашют, тем более в условиях паники и нервозности. Причем если это утверждение верно для здоровых людей, крепких физически и морально, то что уж тут говорить о детях, пенсионерах, инвалидах или просто о пассажирах, легко поддающихся панике? Освоить такой «трюк» им не под силу априори.

Третий аргумент: почему в самолетах нет парашютов

Даже если предположить, что самолет не взлетит до тех пор, пока каждый пассажир не научится правильно пользоваться парашютом, ну, например, продавать билеты станут только тем, кто прошел специальные курсы, пришлось бы основательно переделать конструкцию многих воздушных суден.

Дело в том, что выпрыгнуть из самолета можно только из его задней, хвостовой части. В противном случае вы рискуете «шмякнуться» о крыло или попасть в двигатели, где человека моментально перекрутит в мелкую «лапшу». Конструкция же подавляющего большинства воздушных суден предусматривает довольно узкие проходы и недостаточное количество дверей для моментальной эвакуации большого количества пассажиров. Это является еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов. Несложно представить, какая давка начнется в салоне падающего самолета. Кроме того, самолет падает очень быстро, и подавляющее число пассажиров просто не успеет добраться к выходам.

Четвертый довод

Все же предположим, что парашют вы надевать умеете, и у аварийного выхода оказались первым. Теперь вы точно спасетесь, правда? Нет, не все так просто, и тут мы подходим к основному аргументу в вопросе о том, почему в самолетах не выдают парашюты. Дело в том, что «крейсерская» скорость самолета на эшелоне, то есть на такой высоте, где он летит в обычном режиме, составляет 800–900 км/ч, а максимальная скорость, которую способен выдержать парашютист без специального костюма или кресла, равна 400–500 км/ч. Проще говоря, вас просто «размажет» потоком воздуха, но и это еще не все...

Пятый аргумент

Одной из основных причин, почему в пассажирских самолетах нет парашютов, является высота полета.

Максимальная высота, на которой человек может спокойно дышать без применения спецсредств в виде, например, кислородных баллонов, составляет 4 тыс. км, высота же полета на эшелоне составляет 8–10 тысяч километров. Это значит, что даже если вам удастся благополучно выпрыгнуть из падающего самолета, то дышать будет практически нечем, конечно, ежели вы предусмотрительно не захватили с собой кислородный баллон.

Еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов, является температура за бортом. На той высоте, где обычно летают пассажирские самолеты, температура воздуха в любое время года составляет минус 50-60˚С, а это предполагает, что человек, оказавшийся там без специальных средств защиты, в считаные секунды отморозит себе все, что только можно, а то и вовсе замерзнет насмерть.

Причина шестая

Еще одной из причин того, почему в самолетах не выдают парашюты, является то, что во время полета салон, как известно герметичен. На той высоте, где летают пассажирские лайнеры, из-за разности давления внутри и снаружи открыть дверь самолета практически нереально. Однако предположим, что в результате аварии произошла разгерметизация — если это случилось на высоте 10 тысяч км, то все пассажиры потеряют сознание или даже умрут на протяжении 30 секунд. Маловероятно, что в течение этого ничтожно малого времени кто-то успеет надеть кислородную маску, парашют и добраться к выходу.

Но даже если предположить, будто вы имеете нереально сильного ангела-хранителя и все вышеперечисленные причины вас не коснулись, представьте, что вас ждет внизу: тайга, пустыня, ледяной бескрайний океан или просто хоздвор какого-нибудь тракторного завода. Проще говоря, шанс на то, что вы приземлитесь, ничего себе не переломав, и в том месте, где вас максимально быстро найдут люди, способные оказать первую медицинскую помощь, ничтожно мал. Так что применение парашютов в пассажирских самолетах просто нецелесообразно.

Сколько будет стоить этот малюсенький шанс

Тем не менее, особо упорные аэрофобы все равно не перестают вопрошать: «Почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах?».

С технической стороной процесса мы уже немного разобрались, теперь давайте поговорим об экономической составляющей. Предположим, что весь мир проникся привычкой надеяться на «авось», и все самолеты стали оснащать парашютами. Считаем:

  • Каждый парашют весит примерно от 5 до 15 кг, все зависит от модели и веса, который он способен поднять. Это значит, что самолет сможет принять на борт на 15–20% меньше пассажиров — вместо них полетят парашюты. Денежный эквивалент этих самых процентов будет перераспределен в цену оставшихся билетов, компания ведь не может уступить свою прибыль.
  • Кроме того, в билеты будет заложена стоимость и самих парашютов, точнее, их аренда. Это связано с тем, что их прежде всего нужно закупить и периодически менять (у парашютов тоже есть срок годности).
  • Следующая строка расходов — это техосмотр и укладка. Перед каждым вылетом пришлось бы проверять годность и исправность каждого парашюта, кроме того, многие модели требуют переукладки даже в том случае, когда ими не пользовались (раз в месяц или полгода). Для этого авиакомпаниям придется содержать целый штат обслуживающего персонала, зарплата которых тоже будет заложена в цену билетов.

Таким образом, цена билета на обычный рейс взлетает настолько, что, скорее всего, найдется мало желающих его приобрести. Ну согласитесь, кто захочет полететь из Москвы, например, в Симферополь за 100–150 тыс. рублей?

А как же система катапультирования?

Итак, почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах, мы, кажется, разобрались, но ведь можно же оснастить системой катапультирования каждое кресло, как в истребителях. Или нет? Давайте разбираться.

Системы спасения, установленные в истребителях, представляют собой целый спасательный комплекс, состоящий из кресла, кислородной и парашютной системы и специального механизма защиты пилота от набегающего потока воздуха. Весь этот комплекс в совокупности весит примерно 500 кг. Таким образом, если обычно ТУ-154 может принять на борт 180 пассажиров, с применением системы катапультирования их число сократится приблизительно до 15. Представляете, сколько будет стоить билет, ведь количество керосина, которое «съедает» самолет. не зависит от качества груза — другими словами, самолету все равно, катапульты он везет или людей.

Кроме того, чтобы воспользоваться системой катапультирования, пассажирам пришлось бы все время полета находиться в специальных костюмах, шлемах, туго пристегнутыми к креслу — малоприятная перспектива. И потом, каждое кресло должно представлять собой отдельную герметичную капсулу, иначе при «отстреле» одного кресла, все остальные были бы повреждены взрывом пиропатрона. Короче говоря, пришлось бы сконструировать абсолютно новое транспортное средство, способное обеспечить все вышеперечисленные условия.

Комментарии
1
тоже Здесь. для меня полеты на самолетах - аномальное явление. не укладывается в голове. Лучше было на дережаблях чес слово. летят не быстро, относительно низко - парашуты пригодились бы
Сами же пишут, что самолет падает очень быстро и тут же приводят параметры прыжка с максимальной высоты и температура низкая и воздуха не хватит...
самолет в форме птицы тупиковая ветвь развития.
-4
Одни бабы только возмущаются
Запомните, никто вам ничем не обязан
Идите варите борщи мужикам свои и сидите дома
Ваше мнение никто не спрашивает
Для корпораций человеческая жизнь ничего не стоит
У них свои самолеты и свои парашюты
4
Угу, женщины вам, мужчинам, тоже не обязаны борщ готовить. Мнение важно всех! Даже если оно тупое( мы можем понять, что человек не из умных). И да, не корпорации, а авиакомпании и человеческие жизни для них - главный фактор, ибо вопрос безопасности может сломать им всю репутацию! Кстати, по вашему комментарию видно, что вы являетесь одним из этих "тупых баб", ведь ваши слова " Ваше мнение никто не спрашивает" - сплошной сексизм, сексисты- последователи стереотипов, а стереотип - главная тупость
Да ладно вам , на маршрутке не боитесь разбиться или на машине , наверняка даже не думаете об этом , а на самолёте то почему боитесь ?) Даже если и разобьетесь ну да и черт с ним !
Всем на человеческие жизни наплевать, а ведь и с детьми летают.
Ерунду всякую придумывают лишь бы денег срубить а о безопасности не думают.
Как раз таки думают, а многие дети намного меньше бояться летать, чем взрослые люди. И как намного выше было написано : вероятность аварии на машине 1 к 9200, а на самолёте 1 к 20млн. Но на машине же с детьми вы ездите!
Абсолютно согласна с axelF. Вот только о людях никто не думает, только о прибыли. Это же надо весь конструктив перепридумать!!! А все, что написано в статье, сводится к этономической целесообразности )))
1
почему не начать делать что то типо этого,в случае аварии людей собрать туда и отцепить капсулу
Этого никто не сделает.
1. В этой капсуле вы умрёте от холода и недостатка кислорода за 30 секунд.
2. В этой капсуле поместите всего 70% пассажиров
3. А вы не думали, что экипажу( пилотам и бортпроводникам) тоже жить хочется? Ведь это им придётся отцкплять капсулу, а самим погибать!
Цены они будут поднимать, а то что люди разбиваются столько смертей.. это ничего... плюс после трагедии с Питерским самолетом 31 октября.. пришлось возместить по 2 млн рублей за каждого человека их семьям...
Нужно думать, что делать и как быть... люди не должны гибнуть из за таких выдумщиков .. Человеческая жизнь бесценна...
А что они по вашему должны были ещё сделать? На этом самолёте была бомба! В хвосте! Вся авионика вышла из строя! Это не вина авиакомпании, это вина Египетского аэропорта!
по 2 ляма они отдадут раз в пятилетку , а на разработку и содержание тратить будут каждый день,
8-10тыс км это уже открытый космос
Интересная статья, я вот думаю, почему танки на парашютах сбрасывают, а самолеты такой системой не оснащен... Средний боинг например 737-800 весит в районе 100 тон с топливом и пассажирами, а танк ну около 50, добавить просто куполов побольше и садить пассажиров вместе с фезюляжем, а топливо можно сбросить. вместе с багажем
3
Такие технологии внедряют, диву даешься, а тут ничего придумать не могут, все равно надо над этим работать, боюсь летать.
Так разрабатывайте, я теперь боюсь летать (