ЗПРР - что это такое? ЗПРР и АЧ. Лечение ЗПРР у детей

Согласно неумолимой статистике, в мире каждый год примерно в 2 раза увеличивается процент детей с диагнозом ЗПРР. Что это такое, знают не все. А между тем, аббревиатура ЗПРР расшифровывается просто – задержка психоречевого развития. Кроме этого отклонения, у детей есть два других, обозначаемых ЗРР (задержка речевого развития) и ЗПР (задержка психического развития). Все три в большинстве случаев бывают связаны между собой и взаимозависимы. Не каждые папа с мамой придают серьезное значение тому, что их ребенок едва произносит отдельные слова, когда его сверстники уже вовсю говорят предложениями. Многие родители уверены: придет время и их малыш «разговорится». Знание всех нюансов ЗПРР, что это такое, чем вызвана, как ее преодолеть, и зачем это делать, поможет избежать ошибок и вовремя исправить ситуацию. Ведь речевое общение у людей, а особенно у самых маленьких наших граждан, непосредственно связано с адаптацией в обществе, самореализацией, достижением определенных успехов, а обобщенно - с полноценной жизнью.

Нормы психоречевого развития

Чтобы помочь ответить на вопросы "ЗПРР - что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?", приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие – это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.

Нормы развития ребенка
ВозрастУмения
0-1 (мес)

Эмоциональное реагирование малыша на обращение к нему (на ласковое - улыбка либо любое проявление радости, на резкое и строгое возможен плач, всхлипывания, мимика обиды или расстройства).

1-3 (мес)

Гуление, лепет, а ближе к концу 3 месяца - произношение отдельных, самых простых звуков.

3-6 (мес)

В лепетании сперва непроизвольное, а после намеренное соединение звуков в звукосочетания, малыш должен быть заинтересован тем, что у него получается, прислушиваться к создаваемым им новым звукам, а ближе к 6 месяцам более отчетливо произносить отдельные легкие слоги (ба, ма, па и так далее).

6-9 (мес)

Достаточно четкое произношение простых буквенных сочетаний и слогов, а ближе к 9 месяцам малыши должны начать повторять за взрослыми слоги и простейшие слова (дай, на). Также дети уже должны понимать значения некоторых слов и выражений, например, «это мама», «где папа?», «"мяв" делает кошечка», «"гав" делает собачка» и так далее.

1 (год)

Осмысленное произношение простейших слов. У кого-то их может быть всего 2-3, у кого-то 10-12, но они уже должны появиться в детском лексиконе.

1-1,5 (лет)

Ребенок с удовольствием идет на контакт, увлеченно играет, каждый день учится чему-то новому. Занимаясь активной детской деятельностью, малыш быстро развивает свой словарный запас, который за последующие 6 месяцев должен достичь примерно 100 слов. Ребенок может уже сформулировать самые простые предложения, типа «киса мяв-мяв», «мама дай». Многие слова он пока произносит искаженно, не все звуки выговаривает, там, где его не понимают, добавляет к речи мимику и жесты, может придумать новые, не существующие в природе слова, но по тому, как и что он пытается сказать, хорошо видно, что его развитие идет нормально.

1,5-3 (лет)

Речь ребенка становится более отчетливой. Некоторые дети в 3 года могут правильно выговаривать почти все звуки, но чаще с «р», «л», «з», «с», «ч», «щ» и «ш» еще есть проблемы. Словарный запас в 3 года должен вырасти примерно до 3000 слов и уже включать «куда», «потому что», «когда», причем, употреблять их нужно осмысленно.

3-5 (лет)

Дети правильно произносят все или подавляющее большинство звуков, хорошо умеют соединять слова в осмысленные предложения и составлять из них коротенькие рассказы, описывать картинку, отвечать на поставленные вопросы не только однозначно «да» или «нет», но и более пространственно, рассказывать что-то из случившегося с ними за день.

5-6 (лет)

Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания.

6-7 (лет)

Речь правильная и осмысленная. У ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки. Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику.

Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.

Когда нужно бить тревогу

Значения вышеприведенной таблицы не являются абсолютными, строгих рамок в данном вопросе нет. Каждый человек, и малыш тоже, - это личность, целая отдельная «вселенная», обладающая свойственными только ей индивидуальными особенностями. Поэтому все приведенные выше данные могут корректироваться в диапазоне плюс-минус, но к 7 годам развитие должно быть в норме. Однако, значительное отставание от норм чаще означает не индивидуальность ребенка, а наличие у него ЗПРР.

Симптомы, подтверждающие патологию:

  • в 3-4 месяца малыш никак не реагирует на обращение к нему родителей, остается равнодушным к предлагаемым ему игрушкам, не отвечает улыбкой на проявление к нему любви, нежности и заботы;
  • к 9-ти месяцам нет лепетания, малыш не произносит отдельных слогов (некоторые дети, когда им что-то нужно, могут объяснять свое желание жестами, кряхтеть при этом или повторять какой-либо один, наиболее приемлемый для них звук);
  • к 1-му году ребенок тих, молчалив, постоянно серьезен, мало улыбается, тяжело идет на контакт;
  • к 2-м годам словарный запас страдающего ЗПРР включает 10 слов или около того, ребенок не повторяет за взрослыми новые слова, плохо понимает, что от него хотят окружающие, не может и не пытается составлять предложения даже из двух слов, типа «мама дай»;
  • к 2,5 годам малыш путается в названиях предметов, не может быстро и правильно ответить на вопросы про части тела («где носик?», «где ушки?»), часто не хочет выполнять то, что от него требуют, как бы вообще не обращает внимания на самые простые просьбы;
  • ЗПРР в 3 года или чуть позже проявляется неумением ребенка самостоятельно составить предложения, непониманием смысла читаемых ему сказок, некоторые малыши начинают разговаривать либо очень быстро, «проглатывая» концовки слов, либо слишком медленно, либо отмалчиваются, отвечают на поставленные вопросы жестами, мимикой или вообще не реагируют, или избирательно повторяют за взрослым слова, не умеют пользоваться горшком.

Кроме недостатков в речевом развитии, ЗПРР может проявляться в следующем:

  • приоткрытый почти постоянно рот;
  • чрезмерное выделение слюны;
  • агрессивность;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • слабая память;
  • отставание в физическом развитии;
  • отсутствие воображения;
  • замкнутость.

Причины, способствующие возникновению отклонений в развитии

Есть родители, которые сомневаются: ЗПРР - что это такое? Болезнь или нет? Однако ученые давно с этим разобрались. Результаты многочисленных исследований показали, что задержки в психоречевом развитии вызываются нарушениями в головном мозге и в центральной нервной системе. Они могут быть вызваны различными факторами, часть из которых влияет на малыша еще до его рождения, а часть возникает в первые месяцы жизни. К ним относятся:

  • в период беременности инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей мамой;
  • роды с осложнениями (затяжные, стремительные, преждевременные, запоздалые);
  • травмы при рождении (шейных позвонков, черепа, ЦНС);
  • тяжелые инфекционные заболевания в первые месяцы жизни;
  • гипоксия в утробе мамы;
  • обвитие пуповиной области шеи при родах;
  • некоторые методы воспитания (слишком докучливая опека, подавление любой инициативы и самостоятельности, проявляемых ребенком, жестокое с ним обращение, равнодушие родителей к своим детям, ситуации, когда они практически весь день, начиная с младенчества, предоставлены сами себе, а забота родителей заключается только в кормлении и смене памперсов);
  • психические травмы малышей на ранних сроках их жизни.

Заболевания, вызывающие ЗПРР

ЗПРР у ребенка почти наверняка возникнет как сопутствующий, а в отдельных случаях и как один из основных симптомов при следующих болезнях:

  • генетические, нарушающие структуру клеток мозга;
  • эпилепсия;
  • ишемия мозга;
  • аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • опухоль мозга;
  • лейкодистрофия;
  • ущемление нерва шейных позвонков;
  • проблемы с сосудами головного мозга;
  • нарушенная ликвординамика.

Кроме того, часто является спутником ЗПРР аутизм, большинством медиков признанный заболеванием нервной системы, при котором наблюдаются изменения в участках мозга. Связывают эти патологии с мутациями в генах и изменением их взаимодействия.

ЗПРР и АЧ

Для начала поясним, что такое АЧ. В данном случае эта аббревиатура значит «аутичные черты». Число аутистов в нашем обществе каждый год растет. По данным социологических и медицинских исследований, таких людей примерно 3-5 на каждую 1000 человек, а тех, у кого замечены те или иные аутичные черты, гораздо больше. Взрослые аутисты ведут замкнутый образ жизни, в большинстве случаев одиноки, часто испытывают трудности в социальном аспекте. Заметить и ЗПРР и АЧ у ребенка можно с младенчества, но зачастую их первые проявления не вызывают у родителей тревоги, потому что отставание в развитии списывается на возраст, а АЧ на особенности характера малыша. Иногда бывает, что некоторым детям с АЧ на общем фоне некоторого отставания от сверстников свойственны необычные таланты, которыми те не обладают, например, уникальное запоминание трудных слов, номеров с большим количеством цифр и прочее. Кроме того, многие дети-аутисты удивляют и умиляют своих родителей любовью к определенному, заученному ритуалу, например, перед едой обязательное мытье рук с ежедневным повторением всех действий до мелочей, причем малейшие отклонения от заведенного ритуала часто воспринимаются «в штыки». Кроме подготовки к еде, часто отмечается соблюдение такими детьми ритуала подготовки ко сну. Малыши с АЧ не бросают игрушки, а складывают их выбранным ими способом, оставаясь не по-детски серьезными, выполняют ряд последовательных действий с переодеванием и так далее. Многих родителей такое несвойственное возрасту поведение их детей не только не настораживает, оно им даже нравится. ЗПРР с аутичными чертами становится достаточно выраженной примерно к 3-м годам. Если в этот период не принять меры, повзрослевший ребенок будет испытывать большие сложности в школе, может замкнуться в себе, отстраниться от общества или начать проявлять агрессию к тем, кто не такой, как он, кто его не понимает или каким-либо образом высмеивает.

ЗПРР с аутичными чертами: симптомы

Заподозрить, что у новорожденной крохи имеются черты аутизма, способные вызвать в дальнейшем отставание в развитии, можно по таким симптомам:

  • сильный плач и неоправданно бурная реакция на, казалось бы, незначительные дискомфорт и раздражители (переместили лампу, включили телевизор и тому подобное);
  • слабая или вовсе отсутствующая реакция на сильные раздражители (например, укол);
  • слабо выраженное двигательное оживление (ножками, ручками, улыбка);
  • проявление активности и интереса, направленных только на игрушку, при этом безразличие на заботу и общение с ним людей.

Чем старше становятся такие дети, тем ярче у них проявляется ЗПРР с аутичными чертами. Симптомы этого заболевания в возрасте 1-1,5 лет:

  • нет лепетания;
  • редко и неохотно реагируют на зов их по имени;
  • избегают смотреть в глаза другим людям, что особенно заметно, когда малыш учится ходить;
  • выражают желание жестами, причем, зачастую делают это рукой того, кто находится рядом с ними;
  • не показывают ручкой, где, например, мама, не машут «до свидания»;
  • не произносят никаких слогов;
  • тяжело засыпают и плохо спят.

Симптомы в возрасте от 3 лет:

  • дети редко самостоятельно подходят к другим детям;
  • избегают общения, предпочитая играть в одиночестве;
  • не реагируют на эмоции тех, кто рядом с ним;
  • не понимают, что такое "делать по очереди с другими детьми (например, в детском саду)", плохо ориентируются в складывающейся вокруг них социальной обстановке.

ЗПРР с аутичными чертами в данном возрастном промежутке может проявить себя следующими отклонениями:

  • малый словарный запас;
  • замена словесных просьб на жестикуляцию;
  • слабая способность комбинировать те слова, которые уже знакомы;
  • редкие обращения к взрослым либо другим детям с просьбами;
  • неспособность или нежелание рассказать родителям, например, что интересного сегодня было в детском саду и тому подобное;
  • неправильное употребление местоимений (на вопрос «как тебя звать?» ребенок отвечает «тебя звать Саша»);
  • неумение играть в те игры, которые требуют фантазии, воображения;
  • фатальная привязанность только к чему-либо одному (игрушке, книжке, сказке, телепередаче);
  • аутоагрессия (причинение вреда самому себе).

У старших детей с диагнозом ЗПРР и АЧ появляются сложности с учебой, невнимательность к школьным и другим заданиям, которые не интересны, агрессия (ведь за плохие отметки ребенка уже начинают каким-либо образом наказывать).

Диагностика

Установка окончательного диагноза ЗПРР производится на основе комплексного обследования ребенка. В первую очередь лечащий врач обязан:

  • уточнить данные (составить анамнез) о том, как протекали беременность, роды, какие были особенности первых месяцев жизни ребенка (инфицирование, травмы и тому подобное);
  • проанализировать поведение ребенка на основе личного с ним общения, проверить его на внимательность, способность логического мышления, запоминания, понимания задаваемых вопросов и так далее (ребенок 5 лет ЗПРР проявляет не только логопедическими проблемами, но и неумением логически мыслить, решать простейшие задания, соответствующие его возрасту, ориентироваться в понятиях «быстрее-дольше», «больше-меньше» и тому подобное, логически объяснить сравниваемые величины, цвета, характеристики знакомых ему предметов);
  • провести клинические обследования (осмотр у невропатолога, логопеда, нейропсихолога);
  • в отдельных случаях врач может направить ребенка на анализы (тесты хромосом, метаболические и генетические анализы и другие);
  • иногда проводят дифференциальную компьютерную диагностику.

С точным диагнозом ЗПРР инвалидность дают, как правило, на 1-2 года. Устанавливают ее на основе заключения МСЭ (медико-социальная экспертиза). Дольше чем на 2 года, инвалидность не дают по той причине, что понятие «задержка» означает временное явление и предполагает рано или поздно достижение нормы. Поэтому по истечении срока инвалидности дети снова должны проходить комиссию и брать новое заключение МСЭ.

Основные методы лечения

Все врачи согласны с мнением: чем ранее начато лечение ЗПРР, тем благоприятнее будет прогноз.

Методы лечения для каждого малыша могут отличаться. Это напрямую зависит от причин, вызвавших задержку развития. Во всех случаях обязателен комплексный подход, потому что только логопедическими занятиями или таблетками добиться 100% успеха нельзя. На данный момент методы лечения включают:

1. Рефлексотерапия микротоками. При этом производят воздействие минимальными электроимпульсами на биоактивные точки и зоны мозга, где обнаружены нарушения, а также те, которые отвечают за речевое развитие, после чего восстанавливается работа ЦНС. Наибольший эффект метода отмечен у больных с гидроцефалией. Применяется метод до достижения детьми возраста 6 месяцев.

2. Медикаментозная терапия.

3. Логопедические занятия, коррекция дикции и произношения.

4. Стимулирующая терапия.

5. Работа с психологом, психотерапевтом.

В особо тяжелых случаях лечение ЗПРР включает применение аутонейритотерапии (введение в мозг ноотропов) и микрохирургии (при этом приращиваются дополнительные сосуды к зонам мозга, ответственным за речь).

Отличные результаты дает лечение в Израиле, Германии, Китае.

Дополнительные методы

Удивительно хорошие результаты дает лечение ЗПРР у детей нетрадиционными методами. К ним относятся:

  • остеопатия (мануальное воздействие на особые точки тела. При этом достигается баланс в работе нервной системы, психики, обмене веществ);
  • лечебная верховая езда (иппотерапия);
  • плавание с дельфинами (дельфинотерапия);
  • воздействие не ребенка музыкой, запахами (ароматерапия);
  • множественные занятия на логическое мышление и моторику (паззлы, лего), активные игры.

Родители должны много и регулярно заниматься с детьми, у которых замечено отставание в психоречевом развитии, используя любые доступные игры, придумывая для ребенка веселые, интересные и понятные ему задания.

Мнения родителей и врачей

Родные детей, у которых диагностировали ЗПРР, отзывы о лечении, деятельности врачей и получении инвалидности оставляют разные, в зависимости от результата. По поводу инвалидности: многие мамы и папы против того, что ее дают ребенку, не достигшему 3 лет, и считают, что некоторое отставание в речевом развитии вполне преодолимо, поэтому не нужно ставить на ребенке клеймо. Также многие родители против направления ребенка в специализированные дошкольные детские учреждения, возможно, справедливо полагая, что в обычном детском саду быстрее исчезнет отставание в развитии. Единственное, с чем согласен каждый родитель: с отстающими детьми нужно много заниматься, обязательно обращаться к логопеду, по возможности применять нетрадиционное лечение, которое очень хорошо помогает, особенно в случаях наличия кроме ЗПРР еще и АЧ.

Масса благодарных отзывов о лечении детей в Клинике восстановительной неврологии (Москва), врачи которой воистину творят чудеса и помогают практически полностью избавиться от ЗПРР, аутизма и других отклонений.

Врачи по поводу детей с ЗПРР считают, что отставание в развитии, не вызванное серьезными заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна и другие), можно полностью свести к нулю, если лечение начато вовремя.

Комментарии
1
Не знаю почему такое произошло с нами, но нам поставили ЗРР. Лучше не считать какова вероятность излечения, а что-то делать. Невролог обрадовал, что этот диагноз не страшен, если заниматься с ребенком. По его назначению кололи кортексин и ходили к логопеду. Эффективность такой схемы мы увидели уже после первого курса уколов - много новых понятных слов. А на третьем понятные предложения начал говорить.
Бред какой то.аутизм не излечим