Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета: репертуар, описание и актеры

В жизни каждого человека есть так называемые знаковые, а может быть, и культовые места. Для театралов одним из таких мест, безусловно, является Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета. Не только жители города, но и любой турист или командировочный старается попасть на спектакль в этот храм Мельпомены.

Новый век – новая культура

В XIX веке муниципальных театров было не так уж и много. В основном актерские труппы поддерживались меценатами и выступали на подмостках «домашних» театров. Доступ широкой общественности на такие представления был закрыт.

Начало ХХ века ознаменовалось революцией не только в политической жизни страны. Трансформации коснулись и всех направлений искусства – художники, поэты и прозаики, хореографы и режиссеры начала века почувствовали свободу и представляли на суд почитателям свои экспериментальные творения. На фоне современного искусства совершенно неудивительно, что в 1933 году в Санкт-Петербурге возник театр, который получил название «Новый». Позднее труппа, возглавляемая Исааком Кроллем, превратилась в Академический театр имени Ленсовета.

Голландская церковь

Первый спектакль прошел в здании Голландской церкви, располагавшейся на Невском проспекте. Церковная постройка не располагала всеми необходимыми условиями для размещения в ней театра, и вскоре после первых спектаклей пожар едва не унес с собой весь коллектив. Театр, едва начав, почти прекратил свое существование.

Но спектакли режиссера Кролля (ученика В. Э. Мейэрхольда) впечатлили и публику, и критиков. Блистательная игра актеров, стоявших у истоков этого храма Мельпомены, не осталась без внимания. С просьбой к властям обратились деятели театра и искусств, и в 1936 году в реконструированном зале для театральных постановок А. И. Павловой возобновил свою деятельность Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета. На Троицкой улице снова появились афиши спектакля А. Н. Островского «Бешеные деньги», с которого началась история этой труппы.

Во время Второй мировой войны здание очень пострадало от бомбежек, и вернувшимся из длительных гастролей по Дальнему Востоку артистам предоставили новое помещение – бывший особняк князя В. П. Голицына, и академический театр имени Ленсовета адрес сменил на Владимирский проспект, 12.

Мейерхольдовщина

В конце 30-х годов деятели от искусства стали вести борьбу с прогрессивными режиссерами и актерами. Стремление осовременить, прочесть на свой лад классические произведения сейчас никого не удивляет, а наоборот, весьма популярно. Тогда же, получив общее название, «мейерхольдовщина» (производная от фамилии режиссера В. Э. Мейерхольда) пугала и даже отталкивала. Творческих, искавших новые пути в искусстве людей действительность не принимала и изживала.

В этом круговороте оказались некоторые театры Санкт-Петербурга. Театр имени Ленсовета - не исключение. Главный режиссер, Исаак Кролль, был уволен с занимаемой должности. Решением городских руководителей культуры его место занял Б. М. Сушкевич.

Единство воспитания

Выдающийся актер, педагог Б. М. Сушкевич, привел с собой нескольких выпускников театрального института. Поработав с А. П. Чеховым и Е. Б. Вахтанговым в Первой студии МХТ, учившись у К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого, Борис Михайлович был уверен в том, что для успеха труппе необходима «одна волна» (как сказали бы сейчас). Только такое единство восприятия и методическая основа работы позволит по-настоящему вскрыть и передать суть художественного произведения. Именно этот посыл он и принес в Академический театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург быстро завоевали утонченные, эстетические и при этом довольно современные сценические решения Б. М. Сушкевича.

Весьма разнообразный, но при этом грамотно и сбалансированно составленный репертуар позволил раскрыться практически всем актерам труппы. В постановках Шиллера («Мария Стюарт», «Заговор Фиеско в Генуе») на сцене блистала Надежда Бромлей, жена и соратница Сушкевича. Эта женщина была еще и писателем, и режиссером; благодаря ее вниманию и романтизму спектакли получали еще более возвышенные, яркие краски.

Глубокие психологические проработки характеров зрители с замиранием сердца «читали» в «Беспокойной старости» (Л. Рахманов), «Мещанах» (М. Горький), «Скупом» (Ж.-Б. Мольер). Только создав из труппы настоящий ансамбль, Сушкевич сам вышел на сцену и сыграл выдающуюся в мировой драматургии роль Маттиаса Клаузена из драмы Г. Гауптмана «Перед заходом солнца». Спектакль по праву назван критиками театральной легендой.

«Культурное обслуживание воинов»

Именно с такой формулировкой Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета в октябре 1940 года был отправлен в длительные гастроли на Дальний Восток. Известие о войне застало актеров в Хабаровске. Гастроли растянулись на долгие 5 лет. До лета 1945 года театр работал в Сибири и на Урале, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Пограничные заставы, города, золотые прииски и военные корабли увидели 1300 спектаклей и почти 1000 концертов. Актеры регулярно выезжали в действующие части с фронтовой бригадой.

Конечно, в такое сложное время артисты вполне могли просто выступать перед зрителями, поддерживая их. Но, несмотря ни на что, репертуар театр имени Ленсовета обновлялся. Появились постановки К. Симонова, А. Корнейчука, В. Соловьева, которые показывали фронтовую жизнь и переживания тех, кто остался в тылу.

Ссылка Акимова

После кончины в 1946 году Сушкевича режиссеры не задерживались в театре больше, чем на один сезон. Некоторое время Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета возглавляла Надежда Бромлей, поставившая «Нору» по пьесе Ибсена. Это было значительное событие в театральной жизни города. Затем режиссером стала актриса Галина Короткевич. Далее шла череда сменявших друг друга постановщиков, пока, наконец, в театре не появился Николай Павлович Акимов. Его разжаловали и «сослали» сюда из Театра комедии за тот «формализм», от которого пострадал в свое время И. Кролль.

Акимов принес свежий воздух, и труппа ожила. Помимо новых актерских имен, которые стали известны публике благодаря остроте художественного видения режиссера, появились и новые спектакли: первый советский мюзикл «Весна в Москве», возродилась драматическая русская сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина и А .В. Сухово-Кобылина. Николай Павлович полагал, что классические произведения нельзя забывать, именно через них можно и нужно прививать вкусы и понимание театральной эстетики зрителю.

А накануне 20-летия труппы Нового театра, ему было присвоено имя Ленинградского Совета.

Эпоха Владимирова

В 1956 году Акимов вернулся в родной Театр комедии, а главные режиссеры Ленсовета сменялись, не успев «приступить к обязанностям». Но в 1960 году пост главного режиссера получил Игорь Петрович Владимиров. И началась еще более интересная жизнь труппы. Владимиров оказался тем самым лидером, которого так давно ждали и искали актеры.

Как и все режиссеры, он начинал актером. Поработав у Г. А. Товстоногова, Игорь Петрович стал ему ассистировать при постановке спектаклей и освоил эту профессию. Назначение Владимирова и перевод в 1962 году в Государственный академический театр имени Ленсовета Алисы Фрейндлих (жены Владимирова) на долгие годы определили творческое направление труппы.

В то время режиссер увлекался современной драматургией, ставил зарубежные комедии и переворачивал представление зрителей о классике. С постановки «Трехгрошовой оперы» театр приобрел самобытный жанр, сочетавший в себе эксцентрику, публицистику, романтику и гротеск. Именно это лежало в основе невероятного успеха длительностью в 40 лет.

Современность

Когда в 1999 году Владимиров ушел из жизни, его место занял В. Б. Пази. Человек высочайшей культуры, он очень бережно отнесся к традициям театра. Но не побоялся рискнуть и расширил репертуар совершенно непривычными, но очень интересными постановками Бергмана, Набокова, Берберовой. Пази приглашал лучших именитых режиссеров и молодые дарования, за счет чего постановки всегда привлекали внимание зрителя.

С 2011 года, после 5 сложных лет без главного режиссера, художественным руководителем "Ленсовета" стал Ю. Н. Бутусов, которого когда-то привел с собой Пази. Поставленные им спектакли изменили театр, но сохранили верность духу творчества и энергии.

Комментарии